конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию, аппликации и конструирование из бумаги. Привлечены родители по сбору материала к занятию. Надеюсь,что этот конспект заинтересует воспитателей дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Знакомство с морскими обитателями»
Программное содержание:
- Познакомить детей с обитателями Средиземного моря: дельфин, кит, коралл «оленьи рога», морская звезда, краб, рыба-еж, с расположением Средиземного моря, почему оно так называется.
- Расширить знания об образе жизни морских обитателей: внешнем виде, чем питаются, характерными признаками, присущими данному животному или рыбе.
- Развивать интерес к обитателям моря, желание путешествовать, узнавать что-то новое.
- Прививать стремление сохранить морской мир: охранять моря и реки от загрязнения.
- Воспитывать любовь ко всему живому, прекрасному, неповторимому, удивительному.
II часть. Дидактическая игра «Кто лишний?»
Цель: Закрепить знания детей о том, какие обитатели речные, какие
морские. Уметь их различать. Развивать внимание, мышление,
умение излагать свои мысли.
Предварительная работа:
Чтение рассказа В. Маяковского «Про моря и про маяк»,
Акимушкина «Батискаф», беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий о морских обитателях, рисование на тему «что мы знаем о морском дне и его обитателях», конструирование «Рыбы», «Краб», аппликация на тему «Речные обитатели», рассматривание открыток с морскими рыбами и животными, беседа о работе людей морских профессий: капитан, помощник капитана, повар, матрос, боцман, игра «Море волнуется», рассматривание иллюстраций и беседа по ним об аквалангистах, костюме аквалангиста: маска, ласты, акваланги.
Литература:
Энциклопедии: «Большая энциклопедия животных», «Загадки подводного мира», «Обо всем на свете», С.Сахарнов «Кто живет в море».
Книги: Акимушкина «Батискаф», В.Маяковского «про моря и про маяк»
Журналы: «Филя»
Географический атлас: «Мир и человек»
Материал:
Муляжи морских обитателей, открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий с морскими обитателями, рисунки детей, натуральные (не живые) морские звезды, кораллы, ракушки, рыба-еж, штурвал, рында, указка, мольберты, компас, костюм капитана, бескозырка помощника капитана, голубые и синие ленты, зеленая мишура, ленты гофрированной бумаги, ткань желтого и синего цвета, макет корабля, аудиозапись «Шум моря»,игрушки - рыбы, карта географическая, мольберты
Словарь:
экзотические, обтекаемая, планктон, акваланг, микроскопические, морепродукты, танкер.
Ход занятия
Дети садятся на стулья, поставленные так, что образуют борт яхты с
одной стороны, с другой стороны стоят мольберты, между ними
стол, на столе штурвал, компас, карта.
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Мы уже с вами путешествовали по самой длинной реке России. Как она называется? (Волга)
- С кем мы познакомились во время путешествия по реке Волге? (с речными обитателями)
- Назовите их (ответы детей уточняются, исправляются, если неправильные).
- Речные обитатели, которых вы назвали, живут в реках, но это еще не все, с которыми мы познакомились, их много, и вы постепенно будете с ними знакомиться.
- А сегодня мы отправимся в Средиземное море на нашей яхте «Бригантина». Именно в Средиземном море можно увидеть экзотических, удивительных морских обитателей, которые живут либо на поверхности моря, либо на коралловых рифах, или в глубине моря.
- Во время путешествия все его участники обмениваются впечатлениями о том, что увидели.
- Прежде чем отправиться в путь, давайте уточним курс нашей яхты.
- Кто из вас был в Турции? Как называется море, которое омывает берег Турции?
- Кто был на Кипре, в Испании? Какое море омывает берега этих стран?
- Верно, берега этих стран омывает одно море - Средиземное. Почему оно так называется? Его название происходит от расположения - «среди земель».
- Курс нашей яхты будет проходить вдоль берегов Турции к Кипру. Именно там мы увидим коралловые рифы, где много морских обитателей. Итак, в путь, (капитан дает необходимые распоряжения команде).
- Мы удалились от берега. И вот уже первые обитатели моря сопровождают нашу яхту, как бы соревнуясь с ней в скорости.
Кто же это? (Дельфины)
- Посмотрите на них. Какого цвета у них туловище?
- Форма тела? (Обтекаемая)
Ответы детей поясняю, уточняю.
- Скажите, дельфин - это рыба или животное? Почему?
Правильно, это млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Не смотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит как мы, люди, кислородом из воздуха.
А что ест дельфин? Ответы детей уточняются.
-Правильно, рыбой.
Дельфин очень умное морское животное, он поддается дрессировке, поэтому на его выступления ходят смотреть в дельфинарии. Дельфины встречаются в Азовском, Черном и других морях.
