Методическая разработка по развитию речи у детей 4-5 лет на тему «Игрушки»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Пашская Анна Германовна

В методической разработке представлен материал по решению речевых задач у детей 4-5 лет на тему "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igrushki.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по развитию речи у детей 4-5 лет

на тему «Игрушки»

Составила:

старший воспитатель Пашская А.Г.

Санкт-Петербург

2018

.

Тема недели: «Игрушки». Возраст: 4-5 лет, средняя группа

Задача

Форма работы

Содержание

Развитие связной диалогической речи

Обогащать и совершенствовать представления детей об игрушках, развивать диалогическую речь

Образовательная ситуация

«Разные игрушки»

Здравствуйте, ребята! Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы угадайте, о чём она.

Они на витринах, на полках сидят,

И ждут в магазине весёлых ребят.

С ними ребята не будут скучать,

С ними ребята не будут скучать!       (Игрушки).

Ведущий: Да, это игрушки, а игрушкам каждый рад! Ребята, вы любите игрушки? (Да).

Кукла приходит в гости к детям, здоровается и знакомится с ними.

- А вашей группе есть куклы? - Где они живут? Пойдемте в кукольный уголок, вы меня познакомите с куклами. (Каждой кукле дать имя)

- А еще я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины? Как можно играть с машинками? Поставим машинки в гараж.

- А еще я люблю играть в конструктор. Возьмите по 1 детали. Сколько у тебя деталей, Маша, какого она цвета? Сколько всего деталей? Много. Положим все детали на место. - В вашей группе все игрушки знают свой домик, свое место. Это хорошо, значит у вас всегда порядок. И т.д.

Развивать умение устанавливать признаки изменения, развивать диалогическую речь,  память

Д/И  «Что изменилось?»

А какие вы знаете игрушки? Как с ними нужно играть ?

- Рассмотрите, что это? Выставить игрушки на стол. Дети называют игрушки. Затем дети закрывают глаза и воспитатель меняет две игрушки местами или убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторить 3 раза.

Расширить знание детей по теме «Игрушки»; развивать умение составлять описательный рассказ

Ситуация общения

«Мои любимые игрушки» 

У вас есть любимая игрушка? Расскажите нам о ней, а мы попробуем отгадать, что это за игрушка.

• Какой её внешний вид (величина, цвет, форма)? 
•Из какого материала сделана? 
• Как с ней можно играть

Обогащение активного словаря

Актуализация словаря по теме, развивать умение определять и называть  материал     

Ситуация общения

 «Из чего сделаны игрушки».     

 Во все игрушки играют, но все ли они одинаковые?

Из чего же и кто делает игрушки?

- Из какого материала сделан этот слоненок? Из резины. Из резины, значит, он  резиновый. Возьми, Маша слоненка. Какой он на ощупь? Холодный, мягкий, гладкий. Передай игрушку Ване и скажи: «Слоненок резиновый».

- Есть у нас в группе еще резиновые игрушки? Найдите и принесите на этот стол по 1 резиновой игрушке.

- А из какого материала сделана эта пирамидка? Из дерева. Есть ли еще деревянные игрушки в группе? Найдите в группе и принесите на этот стол по 1 деревянной игрушке. Какие они на ощупь? Теплые, твердые, гладкие. И т.д.

Развивать умение отгадывать загадки

Д/И «Отгадай загадки»

Его бьют, а он не плачет, 
Упадет, поскачет. 
(Мяч) 
Пляшет крошка, 
А всего одна ножка. 
(Юла) 
Глазки голубые, 
Кудри завитые, 
Все время улыбается, 
На нас не обижается. 
(Кукла) 
Эти чудо - кирпичи 
Я в подарок получила, Что сложу из них – сломаю, 
Все сначала начинаю. 
(Кубики) 
Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку, 
Все они сидят друг в дружке 
И всего одна игрушка. 
(Матрешки) 
Его держу за поводок, 
Хотя он вовсе не щенок, 
А он сорвался с поводка 
И улетел под облака. 
(Воздушный шар) 

Развитие звуковой интонационной культуры речи и фонематического слуха

Развивать   слуховое внимания, умение определять направление звука

Игровая обучающая ситуация

«Где позвонили?»

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Развивать слуховое внимание, координацию движений 

 Игровая  ситуация

«Найди игрушку»

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла. Описание игры. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок. 

Развивать речевой слух, фразовую речь

Дидактическая игра

«Кто внимательный?»

Оборудование. Различные игрушки: машинки,  куклы, кубики и т. п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 – 4 до 5 – 6 м. Выявляются победители.

