Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях по развитию речи
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) на тему
Детская опытно экспериментальная деятельность как средство познавательно-речевого развития в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека опытов со звуками. | 133.97 КБ |
Предварительный просмотр:
♫ МУЗЫКА И ШУМ | ||||
ЦЕЛЬ | ПОБУЖДАТЬ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ЗВУКОВ И РАЗЛИЧАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ ЗВУКИ. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | МЕТАЛЛОФОН - БАЛАЛАЙКА - КСИЛОФОН - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ - МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПЛАСТИНЫ - КОРОБОЧКИ СО «ЗВУКАМИ» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой) | |||
ХОД ОПЫТА | Дети рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые). Педагог определяет вместе с детьми , какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на музыкальном инструменте мелодию и спрашивает, знают ли ребята эту песенку. 1.Затем выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику. ( НЕТ). 2.Как назвать то , что получится? ( ШУМ) 3.Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывая в них, и определяют , одинаковые ли будут звуки и почему ? ( НЕТ, ТАК КАК РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ШУМЯТ ПО-РАЗНОМУ) | |||
ИГРА : Дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета. | ||||
♫ ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ? | ||||
ЦЕЛЬ | ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОНИМАНИЮ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗВУКА: КОЛЕБАНИЕ ПРЕДМЕТОВ. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | ДЛИННАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЛИНЕЙКА – ЛИСТ БУМАГИ - МЕТАЛЛОФОН - ПУСТОЙ АКВАРИУМ - СТЕКЛЯННАЯ ПАЛОЧКА, НАТЯНУТАЯ СТРУНА ( ГИТАРА ИЛИ БАЛАЛАЙКА), ДЕТСКАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОСУДА - СТЕКЛЯНЫЙ СТАКАН | |||
ХОД ОПЫТА | Педагог предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов: ■ Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (ЕСЛИ ЛИНЕЙКУ НЕ ТРОГАТЬ, ТО ОНА НЕ ИЗДАЁТ ЗВУК). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (ОНА ДРОЖИТ, КОЛЕБЛЕТСЯ) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (ОН ПРЕКРАЩАЕТСЯ). ■ Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (ПОДЕРГАТЬ; СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СТРУНА ДРОЖАЛА), а потом замолчать (НЕ ДАТЬ ЕЙ КОЛЕБАТЬСЯ, ЗАЖАТЬ РУКОЙ ИЛИ КАКИМ – НИБУДЬ ПРЕДМЕТОМ). ■ Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (ЗВУК ЗАСТАВИЛ ДРОЖАТЬ БУМАГУ, ПАЛЬЦЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ ДРОЖАНИЕ.) Делается вывод, что звук только то, что дрожит (КОЛЕБЛЕТСЯ). | |||
ИГРА : Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк. (ПРИЖАТЬ ПРЕДМЕТ, ВЗЯТЬ ЕГО В РУКИ – ПРЕКРАТИТЬ КОЛЕБАНИЕ ПРЕДМЕТА). |
♫ ОТКУДА БЕРЁТСЯ ГОЛОС? | ||||
ЦЕЛЬ | ПОДВЕСТИ К ПОНИМАНИЮ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ, ДАТЬ ПОНЯТИЕ ОБ ОХРАНЕ ОРГАНОВ РЕЧИ. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | ЛИНЕЙКА С НАТЯНУТОЙ ТОНКОЙ НИТЬЮ, СХЕМА СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ. | |||
ХОД ОПЫТА | Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие–нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (СКАЗАЛИ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ.) Откуда выходили громкие звуки? (ИЗ ГОРЛА.) Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ СРАВНИВАЮТСЯ С НАТЯНУТЫМИ НИТОЧКАМИ: ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ СЛОВО, НАДО ЧТОБЫ «НИТОЧКИ» ТИХОНЬКО ЗАДРОЖАЛИ). | |||
ОПЫТ С НИТЬЮ: ■ Опыт с тонкой нитью, натянутой на линейку: из нее извлекается тихий звук, если подергать нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (ДЕРНУТЬ ПОСИЛЬНЕЕ – ЗВУК УСИЛИТСЯ.) Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить ( ВЕДЬ ЕСЛИ ДЕРНУТЬ СИЛЬНО ЗА НИТЬ, ОНА ПОРВЕТСЯ). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки. | ||||
