Конспект занятия в старшей группе по заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Казачинская Анна Омаровна

Путь,  который  проходит  ребенок  в  своем  развитии  и в  дошкольные  годы,  огромен. За  это  время  он  приобретает  значительно  больше,  чем  за  всю последующую  жизнь.  На  протяжении  дошкольного  детства  «складывается»   человек.  Те  изменения,  которые  происходят  в  развитии  ума  ребенка – дошкольника,  удивительны  и  неуловимы.  Тем  не  менее,  это  «удивительное»  и   «неуловимое»  надо  увидеть,  понять.  Иначе  говоря,  выделить  наиболее  существенные  характеристики  изменений   в  психике  ребенка.  Характеристики – это  единицы,  определяющие  основные  направления  психического  развития  ребенка.

      Дошкольные  годы – это возраст  огромных  возможностей,  которые  могут  полностью  проявиться  в  том  случае,  если  целью дошкольного  образования  станет   не   ускорении (акселерация),  а  обогащение  детского  развития.  Обогащение  в  первую очередь  предполагает  развитие  способностей  детей, становление   активной,  творческой  личности  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uletali_lebedi_2.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия в старшей группе по заучиванию стихотворения с  использованием мнемотаблиц.

                                                                                                         

Казачинская Анна Омаровна,

Воспитатель МБДОУ №60 "Теремок"

г. Мытищи

 

.

2018

Конспект занятия в подготовительной группе по заучиванию стихотворения с  использованием мнемотаблиц.

                         

                                      «Улетали лебеди»

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи:  - Развивать поэтический слух детей.  Совершенствовать умение владеть  устной речью. Продолжать учить детей пользоваться приемами  мнемотехники при заучивании наизусть. Учить детей читать стихотворение наизусть – передавая интонационную спокойную грусть осенней природы.

            - Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы.

             - Расширить представление детей о характерных признаках осени. Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям

               

           

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей встать полукругом.

  Слайды с осенними картинами (играет тихая музыка). Воспитатель читает стихотворение «Унылая пора…» А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Восп.: - Ребята, вам понравилось стихотворение, а картины? Как вы думаете, в какое время года мы попали?

Ответы детей: _________

Восп.: - Какие перемены в природе  вам подсказали, что наступила осень?

Ответы детей: _________    

Восп.: - Ну, что же, назвали вы много признаков, давайте проверим, все ли ваши ответы были верны.

Показ слайдов с изображением осенних признаков.

Восп.: - Молодцы, ребята, правильно назвали все приметы. А раз вы столько знаете, то наверно  заметили, что и в нашем зале побывала Осень. Она махнула волшебным рукавом и раскрасила все разными красками, подула осенним ветром, и листья с деревьев полетели, из тучи брызнула осенним дождем, а еще…она передала вам прощальный привет. Хотите узнать от кого? Послушайте и отгадайте от кого он…

Звучит курлыканье журавлей.

Восп.: - Ребята, вы догадались от кого Осень вам привет передала?

Ответы детей:_________

Восп.: - Да, вам привет от птиц, а вы узнали какие это птицы?

Ответы детей:________

Восп.: - Почему же они с нами прощаются?

Ответы детей:________

Восп.: - А почему, ребята, перелетные птицы от нас улетают?

Ответы детей:__________

Восп.: - Все птицы улетают? А какие бывают птицы?

Ответы детей:___________

Восп.: - А вы знаете перелетных птиц?  И зимующих? Давайте проверим. Поиграем с вами игру: волшебница Осень, пролетая по нашему залу, оставила на стульях задания, пройдите, пожалуйста, к стульям и возьмите каждый или лист, или дождинку. Посмотрели? Кого же вы там увидели?

Ответы детей:___________

Восп.: - У всех изображены разные птицы. Задание Осень  вам  придумала вот какое. Перелетных птиц надо поселить на дерево, которое называется… клен, а зимующих на дерево, которое называется …береза. Вам все понятно. Ну, что же, приступайте.

Во время игры воспитатель контролирует ход игры, правильность выполнения поставленной задачи.

Восп.: Всех птиц расселили. Молодцы! Вроде никакая птица не заблудилась.

