Методическая разработка по развитию речи у детей 4-5 лет на тему «Игрушки»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
В методической разработке представлен материал по решению речевых задач у детей 4-5 лет на тему "Игрушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_igrushki.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по развитию речи у детей 4-5 лет
на тему «Игрушки»
Составила:
старший воспитатель Пашская А.Г.
Санкт-Петербург
2018
.
Тема недели: «Игрушки». Возраст: 4-5 лет, средняя группа
Задача | Форма работы | Содержание |
Развитие связной диалогической речи | ||
Обогащать и совершенствовать представления детей об игрушках, развивать диалогическую речь | Образовательная ситуация «Разные игрушки» | Здравствуйте, ребята! Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы угадайте, о чём она. Они на витринах, на полках сидят, И ждут в магазине весёлых ребят. С ними ребята не будут скучать, С ними ребята не будут скучать! (Игрушки). Ведущий: Да, это игрушки, а игрушкам каждый рад! Ребята, вы любите игрушки? (Да). Кукла приходит в гости к детям, здоровается и знакомится с ними. - А вашей группе есть куклы? - Где они живут? Пойдемте в кукольный уголок, вы меня познакомите с куклами. (Каждой кукле дать имя) - А еще я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины? Как можно играть с машинками? Поставим машинки в гараж. - А еще я люблю играть в конструктор. Возьмите по 1 детали. Сколько у тебя деталей, Маша, какого она цвета? Сколько всего деталей? Много. Положим все детали на место. - В вашей группе все игрушки знают свой домик, свое место. Это хорошо, значит у вас всегда порядок. И т.д. |
Развивать умение устанавливать признаки изменения, развивать диалогическую речь, память | Д/И «Что изменилось?» | А какие вы знаете игрушки? Как с ними нужно играть ? - Рассмотрите, что это? Выставить игрушки на стол. Дети называют игрушки. Затем дети закрывают глаза и воспитатель меняет две игрушки местами или убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторить 3 раза. |
Расширить знание детей по теме «Игрушки»; развивать умение составлять описательный рассказ | Ситуация общения «Мои любимые игрушки» | У вас есть любимая игрушка? Расскажите нам о ней, а мы попробуем отгадать, что это за игрушка. • Какой её внешний вид (величина, цвет, форма)? |
Обогащение активного словаря | ||
Актуализация словаря по теме, развивать умение определять и называть материал | Ситуация общения «Из чего сделаны игрушки». | Во все игрушки играют, но все ли они одинаковые? Из чего же и кто делает игрушки? - Из какого материала сделан этот слоненок? Из резины. Из резины, значит, он резиновый. Возьми, Маша слоненка. Какой он на ощупь? Холодный, мягкий, гладкий. Передай игрушку Ване и скажи: «Слоненок резиновый». - Есть у нас в группе еще резиновые игрушки? Найдите и принесите на этот стол по 1 резиновой игрушке. - А из какого материала сделана эта пирамидка? Из дерева. Есть ли еще деревянные игрушки в группе? Найдите в группе и принесите на этот стол по 1 деревянной игрушке. Какие они на ощупь? Теплые, твердые, гладкие. И т.д. |
Развивать умение отгадывать загадки | Д/И «Отгадай загадки» | Его бьют, а он не плачет, |
Развитие звуковой интонационной культуры речи и фонематического слуха | ||
Развивать слуховое внимания, умение определять направление звука | Игровая обучающая ситуация «Где позвонили?» | Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.). Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает. |
Развивать слуховое внимание, координацию движений | Игровая ситуация «Найди игрушку» | Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла. Описание игры. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок. |
Развивать речевой слух, фразовую речь | Дидактическая игра «Кто внимательный?» | Оборудование. Различные игрушки: машинки, куклы, кубики и т. п. Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 – 4 до 5 – 6 м. Выявляются победители. |
Знакомство с книжной культурой и литературой | ||
Развивать умение слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворения, выразительно рассказывать на память. | Чтение стихотворения «Мои игрушки» З. Петрова | Хороши у нас игрушки: Вам понравилось стихотворение? О чём оно? О каких игрушках рассказывает автор? Как надо играть с игрушками? |
