Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей
дошкольного возраста» презентация и конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов
«Использование су-джок терапии в речевом развитии детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
Яговитина Оксана Владиславовна
учитель – логопед
МБДОУ детский сад «Академия детства» СП №15
- Теоретическая часть
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с приёмами и упражнениями су-джок терапии в работе по речевому развитию дошкольников;
- вызвать интерес к использованию су-джок терапии в работе по речевому развитию дошкольников.
Актуальность подхода:
Когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, исследования многих ученых, таких как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец – доказали, что моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга – развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речевую функцию ребенка.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика с применением массажера су–джок.
Новизна подхода заключается в интеграции работы, направленной на речевое развитие дошкольников и применения валеологической технологии – су-джок терапии по развитию мелкой моторики рук ребенка.
Су-джок терапия разработана южно-корейским профессором Пак Чже Ву в 1986 году, который заметил, что в результате ее использования стимулируются речевые зоны коры головного мозга; развивается координация движений и мелкая моторика; активизируется речевая деятельность. В переводе с корейского языка су - кисть, джок- стопа.
Су -джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Элементы су-джок терапии могут широко использоваться как педагогами, так и родителями благодаря ряду преимуществ:
- абсолютная безопасность;
- универсальность метода;
- простота применения.
Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в процессе непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей.
- Практическая часть
Перед вами главный элемент су-джок – это небольшой пластмассовый шарик с острыми шипами, легкий и простой в обращении. Возьмите его и покатайте между ладонями. Что вы ощущаете? (прилив тепла и легкое покалывание). Это говорит о воздействии шипов на биологически активные точки.
Внутри шарика находится 2 металлических колечка в виде пружинки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Попробуйте это сделать.
А теперь перейдем непосредственно к приемам работы по речевому развитию с использованием су-джок шаров.
- Одной из задач речевого развития дошкольников является автоматизация звуков. В качестве примера остановимся на приемах автоматизации звуков Ж и Ш:
На автоматизацию звука Ж: катаем шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
На автоматизацию звука Ш: поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец правой, а затем левой руки, одновременно проговаривая следующее стихотворение
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
В этом простом упражнении проявляются основные требования к применению приемов су-джок терапии:
- перед выполнением упражнения необходимо показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;
- чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;
- соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец обеими руками одновременно);
- упражнение проводить в игровой форме.
- Речевое развитие не мыслимо без развития фонематического слуха.
В наборе су-джок содержатся шары разных цветов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. Предлагаю поиграть в игру на развитие фонематического слуха: «Шарик мы пальцами стук, если слышим нужный звук» - поиграем со звуком «З». Звук «З» - гласный или согласный? (какого цвета шарик вы возьмете? – синего). Положите его на ладонь, я буду называть ряд звуков, а вы будете стучать по шарику, если услышите заданный звук среди других звуков. (Предлагаю выполнить задание) Слушайте внимательно звуки: А,Ж,Ы,З,Б,Ж,З,Ц,С,Ш,Ж,З.
А сейчас задание усложняется. Я буду называть слова с заданным звуком, а вы будете стучать по шарику, если услышите слова с этим звуком, а если этого звука нет, то спрячьте шарик в ладошке. (Предлагаю выполнить задание) - коза, жуки, забор, кожа, звезда, заяц, жаба. «Телеграфисты» - (простукивание шариком заданного ритмического рисунка). Прослушайте ритмический рисунок и повторите его - //-///-/-///.
- Звуковой и слоговой анализ слов.
Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шаров су-джок. («Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…») Перед Вами лежат картинки, вы должны выложить схему слова, используя шары красного, синего и зеленого цвета. (Предлагаю выполнить задание). Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных. Какой звук стоит в начале слова, какой в конце?
«По слогам слово проговорите и на каждый слог шарик положите» Нужно раскрыть шарик красного цвета и выложить слово по слогам из половинок шаров, т.к. сколько в слове гласных, столько и слогов. Возьмите картинку и выложите слово по слогам. (слон, )
- Использование су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий и на обобщение и расширение словаря: В упражнении «Один-много», направленном на словоизменение, осуществляется прокатывание массажёра по ладошке: я называю предмет в единственном числе, и прокатываю шарик, а вы называете существительные во множественном числе и прокатываете шарик по своей ладони. (стол - столы, рука - руки, ладонь - ладони, шар - шары, малыш- малыши)
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «По ладошке мяч катаю и животных называю», «Едет, плывет, летит», «Что из чего сделано».
- Для установления связи звука с буквой можно использовать упражнение с су-джок шарами «Буквы знаю и пишу…». Для этого упражнения помимо шаров необходимы таблички с буквами.
Положите перед собой картинки с буквами и прокатите шариком по написанной букве. Эти буквы можно затем прокатывать шариком по поверхности стола, ладони.
- При изучении лексических тем часто используются пальчиковые игры не только с шарами су-джок, но и с массажными кольцами. Например, при знакомстве с животными леса обращаемся к следующему приему: повторяем слова и прокатываем шарик между ладонями:
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу с тобой поладить!
Я хочу тебя погладить!
В упражнении с кольцом поочередно надеваем его на пальцы, начиная с мизинца правой руки и проговариваем текст:
Это зайчонок, это бельчонок,
это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Предлагаю выполнить упражнение)
Также можно использовать вместе и шары су-джок и кольца в одном упражнении. Например, при знакомстве с лексической темой «Осень» сначала прокатываем шарик круговыми движениями по ладони, а затем надеваем колечки, начиная с большого пальца, проговаривая текст.
Осень золотая под зонтом гуляет,
Под зонтом гуляет – листья собирает:
Лист березовый, кленовый,
Вот – рябиновый, дубовый
И осиновый – багровый
Вашему вниманию были представлены лишь некоторые примеры использования су-джок терапии в работе по речевому развитию дошкольников. Их использование способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Рефлексия: Беседа с аудиторией:
- С какими трудностями Вы можете столкнуться при использовании су-джок терапии на занятиях по развитию речи?
- На какие принципы Вы будете опираться в работе по речевому развитию?
Список литературы:
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие [Текст]. – Ростов на Дону, Феникс, 2009.
- Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми [Текст]. // Логопед, №1, 2010 – с. 36-38.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры [Текст]. – М., АСТ, 2007.
- Платонова О.А. Су-Джок терапия для всех / Ольга Платонова. – М.АСТ;СПб.: Сова, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.Актуальнос...
Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...
Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом....
проект Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Проект долгосрочный в старшей группе Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»Цель:коррекция речевых нарушения у детей с помощью исполь...
Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста
В настоящее время нетрадиционные формы и методы работы с детьми привлекают все больше внимания. Су-Джок терапия одна из них.Су-Джок терапия - методика оздоровления, основанная на представлении восточн...
Мастер - класс для педагогов: " Использование Су - Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста."
ХорошХорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в ...
Самообразование «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Упражнения с использованием массажных мячиков Су Джок для дошкольников...