♫ГДЕ ЖИВЁТ ЭХО? | ||||
ЦЕЛЬ | ПОДВЕСТИ К ПОНЯТИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭХА. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | ПУСТОЙ АКВАРИУМ ИЛИ БОЛЬШАЯ СТЕКЛЯННАЯ БАНКА, ВЕДРА ПЛАСТМАССОВЫЕ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ, КУСОЧКИ ТКАНИ, ВЕТОЧКИ, МЯЧ. | |||
ХОД ОПЫТА | Дети определяют, что такое эхо. (ЯВЛЕНИЕ, КОГДА СКАЗАННОЕ СЛОВО, ПЕСЕНКА СЛЫШИТСЯ ЕЩЕ РАЗ, КАК БУДТО КТО – ТО ПОВТОРЯЕТ ИХ). Называют, где можно услышать эхо. (В ЛЕСУ. В АРКЕ ДОМА, В ПУСТОЙ КОМНАТЕ). Проверяют с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо? (ДА, ЗВУКИ ПОВТОРЯЮТСЯ) Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (НЕТ, ЭХО ИСЧЕЗЛО). | |||
ОПЫТ С МЯЧОМ : Дошкольники играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (ХОРОШО ОТСКАКИВАЕТ, ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РУКИ, ЕСЛИ УДАРЯЕТСЯ О ТВЕРДЫЕ ПРЕДМЕТЫ; НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ, ОСТАЕТСЯ НА МЕСТЕ, ЕСЛИ УДАРЯЕТСЯ О МЯГКИЕ ПРЕДМЕТЫ.) То же происходит и со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняем, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью – нет. (ЗВУК НЕ ОТРАЖАЕТСЯ ОТ МЯГКИХ ПРЕДМЕТОВ И НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К НАМ) |
♫ КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ? | ||||
ЦЕЛЬ | ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНУ УСИЛЕНИЯ ЗВУКА. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | ПЛАСТМАССОВАЯ РАСЧЕСКА, РУПОР ИЗ КАРТОНА. | |||
ХОД ОПЫТА | ■ Педагог предлагает дошкольникам выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев – получается звук. Ребята сами объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (ЗУБЬЯ РАСЧЕСКИ ДРОЖАТ ОТ ПРИКОСНОВЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ И ИЗДАЮТ ЗВУКИ: ДРОЖАНИЕ ПО ВОЗДУХУ ДОХОДИТ ДО СЛУХА – И СЛЫШИТСЯ ЗВУК.) ■ Звук очень тихий, слабый. Ставим расческу одним концом на стул. Повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. (В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ОДНОМУ РЕБЕНКУ ПРОВОДИТЬ ПАЛЬЦЕМ ПО ЗУБЬЯМ, А ДРУГОМУ В ЭТО ВРЕМЯ – ЛЕГОНЬКО ПАЛЬЦАМИ КОСНУТЬСЯ СТУЛА). ■ Что чувствуют пальцы? Делаем вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше – и звук получается громче. Педагог предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (ЗВУК УСИЛИВАЕТСЯ, ТАК КАК КОЛЕБЛЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПО РАЗМЕРУ ПРЕДМЕТ). | |||
ИГРА: ■ Дети представляют, что заблудились в лесу. Они пытаются позвать кого – нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. (КОЛЕБАНИЯ.) Стал ли звук громче? (ЗВУК УСИЛИЛСЯ.) Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, когда отдают свои команды? (РУПОР.) Дошкольники берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через него. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным. | ||||
♫ КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ | ||||
ЦЕЛЬ | ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНУ ОСЛАБЛЕНИЯ ЗВУКА. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | КОРОБОЧКИ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЛИ КРУПАМИ; ОДНА КОРОБОЧКА С «СЕКРЕТОМ»: ВНУТРИ ОНА ПОЛНОСТЬЮ ОБЛОЖЕНА ПОРОЛОНОМ. | |||
ХОД ОПЫТА | ■ Педагог предлагает отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (ЗВУК РЕЗКИЙ, ГРОМКИЙ – МЕТАЛЛ; ЗВУК ШУРШАЩИЙ – КРУПА.) ■ Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Ребята пробуют отыскать коробочку по звуку (ЗВУК ГЛУХОЙ, НЕХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ МЕТАЛЛА). ■ По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (ОН КАК БЫ «ЗАСТРЯЛ» В ПОРОЛОНЕ). ■ Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как она звучит и сохранили ли коробочка свой «секрет» (ЗВУК СТАЛ ГЛУШЕ, ТИШЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННЕЕ). ■ Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных. (НАКРЫТЬ БУДИЛЬНИК ЧЕМ – НИБУДЬ МЯГКИМ – ПОДУШКОЙ, ОДЕЯЛОМ И Т.П.) |
