Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме: "ВЕТКА РЯБИНЫ"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием
выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №6
Интеграции детских видов деятельности
открытый показ в ДОУ
на тему: «Ветка рябины»
Воспитатель: Кузнецова Е.В.
Заполярный, декабрь 2017
«Ветка рябины»
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: Мольберт, иллюстрации рябины, различных лесных ягод, в том числе ягод рябины, веточка рябины.
Раздаточный: Альбомный лист, гуашь, ватные и поролоновые палочки, тряпочки, палитры.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за рябиной, строением листьев и гроздьев ягод.
Цель: Продолжать знакомить детей с растительным миром родного края, закреплять представления детей о ягодах, произрастающих в Заполярье.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять знания детей о многообразии северных ягод, их питательных и лекарственных свойствах.
- Познакомить детей с одним из видов деревьев – рябиной, особенностями её роста, цветения, плодоношения, распространения.
- Дать знания о роли рябины в жизни птиц, животных и человека.
Развивающие:
- Обогащать речь детей образными выражениями, сравнениями, развивать способность к восприятию художественного слова.
- Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, умения видеть красоту природы, отображать её в речи и продуктивной деятельности.
- Развивать способность использовать для рисования нетрадиционный материал (поролоновые и ватные палочки), украшать лист бумаги крупной веткой рябины.
Воспитательные:
- Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, эстетическому восприятию природы, восхищению её красотой.
- Формировать положительное бережное отношение к растительному миру родного края, умение в дальнейшем ценить, разумно и бережно использовать дары природы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое лукошко сегодня я вам принесла. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдёте в моём лукошке. Приготовились? Слушайте внимательно.
1.Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай –
Руки не замарай! (Черника)
-Как вы догадались, что это черника? (черника сладкая, сине – чёрного цвета, пачкает руки, рот).
- Почему эту ягоду называют черникой?
- Правильно, черника чернит руки и рот, она очень мягкая, легко давится и мнётся, когда её собираешь. Все любят чернику, потому что она сладкая и полезная.
2. Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки-
Не выше кочки.
В сентябре их соберёшь,
Витамины запасёшь! (Брусника)
- У брусники листики какие? С глянцем это значит с блеском, блестящие. А какие ягодки с румянцем? (красного цвета).
Давайте все вместе скажем листики- с глянцем, ягодки – с румянцем. ( дети повторяют хором).
- Кто был внимателен и скажет, когда бруснику собирают и зачем? (в сентябре собирают, витамины запасают).
- Правильно, брусника богата витаминами, она и полезна, и целебна. Брусничный отвар помогает лечить разные болезни.
- А что можно приготовить из ягод? (варенье, желе, сок, компот, пироги, ватрушки).
3.И красна, и кисла
На болоте росла.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюковка)
- Как в загадке говорится про клюкву?
- Давайте хором повторим
И красна, и кисла, на болоте росла.
- Клюква- целебная ягода, из неё готовят морс, сок, украшают сладкий торт.
4.На малину так похожа
И душиста и пригожа
Пожелтеет, подрастёт,
Станет сладкой, словно мёд.
Подумай немножко
Как зовут её? ( Морошка)
- Как в загадке сказано про морошку?
- По виду она какая?
(на малину похожа и пригожа, как поспеет- пожелтеет).
- А по запаху какая? (душистая).
- А на вкус? (сладкая, как мёд).
- Вот какая замечательная ягода морошка!
Что же находилось в лукошке? (ягоды).
Назовите их (черника, брусника, клюква, морошка). Где растут эти ягоды? Правильно, это наши северные ягоды, они растут в лесу, на болоте, на кочках, на низких кустиках.
Разминка
Рябинка
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
А я вам приготовила ещё одну загадку про северную ягоду. Послушайте.
Висят на ветке подружки,
Прижавшись, тесно друг к дружке.
Красные горошины
Снегом припорошены. (Рябина).
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно (показ иллюстрации). Знакомо ли вам его название? Можете объяснить, почему рябину считают красавицей? Что, в ней красиво? (Резные листья, разноцветная окраска, гроздья ягод).
Ягоды не сладость, зато глазу радость!
Городам и лесам – украшенье,
Людям и животным – угощенье.
Рассказ воспитателя
Рябина прекрасное дерево. Каждую весну она распускает свои нежные листики (показ иллюстрации), а к лету на рябине появляются грозди белых соцветий (Показ иллюстрации). Как они радуют глаз! Но проходит немного времени и белые цветы превращаются в твёрдые зелёные горошинки ягод. (Показ иллюстрации).
Рябине много предстоит отдать им сока, тепла и заботы, чтобы они превращались в красные гроздья (показ иллюстрации).
Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и ели ветки держит – так много на них ягод.
И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что её ягоды будут объедены, склёваны, сжёваны прямо на дереве.( Показ иллюстрации свиристели на рябине).
А если какие ягоды на землю и упадут , так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы. (показ иллюстрации).
Стихотворение «Рябина» Н. Шумов.
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
(читает ребёнок)
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими. (Показ иллюстрации).
Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.(показ иллюстрации).
Физкультминутка
«Станем мы деревьями»
Воспитатель: Сегодня я принесла веточку рябины. Давайте рассмотрим ее. Расскажите, какого цвета ягоды? Какой они формы, как расположены? (ответы детей). Вы заметили, что на ветке нет листочков? А почему? (ОТВЕТЫ)
А на веточках, которые я приготовила для вас, нет даже ягод. Предлагаю вам их нарисовать.
Рисовать гроздья рябины мы будем с помощью ватных и поролоновых палочек. Давайте вспомним, как ягоды расположены (ответы).
Висят на ветке подружки, прижавшись тесно, друг к дружке.
Какими палочками удобнее рисовать ягоды? (поролоновыми). А что вы нарисуете ватными палочками? (маленькие чёрные точки на каждой ягодке).
Прежде, чем приступить к рисованию, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук «здороваются)
В лес идём мы погулять (обе руки «идут» указательными и
средними пальчиками по столу)
За черникой за брусникой,
И за клюквой, голубикой (загибают пальчики, начиная
с большого сжимая в кулачки),
А морошку найдём
– братишке отнесём! (разжимают пальцы ладонями вверх).
Самостоятельная работа детей. Помощь детям при затруднении. Коррекция осанки.
Итог занятия. Анализ готовых работ.
Посмотрите и полюбуйтесь веточками, которые вы нарисовали.
(дети рассматривают работы, высказывают своё мнение).
Помните как про рябину - красавицу говорят:
Ягоды не сладость, зато глазу радость!
Городам и лесам – украшение,
Людям и животным – угощение!
Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой, ветки рябины – красавицы получились как настоящие! Спасибо, вам за работу.
ФОТО НА ПАМЯТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-435832-1418571414.jpg)
Методическая разработка по развитию речи у детей средней группы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.Тема: «Игрушки»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-805278-1470810351.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
quot;Играя,развиваем речь"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-240803-1518370139.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деяте...
Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы.
Продолжать формировать у детей навык пересказывания сказок, пользуясь ключевыми картинками и подбирать существительные к прилагательным. Продолжить работу по автоматизации звука «Ш» и по ф...
Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду".
Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду"....
Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду".
Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/14/picture-1522727-1726311609.jpg)
Методическая разработка Тема_ «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игру с использованием инновационных технологий» Ионцева Е.Н 23 марта 2023г.
Методическая разработкаТема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста черезигру с использованием инновационных технологий»Воспитатель: Ионцева Е.Н Речевое развитие вк...