Развивать умение воспринимать поэтические тексты, отвечать на вопросы. | Е.Григорьева «Кукла» С.Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку | О чём эти стихотворения? Какое вам больше понравилось? Почему? А если у вас ломаются ваши любимые игрушки, что вы делаете? Ит.д |
Развивать умение внимательно слушать литературные произведения. | Н. Калинина «Как Саша и Алеша пришли в детский сад» Главы «Как ребята играли» «Разве так играют?» | Вам понравились рассказы? О чём эти рассказы? Как дети играли? И т.д. |
Развитие грамматического строя речи | ||
Развивать умение детей пользоваться предлогами места | Д/И «Разложим игрушки по полочкам» |
Я – крикун, и я – буян, я звонкий круглый … (барабан) - Положим барабан на верхнюю полку. 2) Чем бьют его сильнее, тем скачет веселее. (мяч) - Положим мяч на нижнюю полку. 3) Веселый Антошка скачет на одной ножке. (юла) - Положим юлу справа от барабана. 4) Рядом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрешка) - Положим матрешку рядом с мячом и т.д. |
Развивать умение образовывать признак предмета, расширять представления о материалах, из которых сделаны игрушки. | Д/И "Назови какая". | Подобрать признак предмета. Мяч из резины – резиновый, машинка из пластмассы – пластмассовая и т. д. Педагог говорит начало предложения и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает, кидает мяч педагогу. Воспитатель бросает детям мяч и просит назвать одним словом: игрушка из дерева – деревянная, Игрушка из пластмассы - …, из глины - …, из бумаги - …, из меха - …, и т. д. |
Развивать умение подбирать глаголы к существительным | Д/И «Что умеют делать игрушки?» | Воспитатель показывает картинку с изображением игрушки и предлагает ребёнку подобрать действие к предмету: мяч – летит, прыгает, скачет, катится, падает; кукла - …;машина - … В игре используется мяч, который передается по кругу и каждый ребенок называет слово. |
Развивать умение использовать в речи уменьшительно ласкательные суффиксы | Д/И «Назови ласково» | Воспитатель предлагает детям картинки с изображением игрушек, ребёнку предлагается их назвать ласково: заяц – зайчик, кукла – куколка |
Развитие культуры речевого общения | Ситуация общения сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | Воспитатель: Здравствуйте дети! Представьте себе, что вы оказали вдруг в "Магазине игрушек" и хотите купить что-нибудь. Для того чтобы продавец показал вам игрушку, ее описать ,какая она, какого цвета, размера. А еще вам нужно вспомнить вежливые слова. Какие слова вы вспомнили? Ответы детей: "Здравствуйте", "извините", "пожалуйста", "будьте добры", "спасибо" Воспитатель: Сколько вежливых слов вы знаете! Молодцы! А теперь вспомним правила поведения в магазине. Как нужно вести себя в магазине (В магазине нужно вести себя хорошо, не кричать , сначала поздороваться с продавцом, а потом просить показать игрушку) Воспитатель: Правильно, наш магазин не совсем обычный, он волшебный. Здесь, как видите, нет кассы, где пробивают чеки за игрушку. Вам нужно вспомнить стихи, песни, считалочки, скороговорки .Это и будет ваша плата за купленную игрушку. В нашем магазине есть небольшая сценка, на которой вы будете выступать. Сначала вспомним стихи А,Барто "Игрушки" ("Бычок", "Мяч","Зайка","Слон"и др.) Итак, начинаем игру. Звенит колокольчик. Магазин открыт. Входят дети, встают в очередь ,выбирают игрушку, исполняют песни, стихи, декламируют со сцены. Затем продавец меняется, его роль исполняют другие дети. Ребята играют с купленными игрушками. Воспитатель: Вот и закончилась наша игра. Понравилась она вам? Будем в нее еще играть? К следующему разу вы, я надеюсь, выучите новые стихи, песни, разучите новые скороговорки, считалочки. Наш магазин закрывается. Спасибо всем. Звенит колокольчик, дети прощаются с продавцом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме: "ВЕТКА РЯБИНЫ"
Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».
Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....
Методическая разработка по развитию речи для детей на тему : "Зимующие птицы " для младшего дошкольного возраста
конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему «Зимующие птицы»....