Занятие по развитию речи «Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою» (вторая младшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Исаева Тамара Павловна

Занятие по развитию речи «Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою» (вторая младшая группа)

Тамара Павловна Исаева 
Занятие по развитию речи «Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою» (вторая младшая группа)

Цель:

Внедрение этнокультурного компонента в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.

Программные задачи.

Обучающие:

учить петь колыбельные песни напевно, ласково, правильно и четко произнося слова.

Продолжать учить играть и разговаривать с игрушками.

Обогатить и активизировать словарь по теме.

Развивающие :

Развивать эмоциональную отзывчивость на колыбельные песни народов Поволжья.

Совершенствовать умение слушать и понимать воспитателя.

Способствовать развитию речи детей, как средство общения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к творчеству народов Поволжья.

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Материал:

Предметы русского и мордовского быта, игрушки: кот, петушок, кукла; кроватка-качалка, шапочка петушка, сундук.

Словарная работа: косатушки, колыбелька, калач, ревет, мягонько, пухового, каприза, ворковать.

Методические приемы: Беседа, художественное слово, вопросы к детям, слушание мордовской колыбельной песенки.

Предварительная работа:

Заучивание потешек, колыбельных песен.

Рассматривание кукол в русском, мордовском, татарском национальных костюмах.

Чтение мордовских, татарских, русских народных сказок.

Слушание колыбельных песен.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественная литература, физическое развитие, музыка.

(Деревенский двор, сидит хозяйка на лавочке, рядом игрушка кот, на заборе петушок, кроватка, кукла).

Хозяюшка. День добрый, детушки-косатушки!

Проходите. Не стесняйтесь. По удобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Приготовьте ушки, глазки, расскажу ка я вам сказку.

Жила была девочка Машенька

(хозяйка показывает куклу)

Вот она, Машенька наша

Девочка - клубничка,

Румяное личико

Щечки, что яблочки,

Губки, что ягодки,

Носик-курносик, пуговкой,

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

Хозяюшка.

Какая красавица! Да вот беда! Капризна Машенька. Ее укладывают, укладывают спать, а она никак не ложится, все капризничает, ревет, плачет, гулять хочет.

Скажем Машеньке:

Ой, Машенька, не реви,

Купим тебе сухари.

Ой, Машенька, не плачь,

Купим тебе калач.

Хозяюшка.

Ничего Машенька не хочет, только плачет и плачет. Давайте попробуем Машеньку укачать, споем ей колыбельную песенку, может она и поспит.

Ложись Машенька в колыбельку.

Смотрите, какая у нее постелька.

Подушечка мягонька, периночка пухова, одеяльце тепленько.

Спи Машенька, засыпай.

Хозяюшка.

Ребятки, как нужно петь колыбельную песенку?

Дети: Спокойно, нежно, ласково.

Хозяюшка.

Баю-баю баюшок!

Ложись, Маша, на бочок,

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Баю-баю баюшок!

В огороде петушок,

Петя громко поет,

Маше спать не дает.

(входит петушок)

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: Ах ты Петя-петушок, золотой гребешок, как ты громко поешь, нашей Маше спать не даешь.

Петушок: Я - петушок голосистый, всегда громко пою, деткам спать не даю.

Хозяюшка: Петя-петушок, не пой так громко, нам нужно Машеньку спать уложить. Погуляй Петя по двору.

Ребятки, давайте и мы походим по двору как петушок и угостим петушка зернышками.

Петушок.

(клюет зернышки и говорит спасибо).

Хозяюшка.

Не спит Машенька. Настенька, ты споешь ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

К нам волчок не ходи,

Нашу Машу не буди.

(слышится мяуканье)

Хозяюшка.

Это кот Васька. Васька, ты пришел Машеньку покачать?

Кот: Нет, я пришел поиграть.

Хозяюшка: Нет, дорогой, мы не можем с тобой сейчас играть. Мы Машеньку спать укладываем. Послушай котик, и вы, ребятки, колыбельную песенку на мордовском языке.

В песенке спрашивают кошечку:» Где сделала ты гнездышко?», а она отвечает-«за трубою, за самоваром».

