Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Зимушка -Зима"в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мялкина Римма Рашидовна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка-Зима" Задачи: Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы и зимних явлениях; продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы, подбирать к существительному несколько прилагательных, глаголов; упражнять в умении подбирать однокоренные слова, формировать умение пересказывать текст, используя метод моделирования (мнемотаблицу); активизировать словарь детей; Развивающие: развивать навык словообразования - существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха), развивать звуковую культуру речи; слуховую память. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, прививать любовь к поэтическому слову. Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа о зиме, слушание стихотворения, видеозарисовки «Зима»; физминутка, дид. игры «Передай снежок», «Назови ласково», гимнастика для глаз, дид. игра «Доскажи словечко», пересказ по мнемотаблице , рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx62.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема НОД: «Зимушка-Зима»

Задачи:                                                                                                                   Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы и зимних явлениях; продолжать формировать умение детей  отвечать на вопросы, подбирать  к существительному несколько прилагательных, глаголов;

упражнять в умении подбирать однокоренные слова,

формировать умение пересказывать текст, используя метод моделирования (мнемотаблицу); активизировать словарь детей;

Развивающие: развивать навык словообразования - существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха), развивать звуковую культуру речи; слуховую память.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, прививать любовь к поэтическому слову.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа о зиме,  слушание стихотворения, видеозарисовки «Зима»; физминутка, дид. игры «Передай снежок», «Назови ласково»,  гимнастика для глаз, дид. игра  «Доскажи словечко», пересказ по мнемотаблице , рефлексия.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; компьютер, снежок, запись стихотворения И. Сурикова «Зима» с  видеозарисовками  зимы, мяч, маски снежинок, костюм Зимы, снежинки для дыхательного упражнения «Сдуй снежинку».
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов, рассказов, сказок, пословиц, о зиме,  отгадывание загадок, работа с календарём природы, наблюдение за погодой на прогулках, разучивание физминутки  «Наконец пришла зима», гимнастики для речевого дыхания.

Ход НОД
I. Организационный момент.
Собрались все дети в круг                                                                                                               Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

-Ребята, а теперь сядьте все правильно и покажите мне, что вы готовы к занятию.
-Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 
II. Мотивация.
- Дети, вы меня узнали? Кто я? ( Зима)

- Верно, я волшебница –Зима. Я пришла к вам в гости не с пустыми руками, а со своим волшебным сундучком. Вот он! (Воспитатель «зима»  показывает детям сундучок)
Но чтоб открыть его, нужно произнести волшебные слова:

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе!
Дети произносят слова .Звучит волшебная музыка.

Воспитатель заглядывает в сундучок.
- Ребята, сколько здесь вопросов, заданий-игр,  сюрпризов я вам приготовила.  Если вы  на них ответите, то получите  подарок от меня.

III. Целеполагание.

-Вы хотите получить подарок? (Ответы детей).

- Что нужно для того, чтобы получить его? (Ответы детей).          

- Но сначала я предлагаю вам превратиться в снежинок. Подходите  к столу и выбирайте любую корону.

IV. Содержательный, деятельностный этап.

- Итак,  я приготовила вам первый сюрприз.

1 Беседа о зиме.

Звучит запись стихотворения И. Сурикова «Зима» Дети слушают стихотворение в записи на фоне классич. муз смотрят презентацию зима.

- Как называется это стихотворение? Кто написал его? О чём оно?(Ответы детей).

- Я шагаю по земле и хочузнать – знаете ли вы какая я, какие признаки зимы?

- В моём сундучке есть снежок, и мы сейчас поиграем.                                                                                  Игра «Передай снежок»
- Какая зима? (снежная, холодная, морозная, белая, хмурая, ветреная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.                                                            - Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.
- Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю)

- Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, морозит, кусает…

- Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет….

- Снег (что делает) — идет, летит, падает, валит, кружится….

Молодцы, знаете признаки зимы.

Смотрим в сундучок, что у нас там. Здесь написан рассказ. Я предлагаю  его послушать и пересказать.
2. Развитие связной речи.                                                                                                         Рассказ  «Гостья зима»  «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».                                                                                                              Первичное восприятие рассказанного воспитателем:                                                           - Кто пришел к вам в гости?

- Какое время года было до этого?

- Чем зима накрыла землю?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- А как по другому называются эти подарки?

Вот и мы сейчас немного позабавимся!                                                                                      Физминутка.                                                                                                                               «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)                                                                   Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)                                                                 Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)                                                                   Дворник улицу метет, (имитируют)                                                                                                   Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)                                                   Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)                                 Ловко бегам на лыжах, (имитируют)                                                                                                        И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»                                                                            3. Пересказ  о зиме по мнемотаблице:

C:\Users\Катя\Desktop\hello_html_112356d8мнемотаблица.jpg

- Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Воспитатель читает рассказ вторично.

-Василиса, ты начни пересказ, а Настя продолжит.

-Кто хочет пересказать весь рассказ.

 - Скажите, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме?

4. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Отгадайте загадку:                                                                                                                  Что за звездочки такие,

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке? (Снежинка)

-Правильно, снежинка!

