МАСТЕР-КЛАСС Использование элементов LEGO, LEGO DUPLO конструктора в работе с дошкольниками, как средство активизация мыслительно-речевой деятельности в условиях комплексного подхода к воспитательно-образовательному процессу.
материал по развитию речи
Для построения образовательной деятельности основанной на взаимодействии и сотрудничестве детей и взрослых, и направленной на поддержку инициативы детей, развитие речевой активности и познавательных интересов, мы обратили внимание на ЛЕГО – технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Использование элементов LEGO, LEGO DUPLO конструктора в работе с дошкольниками,
как средство активизация мыслительно-речевой деятельности
в условиях комплексного подхода к воспитательно-образовательному процессу
В современном мире, с каждым годом растет процент ребят с задержкой речевого развития.
Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, они дают односложные ответы и многое другое.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционные цели и задачи.
На сегодняшний день наборы Lego, LEGO DUPLO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.
Для построения образовательной деятельности основанной на взаимодействии и сотрудничестве детей и взрослых, и направленной на поддержку инициативы детей, развитие речевой активности и познавательных интересов, мы обратили внимание на ЛЕГО – технологию.
Для расширения словаря и совершенствования грамматического строй речи мы предлагаем воспитанникам сконструировать объекты живой и не живой природы в зависимости от лексической темы.
Работа по теме с применением ЛЕГО-конструирования дает возможность детям запомнить новые слова.
Для этого педагогу необходимо действия детей постоянно сопровождать вопросами-заданиями:
Расскажи, что ты построил?
(воспитанник отвечает простым распространенным предложением типа: Я построил дом);
Расскажи о своей постройке (что напоминает твоя постройка, какая она по цвету, форме, величине; из каких частей состоит и т.д.);
Расскажи, как ты ее строил (сложносочиненное предложение типа:
Сначала я построил стены (квадрат), а потом крышу, потом окна, дверь и трубу);
Расскажи, как ты будешь с ней играть; что можно с твоей постройкой делать, для чего она нужна.
Таким образом, объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству.
Цель:
-Формирование и совершенствование речи детей, усвоение детьми разговорного языка, развитие всех сторон речи посредством Лего-конструктора.
Задачи:
- Вызвать положительные эмоции для сближения и доверия между педагогом и детьми для более эффективного взаимодействия в процессе ненавязчивого обучения развитию речи.
- Познакомить детей с Лего-конструктором и возможностями конструирования.
- Развитие мелкой моторики рук.
-Расширение словарного запаса.
-Развитие коммуникативных навыков.
- Применение активной речи в ходе конструирования по образцу.
- Развитие навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.
- Развитие речи в сюжетно ролевых играх с Лего самостоятельно, с педагогом, со сверстниками.
- Развитие словаря посредством применения конструктора в дидактических играх, тематических беседах, подвижных играх, наблюдениях, театрализованных играх.
- Проведение консультации родителей на тему создание «Играем с лего»
Что же, собственно, это такое – Lego – технологии?
Лего-технология имеет ряд плюсов:
-Конструктор «Lego» является безопасным при использовании;
-Построение интересных моделей доступно для детей любого уровня развития;
-Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;
-Применение данной технологии не вызывает у детей негативизма и все происходящее воспринимается как игра.
Необходимо учитывать возрастные особенности детей.
-С детьми младшего дошкольного возраста 3–4 лет используются Лего-наборы с достаточно крупными элементами и простыми соединениями деталей (LEGO Duplo)
- С детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет используются средние детали с более сложным соединением.
- В средней группе применяется использование цветных картинок, по которым необходимо построить объект (LEGO Dasta или LEGO Sistem).
Со старшими дошкольниками 6–7 лет применяются комбинированные виды конструктора. Они представляют собой наличие как больших, так и мелких деталей с разными видами соединений (набор LEGO Education «Построй свою историю»).
В работе со старшими дошкольниками нередко используются задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям.
В процессе деятельности с ЛЕГО используются разнообразные формы заданий:
-По образцу;
-По карточкам с моделями;
-По собственному замыслу;
В процессе обучения используются педагогические приёмы:
-Вступительная беседа, которая служит способом привлечения к теме занятия;
-Создание проблемной ситуации, которая заинтересует и вовлечет детей в игровую деятельность;
-Использование сюжетно-ролевой игры (часто Лего-конструирование перерастает в полноценную игру с сюжетом и декорациями);
-Дидактическая игра;
-Выполнение заданий по образцу, которые сопровождаются помощью педагога;
-Конструирование с использованием технологических карт;
-Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели (такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками);
-Создание мультфильмов и комиксов с LEGO;
-Диагностика, которая позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.
Практическая значимость:
Одно из направлений применения лего-конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:
Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)
Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
Материал: емкость с фасолью, детали лего.
Ход игры: (Педагог читает стихотворение:))
Сюда насыпали фасоль
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.
Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)
Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.
Материал: мешочек, детали лего (5-10 штук).
Ход игры: Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать, сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.
«Математический лего-поезд»
Оборудование: Конструктор из блоков легоDuplo или аналоговый конструктор; платформы-вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1 до 10.
Цель: Учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику
Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5).
Задачи аналогичные. («Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д).
«Построй длинную (короткую) дорожку! «
Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая.извилистая).
Работа по развитию речи с применением Лего технологий сделала коррекционный процесс более результативным. Образовательная деятельность с использованием лего-констркуктора не вызывает у них негативизма, отмечается высокая мотивация. Работа с лего-конструированием приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что в свою очередь помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Представленные нами игры и упражнения с элементами лего конструктора могут использоваться не только в работе педагогов с детьми ОВЗ, но и широко использоваться воспитателями в массовой практике для выполнения требования ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-137065-1543538641.jpg)
Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-39240-1358798766.jpg)
Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"
Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492085-1412519520.jpg)
Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».
В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-745875-1454132402.jpg)
Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-360073-1386076038.jpg)
Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"
В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/26/picture-1426907-1672075083.jpg)
Мастер-класс "Использование набора LEGO Education Emotions в работе педагога ДОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26979273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"600"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/22/picture-742622-1626907369.jpg)
«Нейроигры в работе с дошкольниками как средство активизации познавательных процессов».
Индивидуальный проект по самообразованию...