Беседы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сай Елена Николаевна

Беседы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_gr._malinka.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о лекарственных растениях в подготовительной группе

«Доктор природа».

Цель. Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Материал. Иллюстрации на тему «Лекарственные растения», гербарные образцы, карточки с изображением лекарственных растений, отвар лекарственных растений.

Участники: воспитатель, дети.

Ход беседы

Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?

Дети: Мама даёт таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.

Воспитатель: Какие вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «Зелёная Аптека». Почему? (ответы). Верно! Такие растения помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть всё необходимое человеку для здоровья, поэтому её можно назвать «Доктор Природа». Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнём с тех, которые помогут на прогулках. Отгадайте сначала загадку.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).

Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это вата из нашей походной аптечки. Мхом- сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали

Воспитатель: А это подорожник!

Почему он так называется? Где растёт?

Дети: его можно встретить вдоль дорог.

Воспитатель: Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение? (стихотворение Вс. Рождественского).

Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

что отыскалось лекарство

тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт. Дети, вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства?

Дети: Ягоды!

Стихотворение Е. Трутнёвой «Черника».

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела.

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко.

Только рты с чего – то стали

Чёрные немножко

Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника.

Она окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезнях желудка, ревматизме, малокровии. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Ягода это капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растёт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

Воспитатель: А это что за ягода? Где она растёт? Кто из вас её собирал?

Дети: Это земляника

На прогулке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летел над ней.

У неё сосед весёлый – родничок среди камней.

Солнце грело много дней,

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Полезная для здоровья и другая лесная ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё подарит радость в зимнее время.

А ещё есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съёсть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется

Дети: Малина!

Воспитатель: Кто из вас пробовал малину? А где вы лакомились этими ягодами?

Правильно, в лесу или на даче, где растёт садовая малина.

При каких заболеваниях её применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Дети: Медведь, муравьи.

Воспитатель: Клюква, которая растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Её собирают только взрослые, осторожно наступая на кочки болот в знакомом месте. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус? Верно! Но, несмотря на свой кислый вкус, эта ягода полезна во всех видах. Из неё делают целебные напитки: компоты, морсы, едят живые ягоды с мёдом и сахаром.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека.

Стихотворение О. Высотской.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.

Золотой молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу- кА в карманчик

Бывший …одуванчик.

Отгадайте, о чём пойдёт дальше речь

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит,

Не огонь, а жжётся.

дети: Крапива

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

Много лекарств изготавливают из шиповника, их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечится от кашля. В шиповнике содержится витамин С.

А эту ягоду любят и люди и птицы. В ней не только много витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. Это рябина.

Посмотрите на растение, которое страдает от людей весной из- за своего аромата и красоты. Белые горошки на зелёной ножке. Что это такое, ребята?

Дети: Ландыш

Воспитатель: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше любоваться и фотографировать.

Отгадайте загадку:

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое, а что это такое?

Дети: Ромашка!

Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветков ромашки. Болезнь отступит.

Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие мы часто видим на прогулке.

Беседа в подготовительной группе

«Секреты вежливости».

Воспитатель: Встречу, новый разговор

Мы со «Здравствуйте» начнем.

Друг пришел вдруг на обед-

Скажем мы ему «Привет».

-Дети давайте мы свами поздороваемся. А здороваться мы с вами будем с улыбкой, подарим ее друг другу . Просто посмотрим и мило улыбнемся, пожелаем своей улыбкой добра.

-А теперь, ребята я вас приглашаю присесть на стульчики, чтобы поговорить - о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это волшебные вещи, волшебные герои и волшебные слова. Но волшебные слова бывают не только в сказках, мы их слышим каждый день, но никогда не обращаем на них внимание. Обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны. Почему? (ответы детей)

Объяснение: Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, радостней.

Воспитатель: Есть такая пословица «Добрые слова слаще мягкого пирога», «Вежливые слова как ключики открывают сердца людей».

Чтобы вспомнить волшебные слова поиграем в игру «Волшебный мяч». Это необычный мяч. Это Вежливый мяч. Вы должны передать его друг, другу произнося вежливые слова. Только вы не должны повторять те слова, которые уже сказали.

- Молодцы, ребята! А еще есть такое вежливое слово, как «будьте добры». (дети повторяют).

-А давайте выполним упражнение «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать.

1. Придя в детский сад надо со всеми… (поздороваться). Слово «Здравствуйте!»

2. Чтобы попросит у товарища игрушку, говорят (Дай мне, пожалуйста)

3. Если нечаянно толкнул друга надо сказать (Прости, извини)

4. Когда мы поели, в конце мы говорим (Спасибо)

5. Уходя домой, мы говорим. (До свидания)

- Молодцы! Многие ребята знают, что вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» говорят друзьям и знакомым. Но и своим домашним – маме и папе, бабушке и дедушке, сестре и брату эти слова нужно говорить обязательно!

Слова «Спасибо имеет верного друга- они почти неразлучны»

-Какое это слова? Кто знает? (ответы детей)

Это слова «пожалуйста»

Когда вы говорите «до свидания» значит, ваша новая встреча состоится скоро. Представьте, что вы пришли в гости к другу. Поиграли с ним, поговорили, попили чаю, но вам пора идти домой.

Ребята что вы должны сказать? (Ответы детей.)

-Конечно, вы не забудете сказать «до свидания», вашему другу и всем его домашнем.

А вот слова «прощайте» мы обычно говорим, если расстаемся надолго, например: если ваш друг переезжает другой город или другую страну.

Слова «прощайте «грустное слова и говорить его следует к месту.