Посмотрите, вон там, вдали показался фонтан воды. Что это такое? Кто мог пустить фонтан посредине моря?
Это кит. Разновидностей китов очень много, но самый большой - синий кит. Это самое большое животное на земле. Так же, как и дельфин, он вскармливает своих детенышей молоком и дышит кислородом из воздуха.
Как вы думаете, чем он питается? Питается он планктоном. Это такие микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом. У кита вместо зубов - хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя. Планктон остается в желудке у кита, а лишнюю воду он выпускает вместе с воздухом через отверстие в спине, в виде фонтана. В Средиземном море водятся маленькие киты, а синий кит - житель океанов.
А сейчас мы подплываем к коралловым рифам у острова Кипр. Попросим капитана остановиться. (Капитан отдает команду: «Стоп машина! Отдать якорь!»)
Мы все наденем акваланги и опустимся на дно рифа, так как это все происходит понарошку, то в воде мы сможем разговаривать. Все опустились на дно, заняли удобное положение на подводных островках кораллов.
Что же такое коралл? Кораллы - это живые существа, которые живут внутри известкового скелета, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям.
Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется - «оленьи рога».
Когда коралл растет, то он име ет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб, то после длительного пребывания в воде мягкие ткани вымываются и он становится вот таким белоснежным. Питается коралл «оленьи рога» планктоном.
А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? Морская звезда. Конечности - щупальца.
Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? Ответы детей уточняю.
-Правильно,морская звезда - животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает - становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)
Во время передвижения ей помогают щупальца, снизу покрытые иголочками. Она - хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Она умеет желудок свой выпускать наружу через рот. Наползет на добычу, желудком обхватит ее, присосется... И в рот не брала, а проглотила.
А вот недалеко от коралла еще один морской обитатель. Кто это? Краб,
Какой он окраски?
Это рыба или животное? (Животное)
Что у него вместо плавников?(Клешни)
Этот краб - обыкновенный. Есть много разновидностей крабов: скрипач, сигнальщик. У этого краба коричневато-зеленая окраска. Его характерная особенность - имеет две клешни, питается он мелкими рачками, рыбками, моллюсками и передвигается боком.
Посмотрите на это удивительное создание (Показываю рыбу- ежа).
На кого оно похоже? (На ежа)
Это рыба-еж, а есть еще животное - морской еж. Не путайте. Рыба-еж имеет острые колючки, когда ее что-то вспугнет, она заглатывает воду и раздувается как шар, за что ее еще называют рыба-шар. Колючки у нее торчат во все стороны, они очень острые, врагов у нее почти нет. Она часто попадает в сети к рыбакам, которые ее просто выбрасывают на берег, на берегу вместо воды она просто заглатывает воздух, раздуваясь при этом. Питается мелкими рыбками и планктоном.
Мир моря очень богат и разнообразен, но с каждым годом рыб и животных становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
В этом виноваты люди, которые без меры вылавливают морских обитателей для сувениров, пищи или загрязняют воду морей отходами производства с фабрик, заводов. Очень вредно влияют на жизнь рыб и животных аварии на танкерах - больших кораблях, перевозящих нефть. Поэтому люди должны стремиться делать все, чтобы сохранить подводный мир и его обитателей от исчезновения: очищать отходы производства, следить за количеством вылавливаемых морепродуктов, оберегать моря от загрязнения нефтью.
- Сейчас мы захватим со дна рифа разные ракушки - это моллюски - морские животные, а раковины - их домики. На берегу мы хорошенько рассмотрим их и я расскажу вам о них в другой раз.
- А теперь мы поднимемся на борт яхты, а то море волнуется. Наверное, шторм надвигается. Все рыбы и морские животные стараются спрятаться и замереть.
Физ-минутка. Играем в игру «Море волнуется».
- Кажется, шторм утих, мы на борту яхты, и капитан повернул курс яхты в обратный путь. Пока мы плывем, закрепим наши знания. Поиграем в игру «Кто лишний?».
После игры.
- Мы прибыли в порт, на этом наше путешествие закончилось, но мы всегда будем помнить, что жизнь морских обитателей зависит от правильного отношения к ним людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: Знакомство с профессией «Учитель»
Конспект НОД...
"Конспект нод по познавательному развитию в средней группе на тему "Знакомство с русской избой""
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект занятия по познавательной области детей подготовительной группы на тему: «Знакомство с кучевыми облаками и наблюдение за ними»
Одно из занятий цикла по экологическому развитию детей 6-7 летнего возраста...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Знакомство с профессией лесник"
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Знакомство с профессией лесник"...
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Знакомство с видами театров»
Цель: познакомить детей с различными видами театра, ввести новые понятия: «театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер»....