Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нескучный этикет»
методическая разработка

Предлагаю вам сценарий мастер - класса для педагогов в ДОУ с применением мультимедийной презентацией и практической деятельности по теме «Нескучный этикет» в форме игрового практикума. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дошкольных учреждений, студентам. Материал направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области профессиональной педагогической этики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_etiket.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

  Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нескучный этикет»               

Цель.  Повысить компетентность педагогов в вопросах этикета и профессионального поведения в общении.

Форма организации – игровой практикум

Участники – 2 команды педагогов; ведущие - официанты и администратор эрудит-кафе; наблюдатели «Лимон» и «Апельсин» (заведующий, ст. воспитатель).

Материалы: мультимедийная установка для просмотра презентации, муз.центр для музыкального сопровождения, песочные часы, картонные пазлы  собирающиеся в «сердце», магнитная доска с магнитами, 2 подноса с иллюстрациями внешнего облика педагогов от блёклого, тусклого до яркого, броского, экстравагантного имиджа, картинки с изображением вилки, ножа, руки, вилки и ножа, 2 ручки, листы бумаги, мяч, веревка для игры «Тонущий корабль».

                                   Ход игрового практикума

Администратор Эрудит-кафе:

    Сегодня мы с вами отправимся в интеллектуальное Эрудит-кафе под названием «Нескучный этикет» (слайд № 2).

Что же такое этикет? (слайд № 3)

Высказывания педагогов.

     Этикет - часть нашей культуры; все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей. (слайд № 3)

    Вы –команда эрудитов, хорошо осведомленные в вопросах этикета. Так ли это? Давайте проверим. На барной стойке Эрудит-кафе разместились наши наблюдатели - Апельсин и Лимон. Обратите внимание на два стаканчика, стоящие рядом. В них наши наблюдатели будут собирать баллы. За правильные ответы Апельсин будет собирать ложки, а за неверные –Лимон соберет вилки. В конце мастер-класса мы подведем итоги.

Официант 1: 

- Каких только блюд нет в меню нашего кафе! Для начала я предлагаю аперитив – экспресс-разминку «Хорошо ли быть воспитателем?!»  - слайд № 4 (Одна команда находит положительные стороны, а другая - отрицательные, отвечают по очереди).

- Каким должен быть педагог? (Высказывания педагогов)

(слайд № 5)

Официант 2: 

- Мы переходим к закуске. На закуску у нас салат «Изюминка»! (слайд № 6)

И сейчас мы с вами поговорим о слагаемых имиджа педагога, о внешнем облике.

- Назовите, пожалуйста, ваши ассоциации к слову «ИМИДЖ».

(одежда, стиль, мода, красота, образ, причёска, макияж, внешность, престиж, костюм, модель, салон, личность, косметика, поведение, вкус, работа, статус, репутация, украшения, перемена, изменение, воплощение…) 

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.

    Предлагаю перейти к практической части.

                             Игра «Составь портрет воспитателя»

Задание: Двум   командам нужно составить образ педагога в будние дни из предложенных иллюстраций, учитывая ограничения в одежде, в использовании цветовой гаммы, макияже, причёске, аксессуарах и прикрепить на мольберт. 

 - Какие вы предлагаете рекомендации и ограничения в одежде, использовании цветовой гаммы, макияже, причёске, аксессуарах на педсовете, на утреннике?

Понятно, что требования к внешнему виду педагога будут не одинаковыми. Например,

  • на педсовете – достаточно строгий, деловой стиль
  • на утреннике – праздничная, нарядная, яркая одежда
  • в будние дни – в одежде предпочтительна сдержанность и скромность
  • на физкультурном занятии, несомненно, спортивная одежда.

Уважаемые коллеги! На утреннике всё-таки предпочтительней ПЛАТЬЕ, а не брюки! И платье классической длины – до колена или чуть ниже (при наклонах или поднятии рук короткое платье задирается ещё выше, а длинное – мешает движению)                               

                           Игра «Представитель группы»

Давайте рассмотрим такую ситуацию: срочно на конференцию от детского сада необходимо отправить не менее 2 педагогов. Но идёт рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически.

 Задание: Каждая команда выбирает 1 представителя для конференции и аргументирует, по каким критериям выбирали человека.

Итак, необходимо придерживаться «золотой середины» (слайды № 7-13).

Не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, но и отставать от моды недопустимо! Следовательно, надо одеваться модно, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Есть официальные требования к внешнему виду воспитателя, которые регламентируются локальным актом ДОУ «Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» (Приказ от 27.02.2014 г № 6):

  • ...соблюдать деловой стиль одежды и обуви…
  • …соблюдать опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде…

Неброский макияж, аккуратная прическа. Юбка не на много выше колена. Одежда должна быть мягких тонов. Нежелательны яркие, ядовитые, кричащие тона. Запрещено ходить с голыми ногами (без колгот), в рваных/резиновых тапках. Обувь должна быть удобной на невысоком каблуке. В гардеробе недопустимы предметы, которые могут поранить ребенка: пряжки, булавки, какие-то острые украшения. Воспитатель должен являться образцом для детей.

В общем-то, ничего сверхъестественного не требуется. Главное, чтобы родителю, который привел ребенка утром в детский сад, было приятно видеть перед собой человека, даже внешний вид, которого показывает, что он готов к работе и ждет вашего ребенка.

Официант 3: 

   Подошла очередь горячего блюда. (слайд №14)

  Сегодня на горячее фирменное интеллектуальное блюдо нашего эрудит-кафе - зразы с аппетитно-эрудированной начинкой. И сейчас мы с вами поговорим о культуре общения педагога. 

  Как вы считаете, какие основные требования предъявляются к разговорной речи педагога?  

