Мастер-класс "Пальчиковая гимнастика из подручных средств"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Шевелева Татьяна Михайловна

Мастер-класс "Пальчиковая гимнастика из подручных средств"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

СТРУКТУРНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

625513, Тюменская область, Тюменский район, с. Борки,ул.Советская,42,

тел.(факс) 773-126, 773-156 ИНН 7224011072  КПП 722401001

Электронная почта: borkischool@mail.ru

____________________________________________________________________________

Мастер-класс

Пальчиковая гимнастика из подручных средств

Воспитатель:

Шевелева Татьяна Михайловна

Борки 2018

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития речи и мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

                                                                 «Руки учат голову, затем поумневшая

                                                                  Голова учит руки, а умелые руки снова

                                                                  Способствуют развитию мозга».

                                                                                                      И. Павлов

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.

С младшими детками я веду кружок по дополнительной услуге «Говорящие пальчики».

Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, пальчиковые игры, речевые разминки; работа с материалами (пластилин, краски, бумага, природный материал, крупы); рисование нетрадиционными способами.

Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

  1. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Сначала знакомлю малышей с карандашами (вводная беседа):

Мои маленькие друзья! У нас в группе, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Мы рисуем карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в наших руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знате ли вы, что карандаши могут играть с вашими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро вы пойдете в школу, будете учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьмите свои карандаши и поиграйте с ними.

1.УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

2.«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

3. «ПРЯТКИ»

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик пожимаю

И ладошку поменяю.

4.«ПИАНИНО»

Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев.

Прижимай карандаш, который лежит на

столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!

5.«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

6. «ВЕРТОЛЁТ»

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт.

7. «ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

8.«СКОЛЬЖЕНИЕ»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Держи пальцами длинный карандаш, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

9. «КАЧАЛОЧКА»

Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.

Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить.

Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

  1. Ещё использую самомассаж пальцев без предметов.

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец)

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний)

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу).Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда.

  1. Включаю в свою работу самомассаж с шариками и колечками для Су-Джок терапии и подручные предметы.

1. Самомассаж колючими  шариками

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

2. Массаж (самомассаж) колечками.

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)

3. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

4. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

5. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

6. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш!»

7. Массаж пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен выполнятся нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

• поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

• разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

• вибрация – похлопывание щеткой.

8. Массаж рук «Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко.

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

А потом, потом, потом,

Даже щёки мы побьём.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

И погладим мы себя,

Вот какая красота!

Хлопки в ладоши.

Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

Тоже по правой.

Хлопки по щекам.

Хлопки над головой.

По коленям.

По плечам,

По бокам.

По спине,

По груди.

Поколачивание ладонями по груди

слева, справа.

Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам.

9. Самомассаж с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Уделяя внимание развитию рук детей, помню, что обеспечиваю им умственное развитие, совершенствую речь, обеспечиваю подготовку к школе.

Используемая литература

https://infourok.ru/kartoteka-igr-massazh-karandashami-974537.html

https://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionye-metody-masazha-v-rabote-logopeda-dou.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Игрушка из подручных средств»

Повысить уровень педагогической культуры родителей, расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста, анализировать типичные ситуации и вырабатывать стратегии поведе...

Изготовление снежинок из подручных средств

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13389921","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Мне в голову пришла идея сделать большую снежинку из коробки о...

Проект "Оборудование из подручных средств"

Создание с моими родителями и педагогом  спортивного оборудования из подручных средств и материалов. Использование его для оздоровления моей семьи и ребят из детского сада....

Как сделать костюм из подручных средств для детской театрализации

Консультация для родителей о том, как можно сделать костюм своими руками. ...

Игры для развития мелкой мотрики из подручных средств

Игры для мелкой мотирики из подручных средств...

Мастер - класс по изготовлению из подручных средств "Кукла-марионетка"

Задачи духовно нравственного воспитания дошкольников: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармон...

Мастер - класс для педагогов Развивающие игрушки из подручных средств

Цель:Распространение педагогического опыта работы по изготовлению развивающих игрушек из подручных средств.Задачи:Расширить знания и умения педагогов в изготовлении  изделий из подручных средств ...