Вай катоня, катоня,

Коза тият, пизоня?

-трубать фталу,

Трубать фталу

Самоварть алу.

Хозяюшка.

Нет! Не спит Машенька. Только плачет. Самира, спой ей колыбельную песенку на татарском языке.

В песенке поется:

Не плачь, не плачь

Молоко не проси, молоко в печке

Мама придет вечером даст.

Елама, елама,

Елык катык, сырома

Елы катык пичтэ

Эникай килер кичкэ.

Хозяюшка.

Нет, не спит наша Машенька. Ребята, мы Машеньке спели все колыбельные и на мордовской, и на русском, и на татарском языках. Давайте споем ей колыбельную песенку все вместе, чтобы она уснула.

Баю-баю-баю-бай!

Ты собачка не лай,

Петушок не кричи

Нашу Машу не буди.

Люли-люли-люленьки

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать

Нужно Маше крепко спать.

Хозяюшка.

Уснула наша Машенька, крепко спит каприза. Мы тихонько подойдем, посмотрим. А теперь, тихо Машенька пусть спит, а мы пойдем погуляем.

Литература

1. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, Н. Д. Маханева.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Пособие для педагогов. Санкт-Петербург, 1990г

3. «Мы в Мордовии живем»

О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Коркина и др. Саранск 2011

4. «Игровая деятельность в детском саду»

Н. Ф. Губанова, Москва. Мозаика-Синтез, 2006-2010г

5. «Фольклор- музыка- театр»

С. И. Мерзлякова. Москва, 1999г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bayu_bayushki_bayu_mashenku_moyu.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи «Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою» (вторая младшая группа)

Тамара Павловна Исаева 
Занятие по развитию речи «Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою» (вторая младшая группа)

Цель:

Внедрение этнокультурного компонента в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.

Программные задачи.

Обучающие:

учить петь колыбельные песни напевно, ласково, правильно и четко произнося слова.

Продолжать учить играть и разговаривать с игрушками.

Обогатить и активизировать словарь по теме.

Развивающие :

Развивать эмоциональную отзывчивость на колыбельные песни народов Поволжья.

Совершенствовать умение слушать и понимать воспитателя.

Способствовать развитию речи детей, как средство общения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к творчеству народов Поволжья.

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Материал:

Предметы русского и мордовского быта, игрушки: кот, петушок, кукла; кроватка-качалка, шапочка петушка, сундук.

Словарная работа: косатушки, колыбелька, калач, ревет, мягонько, пухового, каприза, ворковать.

Методические приемы: Беседа, художественное слово, вопросы к детям, слушание мордовской колыбельной песенки.

Предварительная работа:

Заучивание потешек, колыбельных песен.

Рассматривание кукол в русском, мордовском, татарском национальных костюмах.

Чтение мордовских, татарских, русских народных сказок.

Слушание колыбельных песен.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественная литература, физическое развитие, музыка.

(Деревенский двор, сидит хозяйка на лавочке, рядом игрушка кот, на заборе петушок, кроватка, кукла).

Хозяюшка. День добрый, детушки-косатушки!

Проходите. Не стесняйтесь. По удобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Приготовьте ушки, глазки, расскажу ка я вам сказку.

Жила была девочка Машенька

(хозяйка показывает куклу)

Вот она, Машенька наша

Девочка - клубничка,

Румяное личико

Щечки, что яблочки,

Губки, что ягодки,

Носик-курносик, пуговкой,

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

Хозяюшка.

Какая красавица! Да вот беда! Капризна Машенька. Ее укладывают, укладывают спать, а она никак не ложится, все капризничает, ревет, плачет, гулять хочет.

Скажем Машеньке:

Ой, Машенька, не реви,

Купим тебе сухари.

Ой, Машенька, не плачь,

Купим тебе калач.

Хозяюшка.

Ничего Машенька не хочет, только плачет и плачет. Давайте попробуем Машеньку укачать, споем ей колыбельную песенку, может она и поспит.

Ложись Машенька в колыбельку.

Смотрите, какая у нее постелька.

Подушечка мягонька, периночка пухова, одеяльце тепленько.

