Песочная терапия как средство развития речи
консультация по логопедии
Песочная терапия как средство развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_kak_sredstvo_razvitie_rechi.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Красильникова Ю.С.
Песочная терапия как средство развития речи
Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, являющаяся одним из способов развития речи ребенка. В логопедии игры с песком могут быть направлены на:
- развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики;
- снятие мышечного напряжения,
- совершенствование зрительно-пространственной ориентировки,
- развитие мотивации ребенка к общению,
- формирование первичных речевых навыков,
- расширение словарного запаса;
- освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Что необходимо для игр с песком?
Для игр с песком используется деревянный ящик или поднос, окрашенный с двух сторон в голубой или синий цвет. Голубые борта ящика олицетворяют небо, а голубое дно – воду. Более того, голубой цвет подноса действует успокаивающе на психику ребенка. Размеры ящика должны быть оптимальными для зрительного восприятия, поэтому для детей младшего возраста подойдет ящик 50х70х8 см. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, поскольку в песочной терапии нередко используется мокрый песок. Предпочтительным материалом для ящика является дерево, где песок «дышит», но можно обойтись с помощью других материалов.
Песок, используемый для игр должен быть просеянным, чистым и прокаленным в духовом шкафу. Фракция песка может быть любой, только не очень мелкой, чтобы песок не растворился в воде. В играх можно использовать речной, морской или кинетический песок.
Ящик заполняется песком на 1/3 или наполовину. Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек:
- человеческие персонажи разного пола и возраста, куклы, миниатюрные статуэтки;
- фигурки животных, птиц, морских обитателей. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные;
- предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов;
- сказочные персонажи добрые и злые.
- персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
- украшения, сувениры.
- природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.
Некоторые игры и упражнения с песком
Игры на развитие тактильной чувствительности:
- Положить ладони на песок и рассказать о своих ощущениях. Ребенок должен положить ладони вслед за взрослым и описать свои ощущения (я чувствую теплый (прохладный) песок; он сухой (мокрый), гладкий, мягкий и т.д.);
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик;
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней;
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно;
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам;
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек");
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
- Набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
Игры на дыхание:
- «Выровняй дорогу» - от детской машинки взрослый проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
- «Что под песком» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
- «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
- «Дорога к другу»- на песке расставляется две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.
- «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушая её, помогая герою продолжить свой путь.
Артикуляционные упражнения:
- «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по песку».
- «Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
- «Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.
- «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлёпать по высунутому языку «пя- пя-пя, бя- бя- бя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Игры на автоматизацию звуков:
- «Заведи мотор машины» - произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать по песку букву Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написанные буквы с произнесением звука.
- «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук [C], насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком [С] и набрав песок, произнося этот звук, засыпать её.
- «Дорожка»- произносить заданные взрослым слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку.
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Спрячь ручки»- прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки»- рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
- «Два моря»- ящик делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например: в «море [C]» и в «море [Ш]»).
Обучение грамоте:
- «Напиши на песке» - ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребёнок читает.
- Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..;
- Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство развития речи дошкольников
Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст...
«Песочная терапия как средство развития речи дошкольников с ТНР»
Согласно ФГОС ДОУ совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мерна своевременное обеспечение каждому ребёнк...
Песочная терапия,как средство развития речи дошкольников
Буклет для родителелй...
Песочная терапия как средство развитие речи
Применение песка в работе учителя-логопеда...
Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста
Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...
статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста
статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...
Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...