«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер
на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формированиеполноценной личности, получения имдолжного образования..Позитивное влияние песка на ребёнка доказано давно. Развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и гармонизации психоэмоционального состояния ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_pesok_loseva.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Актуальность. Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, агрессивностью, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу-довольно яркое и эффективное решение этой проблемы. Позитивное влияние песка на ребёнка доказано давно. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и гармонизации психоэмоционального состояния ребенка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Основоположником песочной терапии считается Карл Густав Юнгу и Доре Калфф . М.Лоуэнфелд ввела понятие «техника построения мира на песке ». Песок учит познавать мир образами, воспринимать мир и социум невербальными способами ( М.Г.Агавелян ). Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт - Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу , проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира Теоретическая база
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Цель моей работы: Способствовать развитию речи дошкольников посредством песочной терапии, гармонизация психоэмоционального состояния ребенка Задачи : - побуждать к речевому общению; -закрепление правильного звукопроизношения; -развитие связной речи через обогащение словаря и формирование грамматических категорий; -развитие диалогической речи; - стимулирование познавательных интересов через экспериментирование с песком; -накапливание положительного эмоционального опыта; - развитие мелкой моторики пальцев рук .
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. В своей работе с детьми использую следующие методы и приёмы : Исследовательский проект «Песочная страна»(использование наглядно-дидактического опыта, ИКТ) 2. Игровой (игры-опыты, игры с песком) 3. Словесный (беседы, чтение художественной литературы) 4. Практический (игры с песком ) 5.Диагностический 6.Художественный (рисование песком) 7.Элементы сказкотерапии
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Оборудование : Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8 . Д но окрашено в голубой цвет. Миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см),изображающие людей; различных животных и растения; транспорт и пр. Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Лопатки, широкие кисточки, сито, воронки, сачок, черпачок Различные здани я . Набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Игры , с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры такие игры направлены закрепление звукопроизношения , развитие грамматического строя речи, обогащение словаря, на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем снятие психо эмоционального напряжения
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. . Структура занятий : 1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра. 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задание
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. « Узор под диктовку» (ориентирование в пространстве). В каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал. «Что справа, слева, сверху, снизу?» (Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице. «Числа и цифры» Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал , классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой. «Кратчайший путь» Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки. Примеры обучающих игр :
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Примеры познавательных игр: Игра «Во саду ли, в огороде» Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Содержание. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород .
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Примеры проективных игр: « Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Упражнение «Победитель злости». Из песка вылепим плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? Дети по примеру делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Общая структура занятий 1 . Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная ). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи ). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия ) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра . 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задани е
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Правила поведения в песочнице: Не ссориться, помогать друг другу . Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы . Нельзя бросать песок в других или брать его в рот . После игры в песке надо помыть ручки . После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. ! Преимущества использования песочной терапии песок «заземляет» отрицательную энергию . Способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка . развивается «тактильная» чувствительность , мелкая моторика рук Повышается познавательная активность, желание экспериментировать и работать самостоятельно развиваются познавательные процессы: -восприятие, -внимание, -память, - мышление развитие всех компонентов устной речи детей
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Педагог-психолог Артамонова Р.Ф. Успехов - вашим детям, терпения, мудрости и душевных сил – Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство развития речи дошкольников
Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...
Песочная терапия,как средство развития речи дошкольников
Буклет для родителелй...
Песочная терапия как средство развития речи
Песочная терапия как средство развития речи...
Песочная терапия как средство развитие речи
Применение песка в работе учителя-логопеда...
Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста
Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...
статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста
статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...
Пезентация на тему «Песочная терапия как средство развития речи дошкольников»
При взаимодействии с песком, используются обе руки, поройодновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитиеправого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гар...