Спи Машенька, засыпай.

Хозяюшка.

Ребятки, как нужно петь колыбельную песенку?

Дети: Спокойно, нежно, ласково.

Хозяюшка.

Баю-баю баюшок!

Ложись, Маша, на бочок,

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Баю-баю баюшок!

В огороде петушок,

Петя громко поет,

Маше спать не дает.

(входит петушок)

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: Ах ты Петя-петушок, золотой гребешок, как ты громко поешь, нашей Маше спать не даешь.

Петушок: Я - петушок голосистый, всегда громко пою, деткам спать не даю.

Хозяюшка: Петя-петушок, не пой так громко, нам нужно Машеньку спать уложить. Погуляй Петя по двору.

Ребятки, давайте и мы походим по двору как петушок и угостим петушка зернышками.

Петушок.

(клюет зернышки и говорит спасибо).

Хозяюшка.

Не спит Машенька. Настенька, ты споешь ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

К нам волчок не ходи,

Нашу Машу не буди.

(слышится мяуканье)

Хозяюшка.

Это кот Васька. Васька, ты пришел Машеньку покачать?

Кот: Нет, я пришел поиграть.

Хозяюшка: Нет, дорогой, мы не можем с тобой сейчас играть. Мы Машеньку спать укладываем. Послушай котик, и вы, ребятки, колыбельную песенку на мордовском языке.

В песенке спрашивают кошечку:» Где сделала ты гнездышко?», а она отвечает-«за трубою, за самоваром».

Вай катоня, катоня,

Коза тият, пизоня?

-трубать фталу,

Трубать фталу

Самоварть алу.

Хозяюшка.

Нет! Не спит Машенька. Только плачет. Самира, спой ей колыбельную песенку на татарском языке.

В песенке поется:

Не плачь, не плачь

Молоко не проси, молоко в печке

Мама придет вечером даст.

Елама, елама,

Елык катык, сырома

Елы катык пичтэ

Эникай килер кичкэ.

Хозяюшка.

Нет, не спит наша Машенька. Ребята, мы Машеньке спели все колыбельные и на мордовской, и на русском, и на татарском языках. Давайте споем ей колыбельную песенку все вместе, чтобы она уснула.

Баю-баю-баю-бай!

Ты собачка не лай,

Петушок не кричи

Нашу Машу не буди.

Люли-люли-люленьки

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать

Нужно Маше крепко спать.

Хозяюшка.

Уснула наша Машенька, крепко спит каприза. Мы тихонько подойдем, посмотрим. А теперь, тихо Машенька пусть спит, а мы пойдем погуляем.

Литература

1. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, Н. Д. Маханева.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Пособие для педагогов. Санкт-Петербург, 1990г

3. «Мы в Мордовии живем»

О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Коркина и др. Саранск 2011

4. «Игровая деятельность в детском саду»

Н. Ф. Губанова, Москва. Мозаика-Синтез, 2006-2010г

5. «Фольклор- музыка- театр»

С. И. Мерзлякова. Москва, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Комплексное занятие по развитию речи "Дружная семья: Петушок, Курочка и цыплята" (вторая младшая группа).

Комплексное игровое занятие по развитию речи для детей 2-ой младшей группы, на котором осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественная литература, ...

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».

Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну здоровья» для детей второй младшей группы.

Тема: «Путешествие в страну здоровья»Методика дошкольного образования: Речевое развитие, Здоровье, Физическое воспитание, Безопасность.Программное содержание: Закрепить представлен...

Комплексное занятие по развитию речи и лепке на тему «Колобок» во второй младшей группе

Программное содержание: Способствовать развитию речевой речи детей, воображение; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимание, доставить детям радость творчества.Материал: глина, клеёнки, резин...

Комплексное занятие по развитию речи и лепке на тему «Колобок» во второй младшей группе

Программное содержание: Способствовать развитию речевой речи детей, воображение; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимание, доставить детям радость творчества.Материал: глина, клеёнки, резин...

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «КОШКА С КОТЯТАМИ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Занятие по развитию речи для детей 2-й младшей группы - рассматривание картины "Кошка с котятами"...