А давайте и мы свами в птиц перелетных превратимся?

Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит нам долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть,

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много,

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Восп.: - Приземлиться нам надо, как птицам тихо – тихо на стулья.

Дети садятся на стулья.

Восп.: - Какие замечательные птицы из вас получились. Ребята, а вы знаете, какие перелетные птицы улетают последними?

Ответы детей:____________

Восп.: - Правильно, водоплавающие. А я знаю про одну такую птицу загадку. Попробуете отгадать?

Дети:___________

Восп.: - Читает загадку:  

                   Повелось так с самой древности:

                   Эти птицы – символ верности.

                   В отраженье своё глядя,

                   Вот скользят по водной глади,

                   Восхищая всех людей,

                   Двое белых … (лебедей)              

Восп.: - Правильно, это прекрасные птицы – лебеди. А еще я знаю стихотворение  про этих красивых птиц, хотите послушать.

Дети:____________

Воспитатель читает стихотворение, на экране слайд с изображением летящих лебедей.

Восп.: стихотворение В. Приходько –

Улетали лебеди

С севера на юг.

Растеряли лебеди

Белый-белый пух.

То ли пух лебяжий

В воздухе кружит,

То ли в окна наши

Первый снег летит.

Восп.: - Понравилось вам стихотворение?

- Что делали  лебеди?

Ответы детей.: ____________

Восп.:  - Откуда и куда  они улетают?

Ответы детей.: ____________

Восп.: - Почему они улетаю с севера на юг?

Ответы детей.: ____________

Восп.: - Что растеряли лебеди?

Ответы детей:_____________

Восп.: Как вы думаете,  почему автор сравнивает пух лебяжий с первым снегом?

Ответы детей:_________

Восп.: Ребята, хотите выучить стихотворение про этих красивых птиц?

Я предлагаю вам выучить его по схеме. Хотите?

Ну что же все внимание на экран:

Чтение стихотворения по схеме. Воспитатель читает, показывая символы. Разбор стихотворения по символам.

Восп.:-  Давайте попробуем прочитать его вместе. Чтение хором.

            - Ребята, а может кто – нибудь уже запомнил стих и хочет нам его прочитать самостоятельно. Пригласить 2-3 детей.

Восп.: - Молодцы ребята, для тех, кто хочет мне его рассказать, я приготовила схему в группе, и мы его там обязательно прочитаем. Договорились?

- Что-то вы загрустили.  Не печальтесь, лебеди улетели, а нам оставили свой пух, из которого мы с вами изготовим лебедей и будем с ними ждать возвращения всех перелетных птиц по весне. А скучать и грустить времени у нас не будет, ведь с нами остаются наши зимующие птицы, наша задача помочь им перезимовать, заботиться о них.

               Путь,  который  проходит  ребенок  в  своем  развитии  и в  дошкольные  годы,  огромен. За  это  время  он  приобретает  значительно  больше,  чем  за  всю последующую  жизнь.  На  протяжении  дошкольного  детства  «складывается»   человек.  Те  изменения,  которые  происходят  в  развитии  ума  ребенка – дошкольника,  удивительны  и  неуловимы.  Тем  не  менее,  это  «удивительное»  и   «неуловимое»  надо  увидеть,  понять.  Иначе  говоря,  выделить  наиболее  существенные  характеристики  изменений   в  психике  ребенка.  Характеристики – это  единицы,  определяющие  основные  направления  психического  развития  ребенка.

      Дошкольные  годы – это возраст  огромных  возможностей,  которые  могут  полностью  проявиться  в  том  случае,  если  целью дошкольного  образования  станет   не   ускорении (акселерация),  а  обогащение  детского  развития.  Обогащение  в  первую очередь  предполагает  развитие  способностей  детей, становление   активной,  творческой  личности  ребенка.

          Основным  условием  развития  личности  детей  является  наличие  привлекательных  видов  деятельности,  предоставление  возможности  проявлять  инициативу,  внимание  и  уважение  со  стороны  взрослых  каждому  ребенку  и  взаимоотношениям  детей,  подлинное  сотрудничество  взрослого  с  детьми.

