НОД по лексической теме: "Дом"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кульбакова Ирина Николаевна

"Новоселье  домовенка Кузи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НКОД по развитию речи24.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №30» г. Михайловск

Непосредственно образовательная деятельность по лексической теме: «Дом» для детей старшей логопедической группы.

 «Новоселье домовёнка Кузи».

Цель: Формирование лексико- грамматических категорий  и связной речи у детей с ОНР (II-III уровня. Дизартрия.)

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Расширять и активизировать  словарь по теме.

- Закрепить понятие  «гласный звук».

- Продолжать формировать навыки произношения гласных звуков  длительно, коротко, громко, тихо.

- Формировать умение выделять звук «О» в начале и  в конце слова.

- Формировать умение  образовывать сложные и относительные прилагательные.

- Формировать умение образовывать однокоренные слова.

- Формировать навыки составления простых распространенных предложений по графическим схемам.

- Формировать умение согласовывать существительные с числами 1, 2, 5.

- Упражнять в подборе слов – антонимов посредством игры Танграм.

- Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.

Коррекционно – развивающие:

- Развивать артикуляционный аппарат.

- Развивать речевое дыхание.

- Способствовать развитию голосового аппарата.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма, умение двигаться в такт под музыку.

- Развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать навыки организационного поведения, умение слушать сверстников.

- Воспитывать чувство взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала на каждого ребенка,  интерактивная доска, ноутбук, презентация с подобранными заданиями к каждому этапу НОД,ткань (имитация ковра -самолета), варежки со снежинками на каждого ребенка, схемы и разрезные фигуры для игры «Танграм».

Предварительная работа: беседа на тему: «Дом и его части», «Город – деревня, рассматривание иллюстраций, чтение сказки: «Три поросенка»,  работа с графическими схемами, разучивание текста и движений под музыку: «Пять домовых»

Организация и методика проведения образовательной деятельности

  1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Л: - Доброе утро, дети. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь с ними. Подарите гостям свои улыбки.

Л: - С добрым утром, начат день,

       Первым делом гоним лень.

       На занятии не зевать, красиво четко отвечать.

       А чтобы вы правильно говорили,

       мы сделаем гимнастику.

  Артикуляционная гимнастика. Самомассаж щек (перед зеркалами ).

«Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.

«Погреем щечки»- растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

«Барабанит дождик»- набрать в щеки воздух и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.

«Умыли личико»- ладонями обеих рук  производить легкие поглаживающие  движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

«Заборчик»

«Бублик»

 «Хомячок сытый»

«Хомячок голодный»

II. Основная часть (содержательно-деятельный этап)

   Л: -Ребята, слышите звук (аудиозапись)- на электронную почту детского сада  пришло письмо, прочтем его: «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе домой на новоселье. С уважением, домовенок Кузя!».

   Толкование слова «новоселье».

Новоселье – праздник в честь обновления, ремонта или покупки нового жилого помещения (квартира, дача, дом).

  Л: - В письме указан адрес: Сказочный город, ул. Весёлая д. 7. Адрес есть у каждого дома.

Дима, назови свой адрес (2-3 ребенка).

- Кузя живет в Сказочном городе, поэтому полетим мы на ковре- самолете.

Л: -В пути нас ждут  четыре остановки, во время которых нам нужно будет выполнить приготовленные Кузей задания.

- Ну что, полетели? Сядьте поудобнее. Мы начинаем путешествие.

- Чтобы вы в дороге не замерзли,  Кузя прислал вам волшебные варежки. Они согреют вас своим теплом. Посмотрите, на ваши варежки опустились снежинки.

- Ребята, варежки теплые, снежинки могут растаять. Подуйте на них и они закружатся в снежном танце.

Дыхательная гимнастика.

- А вот и первая остановка. Это город Звуков. Здесь в домах живут звуки, а точки в окнах указывают, где находится нужный звук: в начале слова  или в конце. Каждый из вас, по очереди,  выберет картинку с предметом и поселит ее в свой домик. Вы уже догадались, какой звук в словах мы будем искать? (звук «О»), (подсказка на экране).

- Ребята, а что можно делать с этим звуком? (Петь).