А давайте мы сейчас сделаем пальчиковую гимнастику “Вежливые слова”

Раз-два, раз-два

Вспомним добрые слова

Здравствуйте!

Простите!

До свиданья!

Извините!

Когда надо их сказать?

Как конфуза избежать?

(Соединить пальцы в замок)

(Потереть ладонь о ладонь)

(Помахать пальцами)

(Попеременно обхватить пальчики одной руки паль цами другой руки)

(Развести руки с растопыренными пальцами в стороны)

(Вращение большими пальцами, остальные соединены в замок)

Молодцы ребята! А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливо- невежливо»

Если я говорю о вежливом поступке то вы хлопаете, а если невежливом, то вы топаете. Слушаем внимательно!

- Поздороваться при встрече.

- Уступить место взрослому.

-Обозвать обидным словом.

-Свистеть, кричать в детском саду.

-Помочь пойти дорогу взрослому.

-Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что важного вы узнали в ходе нашей беседы? (ответы детей)

-Вежливые слова мы по-другому называем «волшебными». С помощью этих волшебных слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. У вежливых и воспитанных людей всегда много хороших друзей. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Беседа в подготовительной группе

«Мир изобретений».

Цель: Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.

-Как вы думаете: Кто придумал изобретения? (человек)

- Как называют человека, который изобретает? (изобретателем)

-Какими качествами обладает – человек – изобретатель? (наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность)

Правильно, ребята изобретатель – наблюдательный, изобретательный, любознательный, целеустремленный.

Пройдите, пожалуйста, на стульчики (дети сели)

1. Русская пословица гласит «Жизнь дана на добрые дела».

Нашу экскурсию я хочу начать с рассказа, о выдающемся русском изобретателе - Иване Петровиче Кулибине. Родился Иван Петрович в семье торговца. Он изобрел очень много умных и полезных технических устройств и машин. Кулибин изобрел уникальные карманные часы, изобрел мосты через реку Неву.

Иван Петрович был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советом к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Посмотрите внимательно на картинки, и вы догадаетесь, что изобрел Кулибин?

(картинки – машина, велосипед, салют, вентилятор, лифт).

Вывод: Иван Петрович был – трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным, наблюдательным, любознательным человеком. И мы с вами в этом убедились.

Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как – то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше видят, лучше слышат, лучше охотятся. Посмотрите на картинку: Кто это? (дикий кабан)

Наблюдая как дикий кабан добывает себе при помощи острых клыков пищу, человек изобрел – нож. (Рассуждения детей – изобрел из камня орудие труда, ….)

Вывод: Изобретатель – думающий, интересный, любознательный человек.

Наблюдая за полётом птиц человеку захотелось … летать. Как вы думаете, что изобрёл человек (высказывание детей).

Вам интересно, как изобретатель год за годом изобретал, усовершенствовал самолёт, чтоб он был таким, как он был сейчас? Слушайте внимательно: сначала человек стал изобретать крылья, как у птицы для этого он собрал много- много птичьих перьев. Представьте, что ваши руки превратились в крылья, разбегитесь и попробуйте полететь. Получилось у вас? (нет) Почему? (Мы не умеем летать, мы тяжёлые, а крылья маленькие). Тогда человек попробовал забираться на вершину горы и прыгал с такими крыльями в низ. Как вы думаете, у него получилось? (нет, не получилось, он не мог лететь).

Некоторое время спустя человек изобрёл первый планер, напоминающий птиц с широко расставленными крыльями.  Следующим открытием человека был аэростат.

Около 100 лет назад был изобретён первый в мире самолёт, его сделал русский инженер А. Ф. Можайский. А теперь посмотрите, как выглядят современные самолёты

Вот перед нами модель самолета. Давайте рассмотрим, что есть у самолёта? (корпус, кабина, хвост, крылья, колёса-шасси). А как вы думаете, для чего нужны самолёты? (чтобы быстрей перевозить грузы, пассажиров; военные самолёты необходимы нашим войнам для защиты нашей Родины). А теперь я предлагаю вам отправиться в полёт

Ребята, а вы правы, человек изобрёл разные виды самолётов для разных целей. А как, вы думаете, есть ли недостатки у самолёта? Давайте вместе сделаете вывод, чтобы взлететь самолёту нужна… большая взлётная полоса, много горючего, скорость большая. Но это не всегда удобно (картинка стрекоза).

 Изобретатель очень наблюдательный человек. Однажды наблюдая за стрекозой, он увидел, как стрекоза сидит на ветке и сразу без разбега влетает вверх. Как вы думаете, что же он изобрёл после этих наблюдений? (раскладушка вертолёты). Какие виды вертолётов вы знаете? (ответы детей).

Вывод: Ребята я с вами полностью согласна, вертолёты бывают такие же, как и самолёты, только вертолёты более удобны, так как им не нужна взлётная полоса.

 Воспитатель обращает внимание детей на картинку одуванчика.

Как называется растение? Если подуть на такой пушистый белый цветок, что произойдёт? Давайте попробуем (упражнение на дыхание).

Как вы думаете, что изобрёл человек, наблюдая за одуванчиком? (ответы детей).

Вывод: Наблюдая за одуванчиком человек, изобрёл парашют. Парашют удобен тем, что там, где не может сесть самолёт или вертолёт можно опустить на землю тяжёлый груз.

Сегодня мы много узнали о человеке-изобретателе и его изобретениях. Изобретатель такой человек, который изобретает разные полезные предметы, вещи для себя и других людей. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек-изобретатель? (наблюдательный, целеустремлённый, любознательный, изобретательный).

Вывод: Изобретателя можно назвать творческим человеком или творцом, можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человек «золотые руки».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...