                      Ошибка  многих  взрослых (в  частности  и  родителей,  тоже) то,  что  они пытаются  «вдалбливать»  в  голову  ребенка  знания.  Знания  надо  преподносить  так,  чтобы  ребенок  захотел  их  услышать,  понять  и  последовать.

        Ещё  К. Д. Ушинский  говорил: «Учите  ребенка,  каким – нибудь  неизвестным  ему  пяти  словам – он  будет  долго  и напрасно  мучиться,  но  свяжите  двадцать  таких  слов  с  картинками,  и  он  их  усвоит  на  лету».

        Усваивание  на  лету  слов,  предложений,  разучивание  стихотворений,  составление  описательных рассказов  с  опорой  на  так  называемые  рисунки  смело  можно  отнести  к  разряду  детских  способностей.

         Л. А. Венгер  считал  способности   ориентировочными  действиями,  которые  образуются  и  проявляются  тогда,  когда   ребенок  использует  существующие  в  культуре  средства.  В  дошкольном  детстве  эти  средства  носят  образный  характер  и  представляют  собой  эталоны,  схемы,  модели,  символы.

            Старший  дошкольный  возраст – период  бурного  проявления  познавательного  отношения  ребенка  к  речи…

          Язык  служит  ребенку, во–первых,  для  налаживания  эмоциональных  связей  с  окружающим; во – вторых,  для  формулирования  мыслей,  построения  сообщений; в третьих,  для  налаживания  с  партнером  речевого  взаимодействия.  В  старшем  дошкольном  возрасте  основными  факторами  развития  речи  являются  общение  со  взрослыми  и  сверстниками  и  организованные  словесные  игры  и  занятия.

         Игры  и  упражнения  с  лексическим  содержанием – необходимое  условие  развития  смысловой  стороны  речи.  В  них  большое  значение  имеет  сравнение  разных  предметов  и  объектов,  выделение  в  них  различных  общих  свойств  и  функций.  Сравниваться  могут  как  реальные  объекты (игрушки, картинки,  предметы  одежды,  мебели и т.п.),  так  и  воображаемые (действия  веселого  и  грустного  медвежонка,  погода  ранней  и  поздней  осенью,  настроение  персонажа  до  и  после  описанного  события).  Словарные  упражнения,  предваряющие  рассказывание,  способствуют  обогащению  связной  речи  детей  точными  и  образными  словами  и  выражениями.

           В  развитии  словаря  достигается,  прежде  всего  его  качественное  совершенствование.  Это  касается  понимания  и  активного  использования  в  речи  таких  явлений,  как  антономия ( острый – тупой,  острый – пресный), синонимия (острый – заостренный,  наточенный)  многозначность (  острый  нож,  острый  перец,  острый  язык).  Сравнивая  предметы,  явления  природы,  человеческие  поступки,  дети  учатся  находить  различное и  общее и  выражать с помощью  слов  с  противоположным  и  близким  значением,  сравнений,  точных  глаголов,  эпитетов.  Приемы  подбора  синонима  или  антонима  к  словосочетанию  знакомят  детей  с  многозначностью  слов.  На  основе  сравнения  функций  предметов  формируются  обобщающие  наименования (животные,  посуда,  транспорт  и  др.)

                Известно,  что  ребенок  всегда  испытывает  потребность  в  общении.  И,  естественно,  он  хочет,  чтобы  его  понимали.  Однако  нередко  речь  ребенка  бывает  сумбурной  и  непонятной.  Причин  для  этого  может  быть  много.  Но  одна  из  самых  распространенных  в  том,  что  он  затрудняется  при  описании  предметов,  явлений,  людей.  Схематичное  обучение  помогает  сделать  это.  Только  нельзя  ждать  немедленных  результатов,  ведь  это  процесс  довольно  длительный  и  не  терпит  подстеганий.  Терпение,  а  главное  заинтересованность  детей  принесут  свои  плоды.

                 Важный  фактор  в  обучении  детей  при  помощи  схем – систематичность.  Начав  обучение  с  4-х  лет,  надо  продолжать  использовать  методику  и  в  дальнейшем (старший  возраст,  подготовительный).Тем  более,  что  активный  словарь  ребенка  увеличивается  с  возрастом.

