Конспект занятия:"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Опришко Светлана Николаевна
Цель данного занятия: Обобщение знаний детей о зимующих птицах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимующие птицы.

Цель: Обобщение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

активизировать словарь по лексической теме.

Развивающие:

развивать лексико-грамматические средства языка;

развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов;

развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход занятия:

1.Организационный  момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте  сделаем  гимнастику  для  головы (кинезиологическая гимнастика):

- Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под подбородком.)

- Теперь позеваем. (Открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

- Покажем "умную сову". (Правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.):

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

Дети: выполняют.

2. Вводная часть.

Логопед: Ребята, а для того, чтобы узнать над какой темой мы сегодня будем заниматься, я предлагаю вам отгадать загадки. Если вы дадите правильную отгадку, то я буду выставлять на доску правильный ответ.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Дети: отгадывают.

Логопед: Молодцы! Все мои загадки отгадали! Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах.

Скажите, почему этих птиц называют зимующими?

Дети: Эти птицы называются зимующими, потому что они остаются зимовать вместе с нами, и не улетают в теплые страны. Взрослые и дети помогают им пережить холодную зиму.

Логопед: Правильно, дети. Все эти птицы остаются зимовать вместе с нами. Они переживают холодную зиму, сильные морозы и отсутствие пищи. Им очень тяжело приходится в это время года, поэтому человек должен заботится о них – подкармливать, делать кормушки.

3. Основная часть.

Логопед: Дети, посмотрите на картинки зимующих птиц, они такие разные, и по размеру, и по цвету.  Давайте поиграем в игру «Скажи одним словом»:

У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…(длиннохвостая).

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют…(желтогрудая).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…(чернокрылая).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…(длинноклювый).

Дети: отвечают.

Логопед: А теперь я предлагаю вам еще одну игру, она называется «Скажи наоборот»:

Воробей маленький, а ворона - …

У синицы хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжелый, а воробей - …

У синицы клюв тонкий, а у Вороны - …

Дети: отвечают.

Логопед: Ребята, в разные игры мы с вами поиграли, пришло время нам немного отдохнуть, давайте сделаем зарядку:

Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом).

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели

И на место сели.

Дети: выполняют.

Логопед: Вот немного отдохнули, можно поиграть в игру, которая называется «Чьи перья?».

    Я принесла вам коробочку с перьями (достаем перья, показываем их детям) – их обронили наши зимующие птицы. Помогите мне определить, как же они правильно называются, если они принадлежат: вороне?

Перья вороны (чьи?) – вороньи.

Перья воробья (чьи?) - …

Перья голубя (чьи?) - …

Дети: отвечают.

Логопед: Молодцы! А для того, чтобы перейти к следующему заданию, нам надо поупражнять наши пальчики:

Дятел

Дятел — дятел

(помашите кистями, как крыльями)

Сел на сук.

Тук-тук-тук

(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу),

Тук-тук-тук

(повторите те же движения указательными пальчиками),

Тук-тук-тук

(затем средними),

Тук-тук-тук

(после этого безымянными),

Тук-тук-тук

(и, наконец, мизинцами).

Долбит сук.

Дети: повторяют вслед за логопедом.

Логопед: У вас на столах лежат конвертики, откройте и посмотрите, что там?

Дети: разрезная картинка.

Логопед: Правильно, вам надо собрать картинку из частей, и сказать, что за птица получилась. Наша игра называется «Узнай птичку».

Дети: собирают, называя птиц по составленному изображению.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами поговорили о зимующих птицах. Как вы думаете, они нуждаются в нашей помощи?

Дети: Да, им нужна наша забота.  Птиц надо подкармливать, чтобы они не погибли в сильные морозы. Им трудно находить зимой себе корм. Без пищи они замерзнут и погибнут, не дожив до весны.

4. Итог.

Логопед: Дети, сегодня на занятии вы хорошо занимались, правильно отвечали! Молодцы! Что вам понравилось, а что не понравилось на занятии, и почему?

Дети: отвечают.

                   

                                        Литература:

  1. Елкина Н.В., Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «месте учимся, играем» - Ярославль, 1997.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.
  3. Загадки и стихи о растениях и сезонах/ Сост. Н. Н. Примшиц, Т.В. Васильева, В.С. Цвиль. Архангельск, 2004
  4. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. «Конспекты логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями. – СПб, Паритет – 2008
  5. Ушакова У.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) – М., ТЦ «Сфера». 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру. На занятии дается понятие о зимующих птицах, о видах питания...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Компелкное занятие с использованием разнообразных форм организации детей (групповая, индивидуальная, в парах)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия «Зимующие птицы»

Учить образовывать приставочные глаголы и правильно употреблять их в распространённом предложении.Расширять активный словарь по лексической теме «Зимующие птицы»....