♫ КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА? | ||||
ЦЕЛЬ | ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫСОКИХ И НИЗКИХ ЗВУКОВ, ЗАВИСИМОСТЬ ЗВУЧАЩИХ ПРЕДМЕТОВ ОТ РАЗМЕРА. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | КСИЛОФОН, МЕТАЛЛОФОН, ДЕРЕВЯННАЯ ЛИНЕЙКА. | |||
ХОД ОПЫТА | Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (например «Чижик – пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (ПЕРВЫЙ РАЗ - НЕЖНЕЕ, ВТОРОЙ РАЗ – ГРУБЕЕ.) Обращаем внимание на размер пластинок (трубочек) инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у пластинок (трубочек) большого размера звук грубее (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.
| |||
♫ СПИЧЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН | ||||
ЦЕЛЬ | ПОЗНАКОМИТЬ С ПРОСТЕЙШИМ УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЗВУКА НА РАССТОЯНИИ. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | ДВА СПИЧЕЧНЫХ КОРОБКА, ТОНКАЯ ДЛИННАЯ НИТЬ, ИГОЛКА, ДВЕ СПИЧКИ С ОБЛОМАННЫМИ ГОЛОВКАМИ. | |||
ХОД ОПЫТА | Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дошкольники выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку. (ПАЛЕЦ, ПРИКАСАЯСЬ К НИТИ, К КОРОБКУ, ОЩУЩАЕТ КОЛЕБАНИЯ.) Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Ребята зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает (ЗВУК ПЕРЕДАЕТСЯ ПРИ ДРОЖАНИИ НИТКИ; ЕСЛИ НИТКА НЕ ДРОЖИТ, ЗВУК НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ). |
♫ ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ? | ||||
ЦЕЛЬ | ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ РАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ ЧЕЛОВЕКОМ И ЖИВОТНЫМИ. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха | |||
ХОД ОПЫТА | Дошкольники вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха.) Педагог рассказывает ребятам, что у разных животных организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Взрослый предлагает представить, что барабанная перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их воспринимают (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т.д. | |||
♫ ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ? | ||||
ЦЕЛЬ | ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НИЗКИХ И ВЫСОКИХ ЗВУКОВ (ЧАСТОТА ЗВУКА). | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТА | ПЛАСТМАССОВЫЕ РАСЧЕСКИ С РАЗНОЙ ЧАСТОТОЙ И РАЗМЕРОВ ЗУБЬЕВ. | |||
ХОД ОПЫТА | Педагог предлагает дошкольникам провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий грубый, громкий; у расчесок с мелкими и частыми зубьями – звук тонкий, высокий. Дошкольники рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: ■ у комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з-з»; ■ у шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают,: ■ что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; ■ шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),мод...
Использование продуктивной деятельности на занятии по развитию речи детей дошкольного возраста.
Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Здесь рассказывается об использовании продуктивной деятельности на занятиях по развитию речи детй младшего и среднего возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации
Конспект непосредственной образовательной деятельностиинтегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации...
Непосредственная образовательная деятельность. Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Чтоб другому помогать, надо очень много знать"
Доброго времени суток, коллеги! Наверняка многие используют метод сказки на новый лад на своих занятиях. Делюсь так же своим опытом. На занятиях в детском саду очень важно заинтересовать ребят, тогда ...
Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...
Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...