   Основными требованиями к разговорной речи педагога являются: литературность речи, чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора. Ирония, насмешка, снисходительный тон в общении с детьми недопустимы.

В разговорной речи с детьми желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов «я хочу», «ты должен» лучше сказать: «мне бы хотелось», «не мог бы ты». Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.

Игра «Кто больше назовёт ласковых обращений к детям группы» - Слайд № 15.

Задание: командам составить из пазлов «сердце». На каждой частичке (пазле) нужно написать ласковое обращение к ребёнку. Выигрывает команда, которая быстрее соберёт сердце, произнесёт итоговое обращение «Я вас всех люблю», время -2 мин.

Вывод: Мы с вами многому можем научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит доброго слова и отзывчивого сердца воспитателя.                                                                                Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях. Искусство собеседника состоит в том, чтобы правильно выбрать тему беседы, обойти спорную тему. Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят. В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека.                                                                                                                            Игра «Комплимент» с мячом

Задание: командам обменяться комплиментами, перекидывая мяч, соблюдая правила, не повторяясь.

Выигрывает команда, которая скажет больше комплиментов.

Вывод: приятно не только получать комплименты, но и говорить их. Важно помнить, что комплимент — это фрагмент уважения. А лучший комплимент родителю — похвала успехов их ребенка.

Официант 1:

  Умение общаться с родителями воспитанников - одно из профессиональных качеств педагога.                                 

   Мы ежедневно общаемся с родителями своих воспитанников. Чтобы наше общение было полезным и конструктивным родители должны чувствовать, что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать их хорошей новостью.
 Уважение родителей к педагогам начинается с теплой атмосферы встреч, уюта, с убеждения того, что здесь работают знающие, увлеченные люди, влюбленные в свое дело, помогающие им воспитывать их детей. Важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки.        

    Сегодня очень популярны социальные сети и мессенджеры, в том числе их активно используют и в нашем учреждении для обсуждения различных вопросов с родителями. Это очень удобно и быстро. Но на самом деле, общение с родителями в чате мессенджеров и соцсетей не такое безобидное, как кажется на первый взгляд. Существуют определённые правила, по которым должна строиться правильная и безопасная переписка. Прежде чем запустить подобный формат общения, важно предупредить родителей о правилах общения, это поможет в будущем избежать конфликтные и другие неприятные ситуации. 

Предлагаю перейти к практической части.

Задание команде №1: составить памятку «Золотые правила общения с родителями», время- 2 мин.

Задание команде №2: составить памятку «Правила общения с родителями в соцсетях», время- 2 мин.

Выигрывает команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

Слайд №16 - «Золотые правила общения с родителями»:

  1. Улыбайтесь;
  2. Называйте родителей по имени и отчеству;
  3. Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойными в любой ситуации;
  4. Дайте собеседнику выговориться;
  5. Уважайте мнение собеседника;
  6. Помните, что любые рекомендации по воспитанию ребёнка воспринимаются легче, если они следуют за похвалой.
  7. При возникновении спора помните — одержать верх можно, если вы уклонитесь от него.

Слайд № 17 -  Правила общения в соцсетях:

1. Пишите только по делу

2. Следите за орфографией и пунктуацией

3. Предотвращайте конфликты.

4. Держите нейтралитет

5. Призывайте не смешивать личное и деловое общение в чате

6. При необходимости приглашайте на личную беседу

7. Будьте вежливы

8. Определите временные рамки

Администратор Эрудит-кафе:

Подошла очередь десерта «Фантазия» - слайд № 18.

Этикет — это правила поведения в обществе. Этикет включает в себя много составляющих: умение правильно говорить и правильно одеваться, владеть хорошими манерами, а также красиво и правильно есть. 

                                      Игра «Что чем едят?»

Задание командам: поочередно показывать соответствующие карточки. На них вы видите изображения вилки, ножа, руки, вилки и ножа. Я буду показывать картинку с изображением блюда, а вы должны показать, чем его едят. Внимание на экран.

- котлету и тефтели…(вилкой) - слайд № 19

- запеканку и сырники…(вилкой)  - слайд № 20

- макароны, вермишель…(вилкой) - слайд № 21

- крупную птицу  (ножом и вилкой) - слайд № 22 (срезая мясо с кости, при этом не следует стараться срезать полностью все мясо; срежьте столько, насколько это удобно сделать).

- кости цыпленка и другой малой птицы… (можно держать в руке)- слайд № 23

- арбуз…(ножом и вилкой)  - слайд № 24 (вилкой и ножом: подают чаще всего разрезанным на ломти с коркой. На тарелку ломоть арбуза кладут мякотью к себе, а коркой -от себя. Едят его при помощи ножа и вилки небольшими кусочками, предварительно освободив кончиком ножа каждый отрезанный кусочек от семечек).

Обращение к наблюдателям Апельсину и Лимону , подведение итогов по количеству правильных и неверных ответов. 

Официант 3: 

- И напоследок давайте немного отдохнем.

                                    Игра «Тонущий корабль»

Цель: развитие творческого подхода к решению проблем, сплочению коллектива.                                                                                                                                                Правила игры. Отметьте ограниченный участок на полу, и пусть ваша команда на него встанет. Постепенно сокращайте это пространство (сдвигая веревку), а участники пусть ищут способ удержать друг друга внутри и не «вывалиться за борт». Игра проходит под музыкальное сопровождение.

Администратор Эрудит-кафе:

- На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеемся, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается ЭТИКЕТА.  Вы сегодня демонстрировали, аргументировали, были активными, инициативными и очень интересными собеседниками. Мы надеемся, что сегодня Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста. Желаем вам успехов в работе. Еще раз благодарим вас. - слайд № 25

И для вас – подарок от интеллектуального Эрудит-кафе – фиточай (чаепитие).

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...