Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»
материал по развитию речи на тему

Кацевич Татьяна Сергеевна

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_innovats.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 «Зоренька»

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»

Подготовила:

воспитатель

Кацевич Татьяна Сергеевна

29.11. 2018г.

г. Лобня

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,

и он будет долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать таких слов –

и ребенок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

С целью развития монологической и диалогической речи в практике педагоги применяют разнообразные педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, развивающие, технологии проектирования и мультимедийных презентаций, технологию ТРИЗ, социально-адаптирующие, здоровьесберегающие. Для того, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать инновационные методы обучения.

Я сегодня представлю вашему вниманию технологию наглядного моделирования. Моделирование облегчает детям младшего дошкольного возраста, овладение связной речью, так как использование условных заместителей (элементов модели, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии связной речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Говорят, один рисунок стоит тысячи слов.

- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

- В-четвертых, применяя данную технологию, мы развиваем у детей способность к оформлению речевого высказывания с опорой на модель.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии связной речи дошкольников.

Разрешите представить свой опыт работы с детьми по данной технологии.

Пересказ.

На занятиях по пересказу, детей младшего дошкольного возраста, я старалась приобщить к подлинно художественной речи, чтобы они запоминали эмоциональные, образные слова и словосочетания, учить владеть родным языком. Подбирая произведения для пересказа, я учитывала следующие требования к ним:

• Высокая художественная ценность,

• Динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения,

• Четкость и последовательность действий,

• Занимательность и доступность содержания,

• Небольшой объём.

План занятий по пересказу во 2 младшей и средней группе выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Перед началом проводится подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставляя в рассказ отдельные фразы и слова.

На данном этапе передо мной стояло 2 задачи:

• Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, потом рассказ ребёнка;

• Подвезти к воспроизведению текста.

Обучение пересказыванию я начинала с хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок», помогая детям запомнить последовательность появления героев и их действий. Начало сказки, как правило, запоминается хорошо, поэтому ребёнок пересказывает его самостоятельно. Чтобы детям было легче запомнить последовательность, я предложила им пересказ по схемам и таблицам. Это облегчило детям работу по пересказыванию.

Так как важным приёмом является оценка детского пересказа, я кратко анализировала его, отмечав хорошие стороны, обязательно поощряла старания ребёнка, что вселяло в него уверенность в своих силах.

Рассказывание по картине.

При обучении детей рассказыванию я использовала сюжетные и предметные картины.

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения по картине, поскольку дети ещё не могут составить связного изложения, они ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств действий.

На данном этапе я учила детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления к связным высказываниям. Первые картины для младших дошкольников – это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, а также не сложные сюжеты.

Занятия по ознакомлению с картиной начинала с вводной беседы, чтобы выяснить представления и знания детей об изображённом. Использовала основной методический приём – вопрос. Они были чёткими, лаконичными. Добивалась от детей правильности соотношения слова с предметами, их качествами и действиями. После беседы сама рассказывала о изображенном на картине, используя художественное слово или загадку. разнообразные игровые приёмы, например, «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собаке».

Рассматривание предметной картины я связывала с объёмной моделью похожей игрушки, задавая вопросы, закрепляя полученные знания о данном объекте.

После занятия оставляла картину в группе. В свободное время и в индивидуальной работе с детьми мы рассматривали её ещё раз, замечая что-то ново

Рассказывание об игрушках.

На речевое развитие детей младшего дошкольного возраста оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек. Такие занятия Большое значение имеет правильный подбор игрушек и проводится в живой эмоциональной форме.

Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор обеспечивает активизацию словаря и развитию связной речи на основе использования приёма сравнения. Например, я показывала двух медвежат. «Посмотрите на медвежонка, какие у него глаза (уши, лапы, хвост? Скажите, какой этот медвежонок? Как можно назвать его ласково? Что он умеет делать? У нашего мишки есть друг. Посмотрите на медвежонка, какие у него глаза (уши, лапы, хвост? Скажите, какой этот медвежонок? А теперь послушайте рассказ про двух друзей»

Рассматривание игрушек и подведение детей к составлению описательных рассказов включает в себя решение лексических и грамматических задач:

• Подбирать нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного;

• Строить связное высказывание.

Описание игрушки я начинала с тщательно продуманных вопросов. Отвечая на вопросы, дети обращали внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал, подбирали сравнения, и переход к составлению рассказа становился естественным.

К концу года я предложила детям составит описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Сначала я объяснила детям каждый символ мнемотаблицы, а затем сама составила рассказ (объяснить). Алгоритм составления рассказа по мнемотаблице для детей второй младшей группы таков:

• Что это.

• Цвет.

• Форма

• Размер

• Как с ней играть.

Выявила, что одним из эффективных средств для развития связной речи детейявляется детское коллекционирование.

Дети редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…

Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

При обучении детей составления описательного рассказа я так же использовала мнемотаблицы. Н занятиях по ознакомлению с окружающим и экологии я знакомила детей с каким-либо временем года, предметом, явлением, животным миром, используя отдельные картинки-схемы, а на развитии речи мы закрепляли их рассказом по мнемоаблице. Так же сначала по моему образцу, а в дальнейшем, дети проявляли инициативу собственного рассказывания. Составление каждого рассказа имело свой алгоритм.

• Рассказ об овощах – что это, цвет, форма, вкус, что делают из него.

• Рассказ о времени года – погода, одежда, труд, птицы, животные, забавы.

• Рассказ о животных – кто это, части тела, окрас, где живёт, чем питается, польза человеку.

• Рассказ о профессии – название, место работы, форма одежды, что нужно для работы, что делает на работе.

• Рассказ рассказа о птицах – кто это, где живёт, части тела, чем питается, какие звуки произносит, польза человеку.

• Рассказ о цветке – цвет, запах, размер, части растения, где растёт, время цветения.

• Рассказ о транспорте - назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный, вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный, кто управляет транспортом (специальность, профессия, что перевозит этот транспорт.

• Рассказ о семье - как зовут (Имя, фамилия, отчество, домашний адрес, с кем живешь (перечисление всех членов своей семьи, рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает, сколько всего человек, чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Заключение

Итак, в процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Повысился уровень самостоятельности детей: они научились пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить.

Таким образом, работа показала, что дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием технологии наглядного моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники"

В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи,...

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер-класс «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Игровые подходыв развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».Слайд 1 Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного ...

Мастер-класс «Инновационные подходы в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Знакомство с набором «Пуговицы» из образовательного модуля «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников». (Автор И.И. Казунина, преподаватель АНО ДПО...