Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников
материал по развитию речи на тему
Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».
Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников.
Задачи мастер-класса:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
- повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: 4 стола, стулья по количеству участников, мультимедийная презентация, «Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников», конспект.
Раздаточный материал: материал для практической части (обложка рукописной книги, цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши, мелки, ножницы, бумажные салфетки, листы формата А3); рекомендуемый алгоритм по созданию произведения; проблемные ситуации для создания произведения; задания для практической деятельности педагогов; таблички на столы участников с темами по созданию продукта речевой деятельности; буклеты с методическими рекомендациями.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА.
I. Организационный момент (5 мин.)
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию «Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников».
II. Вводная часть
–Тема нашего мастер-класса «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников». Цель – обучить Вас методам творческо-речевой деятельности дошкольников. Что же такое творческо-речевая деятельность?
Творческо-речевая деятельность – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный логически, последовательный рассказ, придуманный детьми самостоятельно.
Словесное творчество – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатления от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Предлагаем Вам апробировать новую технологию методы творческо-речевой деятельности дошкольников в рамках нашего мастер-класса.
III. Основная часть
Мастер. Итак, необходимо определить этапность применения форм и методов работы по развитию творческо-речевой деятельности детей дошкольного возраста, спрогнозировать ожидаемый результат и спланировать всю работу по данной теме.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой рекомендуемых форм и методов работ, которые есть на ваших столах (Приложение 1).
Рекомендуемые формы и методы работы:
- ЧТЕНИЕ СКАЗОК, РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, НАБЛЮДЕНИЯ.
- ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЯ.
- САМОТСТЯЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В КНИЖНОМ УГОЛКЕ И УГОЛКЕ ТЕТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РАССМАТРИВАНИЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ЧТЕНИЕ, ИНСЦЕНИРОВКА И ДР.)
- ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ, ЧИСТОГОВОРОК, ПОТЕШЕК, НЕБЫЛИЦ.
- ПОКАЗ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА С ИГРУШКАМИ.
- ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО СТРУКТУРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ПРОЧИТАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИЗОУГОЛКЕ.
- ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ, СЮЖЕТУ, ПЕРСОНАЖАМ.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРИДУМАННОЙ СКАЗКИ.
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ.
- РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На каждом столе определено литературное произведение для детей, по которому Вы будете выполнять практическое задание.
На первом листе обозначены этапы и цели работы, в пустые клетки вложите формы работы, которые Вы считаете приемлемыми на каждом этапе работы по развитию творческо-речевой деятельности дошкольников.
Чтобы ускорить процесс, мы заранее подготовили формы работы.
Участники. Выполняют предложенное задание (распределяют формы работы по этапам работы и делятся своими мнениями).
Мастер. Итак, Вы определили формы работы на каждом этапе. Далее мы с детьми проводим занятия по продуктивным видам деятельности на основе прочитанного произведения. Предлагаем Вам вспомнить указанные на табличках произведения и проиллюстрировать (1-2 иллюстрации). Вы можете нарисовать, выполнить аппликацию или коллаж.
Участники. В течение 7-10 мин. выполняют задание (иллюстрирование).
Мастер. Теперь необходимо составить продукт речевой деятельности по проблемной ситуации. Чтобы ускорить процесс, мы подготовили для каждой группы несколько проблемных ситуаций. Вы выбираете одну из них и придумываете историю по рекомендуемому алгоритму (Приложение 2).
Участники. Придумывают историю по одной из предложенных проблем по предложенному алгоритму (Приложение 3) и зачитывают их для всех участников мастер-класса.
Мастер. Как уже было запланировано заранее, итоговым этапом нашего мастер-класса будет рукописная книга. На ваших столах есть всё необходимое для созданию странички рукописной книги. Участники. Самостоятельно оформляют страничку рукописной книги.
Мастер. Теперь соединим Ваши странички в одну книгу «По страницам любимых книг». Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите, сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.
IV. Заключительная часть
– Конечно, за короткий срок овладеть методами и формами работы по созданию продукта речевой деятельности нелегко.
Спасибо за внимание.
Приложение 1
1 этап
НАКОПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА У РЕБЁНКАЦЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОБРАЗНОМУ ВИДЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЗАРОЖДЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ |
2 этап
ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВАЦЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАКОПЛЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОПЫТА В СОЗДАНИИ СКАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ТО ЕСТЬ, ПОДБОР СЛОВ, ЭПИТЕТОВ, ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ |
3 этап
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВКУСА ЦЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ, ВЛАДЕНИЮ СТРУКТУРОЙ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМПОЗИЦИЕЙ ПОВЕСТВОВАНИЯ (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ) И ОПИСАНИЯ. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ |
Приложение 2
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СКАЗКЕ К.И.ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР»
|
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СКАЗКЕ А.С.ПУШКИНА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
|
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»
|
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО КРАЕВЕДЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
|
Приложение № 3
Рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности
- ЖИЛ-БЫЛ КТО?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (ЧТО ПРОИЗОШЛО С ГЕРОЯМИ? КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ИСТОРИЯ?)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс: здоровьесберегающий метод обучения "Подвижная игра с дидактической направленностью"
В ходе мастер-класса педагоги смогут не только теоретически, но и на практическом уровне усвоить принципы внедрения здоровьесберегающих методов развития и обучения дошкольников через интеграцию подвиж...
Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».
Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников»....
Мастер-класс "Основные методы проектирования художественно-продуктивной деятельности дошкольников"
Я слышу – и всё забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю Конфуций (древний мыслитель и философ Китая) ...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
Презентация для педагогов Мастер - класс "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"
Презентация к мастер-классу "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"...
Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"
Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...