Знакомство с книжной культурой и литературой

Развивать умение  слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворения, выразительно рассказывать на память.

Чтение стихотворения «Мои игрушки»

З. Петрова

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.

Вам понравилось стихотворение? О чём оно? О каких игрушках рассказывает автор? Как надо играть с игрушками?

Развивать умение  воспринимать поэтические тексты, отвечать на вопросы.

Е.Григорьева «Кукла» 

С.Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку

О чём эти стихотворения? Какое вам больше понравилось? Почему? А если у вас ломаются ваши любимые игрушки, что вы делаете? Ит.д

Развивать умение внимательно слушать литературные произведения.

Н. Калинина «Как Саша и Алеша пришли в детский сад»

Главы  «Как ребята играли» «Разве так играют?»

Вам понравились рассказы? О чём эти рассказы? Как дети играли? И т.д.

Развитие грамматического строя речи

Развивать умение детей пользоваться предлогами места

Д/И  «Разложим игрушки по полочкам»

  1. Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути.

   Я – крикун, и я – буян, я звонкий круглый … (барабан)

- Положим барабан на верхнюю полку.

 2) Чем бьют его сильнее, тем скачет веселее. (мяч)

- Положим мяч на нижнюю полку.

 3) Веселый Антошка скачет на одной ножке. (юла)

- Положим юлу справа от барабана.

 4) Рядом разные подружки, но похожи друг на дружку.

   Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрешка)

- Положим матрешку рядом с мячом и т.д.

Развивать умение  образовывать признак предмета, расширять представления о материалах, из которых сделаны игрушки.

Д/И "Назови какая".

Подобрать признак предмета. Мяч из резины – резиновый, машинка из пластмассы – пластмассовая и т. д. Педагог говорит начало предложения и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает, кидает мяч педагогу. 

Воспитатель бросает детям мяч и просит назвать одним словом: игрушка из дерева – деревянная,

Игрушка из пластмассы - …, из глины - …, из бумаги - …, из меха - …, и т. д.

Развивать умение подбирать глаголы к существительным

Д/И «Что умеют делать игрушки?» 

Воспитатель показывает картинку с изображением игрушки и предлагает  ребёнку подобрать действие к предмету: мяч – летит, прыгает, скачет, катится, падает; кукла - …;машина - … В игре используется мяч, который передается по кругу и каждый ребенок называет слово. 

Развивать умение  использовать в речи уменьшительно ласкательные суффиксы

Д/И «Назови ласково»

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением игрушек, ребёнку предлагается их назвать ласково: заяц – зайчик, кукла – куколка

Развитие культуры речевого общения

Ситуация общения сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Воспитатель: Здравствуйте дети! Представьте себе, что вы оказали вдруг в "Магазине игрушек" и хотите купить что-нибудь. Для того чтобы продавец показал вам игрушку, ее описать ,какая она, какого цвета, размера. А еще вам нужно вспомнить вежливые слова.  Какие слова вы вспомнили? Ответы детей: "Здравствуйте", "извините", "пожалуйста", "будьте добры", "спасибо" Воспитатель: Сколько вежливых слов вы знаете! Молодцы! А теперь вспомним правила поведения в магазине. Как нужно вести себя в магазине (В магазине нужно вести себя хорошо, не кричать , сначала поздороваться с продавцом, а потом просить показать игрушку) Воспитатель: Правильно, наш магазин не совсем обычный, он волшебный. Здесь, как видите, нет кассы, где пробивают чеки за игрушку. Вам нужно вспомнить стихи, песни, считалочки, скороговорки .Это и будет ваша плата за купленную игрушку. В нашем магазине есть небольшая сценка, на которой вы будете выступать. Сначала вспомним стихи А,Барто "Игрушки" ("Бычок", "Мяч","Зайка","Слон"и др.) Итак, начинаем игру. Звенит колокольчик. Магазин открыт. Входят дети, встают в очередь ,выбирают игрушку, исполняют песни, стихи, декламируют со сцены. Затем продавец меняется, его роль исполняют другие дети. Ребята играют с купленными игрушками. Воспитатель: Вот и закончилась наша игра. Понравилась она вам? Будем в нее еще играть? К следующему разу вы, я надеюсь, выучите новые стихи, песни, разучите новые скороговорки, считалочки. Наш магазин закрывается. Спасибо всем. Звенит колокольчик, дети прощаются с продавцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме: "ВЕТКА РЯБИНЫ"

Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».

Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....

Методическая разработка по развитию речи для детей на тему : "Зимующие птицы " для младшего дошкольного возраста

конспект занятия  по  развитию речи (младшая группа) на тему «Зимующие птицы»....