Консультация для педагогов "Использование Су-Джок терапии в речевом развитии"
консультация по развитию речи на тему

Шевелева Татьяна Михайловна

 Консультация для педагогов "Использование Су-Джок терапии в речевом развитии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Использование Су-Джок терапии в речевом развитии

Воспитатель: Шевелева Т.М

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.

Чтобы помочь детям научиться связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни нужно использовать инновационные технологии в развитии речи.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Нетрадиционный метод при коррекции речи детей, который я использую в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа).

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.

Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

ИГРЫ С СУ-ДЖОК ШАРИКОМ.

Массаж Су – Джок шарами 

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 «Ежик»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет -

Ручки к школе нам готовит.

***

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (
накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (
катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(
катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(
катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(
Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(
Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(
Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

«Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).

***

1, 2, 3, 4, 5!

Буду шарик я катать.

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

Массаж ладоней

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть —

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

«Еж»

Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

 

Пальчиковая игра «Ёжик»

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями)

 «Руки»

Эта ручка – правая (Шарик на правой ладони)

Это ручка – левая (Шарик на левой ладони)

Я на мячик нажимаю (Зажать шарик между ладонями)

И зарядку делаю:

Будет сильной правая (Сжать в правом кулаке)

Будет сильной левая (Сжать в левом кулаке)

Комплекс «Разминка»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю (Сжимать мячик правой рукой, затем левой).

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем).

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

(Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки).

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. Д).

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки).

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

(Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем).

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Ладошками отбивать мяч).

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони).

***

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. (Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад).

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. (Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням).

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

***

 - Катать шарик по внешней стороне предплечья.

- Шарик находится между ладоней ребенка. (Катать шарик вперед-назад, впрао-влево).

- Шарик находится между ладоней ребенка. (Выполнять круговые движения).

- Держа шарик подушечками пальцев,

выполнять вращательные движения вперед (имитируя закручивание крышки), потом назад (имитируя откручивание крышки).

- Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавливать ими на мяч.

- Сжимать шарик поочередно каждой ладошкой.

- Перекладывать шарик из одной ладони в другую (постепенно увеличивая темп).

 «Черепаха» 

(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

Использование массажного шарика при выполнении гимнастики во время физкультурного занятии

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1- руки развести в стороны;

2- руки поднять вверх и переложить шарик в другую руку;

3- левую руку вперед, правая вверху;

4- левую поднять вверх, переложить шарик;

5- правую руку вперед, левая вверху;

6- правую руку поднять вверх;

7- руки развести в стороны;

8- опустить руки.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

***

Ручкам я помочь хочу

По ним колечко прокачу.

Помассирую колечком

Буду ловкими они.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

***

Раз-два-три-четыре-пять (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный , самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный. Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. 

(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

***

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл -
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош
Очень запах был хорош.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Автоматизация звука «С»

 Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

Автоматизация звука  «З»

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.

***

Автоматизация звука  «Ч»

Ёж к черепахе на чай собрался.
Четыре часа до неё добирался.
В гостях ел калачи, чай пил.
Так и вечер наступил.
Еж с черепахой простился,
К ручейку спустился.
Увидел лодочку у ручья
И спросил её: ты чья?
Ответила лодочка хохоча:
Я ничья! Совсем ничья!
Плыву худа хочу.
Хочешь тебя прокачу?
Прокачу по ручью.
Быстро домой домчу.
Ёж на лодочку вскочил
И домой поплыл.
Добрался за полчаса.
Что за чудеса?!

Автоматизация звука «Л»

Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.

Автоматизация звука «Р»

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!

Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Словообразование, словоизменение.

«Шарик мне кати — слово говори»

Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе (упражнения «Назови ласково»«Скажи наоборот»), аналогично называя слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (упражнения «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Кто где живет?») и т. д.

Совершенствование навыков употребления предлогов.

«Ловко с шариком играю и предлоги называю»

На столе находится коробка, по инструкции взрослого ребенок кладет шарики (красный шарик — в коробку; синий — под коробку; зеленый — около коробки). Потом ребенок должен назвать, где лежат шарики.

 Развитие ориентировки в собственном теле.

«Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

  Дети выполняют инструкции взрослого: надень колечко на безымянный палец левой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.

«Глазки закрывай, на каком пальчике колечко угадай»

   Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Ребенок должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Развитие фонематического слуха и восприятия, звуковой анализ слов.

Характеристика звука

 «Ты про звук мне расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)

красный — для гласных;

синий без колечка — для глухих твердых согласных;

синий с колечком — для звонких твердых согласных;

зеленый без колечка — для глухих мягких согласных;

зеленый с колечком — для звонких мягких согласных.

 «Если звук услышишь, подними шар выше»

(услышав слог или слово с заданным звуком, шарик в руке поднимается над головой. Если звука нет в слове, шарик прячется в ладошке)

 Связь звука с буквой

(Прокатывание шарика по написанной букве).

«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»

(Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола).

Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай» (ребенок называет слог и берет по одному шарику, затем считает количество слогов)

Литература:

  1. Материал из книги: "Игры с мячом "Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук
  2. Упражнения из книги Ермаковой И. А. "Развиваем мелкую моторику малышей"
  3. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.Актуальнос...

презентация "Использование Су Джок- терапии для речевого развития дошкольников"

Су-джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже  ребенок. Метод достаточно один ...

Презентация "Использование су-джок терапии в речевом развитии дошкольников"

В презентации отображена информация о том, что такое Су-джок терапия, ее плюсы и возможности использования в педагогической и коррекционной работе....

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом....

Консультация для родителей «Влияние Су-Джок терапии на речевое развитие детей с ОВЗ»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский    Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы &nda...