Дыхательное упражнение  «Сдуй снежинку» 

- Вставайте в круг. Это снежинки ( дети берут кусочки ваты). На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе. Кладите на ладошку «снежинки». Как нужно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой.  Повторяем 2-3 раза.

- Садитесь,  а сейчас самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте.

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

5 - Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.

Дид. игра «Назови ласково» с мячом.

Снег-снежок

Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец

Дерево- деревце

Ветер- ветерок

Горка — горочка

Лёд- ледок

Холод- холодок

Зима— зимушка

 Санки- саночки .

- Посмотрим, что у нас в сундучке. Ой, стихотворение!                                                                                      

 -Я забыла дописать его, подскажите мне  нужные слова.
5. Дид. игра «Доскажи словечко» :

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….
снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..
снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………
снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..
снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….
снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….
снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………
снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………
снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»).

Правильно, как все эти слова называются? (Слова –родственники)

Подберите похожие слова к словам:

Зима — (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);                          Мороз — (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);                                                                                                                 Лед — (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).

6. Рефлексия.

- Какие вы все молодцы, со всеми заданиями справились!

-Пришло время превратиться в детей, снимайте свои короны, и садитесь.

- Итак, вы выполнили  все задания и я дарю вам эту книгу, что бы вы больше узнали о зиме. Вам понравилось занятие? Что больше всего? А что было сложнее всего? На этом занятие окончено!

Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Зима»

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Зима» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, игровых, информационно – коммуникативных технологий.

Программные задачи:

Образовательные:

• обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

• уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях;

Развивающие:

• развивать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;

• развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

• активизировать словарь детей;

• развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи;

• логическое мышление; совершенствовать грамматический строй речи;

Воспитательные:

• прививать любовь к поэтическому слову;

• воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, работа с календарём природы.

Воспитатель:

Ребята! Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сиди царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке? (О зиме).

А тройка скакунов — что это? (зимние месяцы-декабрь, январь, февраль).

Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами расскажем зиме всё, что мы о ней знаем? (ответы детей).

Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.

ВоспитательЗима какая?

ДетиЗима бывает холодная, белая, хмурая, ветреная, морозная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.

Воспитатель: Какие приметы зимы вам знакомы?

Дети: Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.

Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?

Дети: Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.

Воспитатель: Какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год, 23 февраля, Масленица.

Воспитатель: Какой самый любимый праздник зимой у детей и взрослых?

Дети: Самый любимый праздник – Новый год.

Воспитатель: Кто является главными героями на новогоднем празднике?

Дети: Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Ну что, готовы?

Упражнение на речевое дыхание «Снежинка».

Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)

В воздухе морозном,

Падают на землю

Кружевные звезды. (Дети кружатся на носочках.)

Вот одна упала (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка! (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)

Подожди немножко!

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится….

Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру: «Один-много». Я вам буду называть один предмет, а вы мне много: снежинка – снежинки; сугроб – сугробы; метель – метели; сосулька – сосульки; снегирь – снегири; мороз – морозы.

Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, что изображено на этих картинках. Как можно назвать эти предметы одним словом? Что здесь лишнее? Почему?

Воспитатель: Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.

Зима— зимушка Санки- саночки

Динамическая пауза «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)

Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)

Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)

Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)

По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)

Ножками затопали! (Топают ногами.)

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам еще одну загадку. И ее угадает тот, кто внимательно послушает и хорошо подумает.

Загадка:

Есть один такой цветок

Не вплетешь его в вено

Дунешь на него слегка

Был цветок — и нет цветка (снежинка).

Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка — малютка.

Легкая, узорная звездочка — малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать, как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль).

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна и вот еще одна. Улыбнитесь им, они засверкают на солнышке, как звездочки.

Вот они, полюбуйтесь. (на магнитной доске – разные узорные снежинки)

Вот цветок с шестью лепестками. А вот звездочка с шестью лучами. Какие они красивые! Давайте украсим их красивыми словами. Снежинки какие? (красивые, узорные, кристальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные).

Воспитатель: Ребята, вы все такие молодцы. Ну а сейчас я вам предлагаю составить небольшой рассказ о зиме, используя мнемотаблицу. Ну что, готовы, тогда приступим. Я начну, а вы продолжите.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Рефлексия: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие вы все молодцы, со всеми заданиями справились. Вот и зиме понравился ваш рассказ о ней, теперь она точно уступит дорогу весне.

Поделиться:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и  ознакомлению старших дошкольников с природой  «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...

Конспект занятия Непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: "Зима"

Интеграция образовательных областей:развитие речи, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель НОД: Формирование речи детей.Развитие речи: Упражнять в подбо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы 4-5 лет «Зимний пейзаж»

Цель: Обогатить  художественный опыт детей.Задачи:Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимнего пейзажа , на примере картин И.И. Шишкина;Стимулировать проявление эстетических и...

"Космонавтом стать хочу" Непрерывная образовательная деятельность "Познавательное развитие - ФЭМП" с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Цель: создание условий для развития у детей математических способностей посредством активации познавательной деятельности.Задачи: познакомить детей с числом и цифрой 9;познакомить с составом числа 9 и...