- А как называются звуки, которые можно петь? (Гласные).

- Гласные звуки можно петь долго, коротко, громко, тихо.

Развитие голосового аппарата.

-Миша, произнеси звук «О» долго. Дима, произнеси звук «О» коротко, и т. д.

Развитие фонематического восприятия.

- Влад,  выбери картинку и назови предмет. Где находится звук «О» в этом слове? Посели ее в свой домик и т. д.

- Задания выполнены. Мы летим дальше. Поиграем немного?

Пальчиковая гимнастика «Дом».

-Ребята, где мы оказались? (в деревне). Почему вы так считаете? (дома маленькие, низкие, сделаны из дерева).

-Дома, сделанные из дерева, какие? (деревянные).

- Ребята, посмотрите, некоторые дома совсем разрушены. Деревенским жителям нужна наша помощь. Поможем отремонтировать их дома.

(Использование нетрадиционной техники, игра по типу Танграм под музыку Е. Железновой «Я хочу построить дом»).

- Ребята, разделитесь на 2 команды. Чтобы у вас получился дом, вам нужно правильно разместить по схемам все фигуры. Приступайте к заданию.

- Маша, какой у вас получился дом? (Высокий, двухэтажный)

- Катя, а вы какой дом построили? (Низкий, одноэтажный)

- Молодцы, справились с заданием. А мы продолжаем свое путешествие. Кузя предлагает нам повеселиться.

Логоритмика « Пять домовых».

- Следующая остановка. Куда мы прилетели? (в город).

- Какие здесь дома? (высокие).

- А если в доме два этажа, это какой дом? (двухэтажный).

-А если три? (трехэтажный).

- Много этажей? (многоэтажный дом).

- Ребята, у каждого слова  есть слова – родственники. Подберите родственные слова к слову «дом».

- Как можно назвать дом ласково? (домик, домишко).

- Как мы скажем о человеке, который любит сидеть дома? (Домосед).

- Животные, которые живут дома? (Домашние).

- А как называется сказочное существо, которое селится в доме и охраняет его, но никогда не показывается людям? (Домовой).

- А мы в гости к кому отправились? (К домовенку).

-Ребята, у нас еще задание. Посмотрите на экран, вы увидите схему, с помощью которой нужно составить предложение.

1) У дома 1 окно.2) У дома 2 окна. 3) У дома 5 окон.

- Миша, какое предложение можно составить по этой схеме? (У дома одно окно), и т.д.

-Молодцы. А мы отправляемся дальше. Путь наш долгий. Давайте отдохнем.

Релаксация. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

(звучит спокойная музыка)

Сядьте удобно. Положите руки ладошками вверх. Закройте глаза.

Сделайте вдох, представьте голубое небо, легкие пушистые облака. Медленно выдыхайте, представьте желтое солнышко с яркими лучиками. Оно вам улыбается. Открывайте глаза.

А вот и Сказочный город. Чтобы добраться до домика Кузи осталось выполнить последнее задание.

Кузя предложил игру: « Назови жилье сказочного героя».

На экране вы видите сказочных героев, если вы правильно назовете их жилье, оно появится на экране.

- Кого вы видите на экране? (Бабу – Ягу) Где живет Баба- Яга?(в избушке). Из чего сделана избушка? (из дерева). Значит, она какая? (деревянная).

- А сейчас кого вы видите на экране?(мышку, лягушку, зайчика , лису, волка, медведя). Как называлось жилье этих сказочных героев?(теремок). Теремок из какого материала сделан? (Из дерева).Значит он какой? ( деревянный).

- Кто сейчас на экране? Снежная королева? Где живет Снежная королева? (в ледяном замке).Замок у нее какой?( ледяной замок).

- А это что за персонаж? (Поросенок Наф-Наф). Где он жил? (в домике, построенном из камней). Значит у него дом какой? ( каменный).

III. Заключительная (рефлексивный этап)

- А вот и Кузя встречает нас (изображение на экране).

Он рад, что вы справились со всеми заданиями, и просит вас рассказать, что вам в дороге  больше всего понравилось и запомнилось? Какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей).

- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

-Какое у вас настроение? (ответы детей).

Кузя приглашает всех к самовару и  угощает баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...