                     Опора  на  схемы  для  обучения  детей  заучиванию  стихотворений – вопрос,  имеющий  практическое  значение.  При  работе  с  детьми  было  замечено,  что  они  с  особой  радостью  включаются  в  учебную  деятельность.  Что  очень  важно  использование  схематического  обучения  развивает  несколько  психических  процессов:  память,   внимание, воображение,  одновременно.  На  занятиях  допустимы  формы  совместного  составления  схем  стихотворений  или  рассказов,  что  приводит  к  еще  лучшему  усвоению  материала.

        Очень  важно,  что  подобные  занятия  пробуждают  у  детей  интерес  к  процессу  обучения,  увлекают  их,  раскрепощают  и  превращают  непосильный  труд  в  любимый  и  самый  доступный  вид  деятельности – ИГРУ.

        В  дошкольном  возрасте  преобладает  наглядно – образная  память,  и  запоминание  носит  в  основном  непроизвольный  характер.  У  детской  памяти  удивительное  свойство – исключительная  фотографичность.  Чтобы  заученное  стихотворение  запомнилось  надолго,  необходимо  трехкратное  повторение  его  в  течение  первых  пяти  дней.  Зрительный  же  образ,  сохранившийся  у  ребенка  после  прослушивания,  сопровождающегося  просмотром  схемы (действие  непроизвольного  внимания  и  непроизвольной  зрительной  памяти),  позволяет  значительно  быстрее  вспомнить  стихотворение.

         Данная  система  имеет  теоретическую  основу.  Базируясь  на  представлении  о  сложной  и  активной  природе  процессов  запоминания,  опирающихся  у  человека  на  целый  ряд  совместно  работающих  аппаратов  мозговой  коры,  она  открывает  широкие  возможности  для  более  эффективного  заучивания  детьми  стихотворного  текста.   Также  служит  помощником  при  составлении  целого  рассказа (описательного, повествовательного),  даже,  что  особенно  важно,  при  работе  с  детьми,  страдающими  различной  речевой  патологией.

             В  течение  нескольких  лет,  наблюдая  за  своими  воспитанниками,  разговаривая  с  их  родителями,  проводя  психологическую  и  педагогическую  диагностику,  я  убедилась,  что  не  ошиблась  в  методике.  Ребята    стали  более   любознательными,  активными,  задают  много  вопросов,  иногда  дома  играют  в  те  игры,  которые  им  показали  на  занятиях.  Конечно,  изменилось  и  отношение  родителей  к  детскому  саду – они  стараются  не  оставлять  без  серьезной  причины  детей  дома.  Надо  отметить,  что  построение  занятий  с  использованием  элементов  системы Л.А.  Венгера  приводит  к  тому,  что  с  психологической  точки  зрения  дети  чувствуют  себя  на  занятиях  очень  комфортно.  При использовании  данной  методики  всегда  есть  место  творчеству  и  самого  педагога.  Я  очень  надеюсь,  что  годы  проведенные  моими  воспитанниками  в  детском  саду  не  пройдут  бесследно,  они  послужат  развитию  детского  творческого  потенциала.  А  в том,  что  учиться  они  будут  только  на  «ОТЛИЧНО»  и  «ХОРОШО»  я  даже  не  сомневаюсь.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: Заучивание стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки», с использованием мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки», с использованием мнемотаблицы.В данном коспекте предлагаю использовать загадку, игры на вниманиеи мнемотаблицу благодаря которой дети зап...

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа) Тема: Заучивание стихотворения А.Т. Твардовского «Осень»

Учить детей запоминать стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов, музыки....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Тема: Заучивание стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»;  Развитие памяти, внимания, образного мышления.Задачи: - продолжать формировать умение слушать и запоминатьстихотворен...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи : «Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи :«Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине"Цель: Помочь запомнить и выразительно читать...

Конспект занятия в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Конспект занятия в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»Образовательные задачи.• Выучить стихотворение Р. Сефа «Со...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: заучивание стихотворения «Весенние воды» Ф.И Тютчев».

Учить детей запоминать стихотворение.Формировать навыки выразительного рассказывания.Закрепить знания детей о весенних признаках. Вызвать эмоциональный отклик....