Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников
материал по развитию речи на тему

Муратова Лиана Радиковна

Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников.

Задачи мастер-класса:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
  • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
  • повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  • формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Оборудование: 4 стола, стулья по количеству участников, мультимедийная презентация, «Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников», конспект.

Раздаточный материал: материал для практической части (обложка рукописной книги, цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши, мелки, ножницы, бумажные салфетки, листы формата А3); рекомендуемый алгоритм по созданию произведения; проблемные ситуации для создания произведения; задания для практической деятельности педагогов; таблички на столы участников с темами по созданию продукта речевой деятельности; буклеты с методическими рекомендациями.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА.

I. Организационный момент (5 мин.)

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию «Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников».

II. Вводная часть

–Тема нашего мастер-класса «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников». Цель – обучить Вас методам творческо-речевой деятельности дошкольников. Что же такое творческо-речевая деятельность?

Творческо-речевая деятельность – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный логически, последовательный рассказ, придуманный детьми самостоятельно.

Словесное творчество – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатления от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Предлагаем Вам апробировать новую технологию методы творческо-речевой деятельности дошкольников в рамках нашего мастер-класса.

III. Основная часть

Мастер. Итак, необходимо определить этапность применения форм и методов работы по развитию творческо-речевой деятельности детей дошкольного возраста, спрогнозировать ожидаемый результат и спланировать всю работу по данной теме.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой рекомендуемых форм и методов работ, которые есть на ваших столах (
Приложение 1).

Рекомендуемые формы и методы работы:

  1. ЧТЕНИЕ СКАЗОК, РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, НАБЛЮДЕНИЯ.
  2. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЯ.
  3. САМОТСТЯЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В КНИЖНОМ УГОЛКЕ И УГОЛКЕ ТЕТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РАССМАТРИВАНИЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ЧТЕНИЕ, ИНСЦЕНИРОВКА И ДР.)
  4. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ, ЧИСТОГОВОРОК, ПОТЕШЕК, НЕБЫЛИЦ.
  5. ПОКАЗ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА С ИГРУШКАМИ.
  6. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО СТРУКТУРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
  7. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ПРОЧИТАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ.
  8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИЗОУГОЛКЕ.
  9. ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ, СЮЖЕТУ, ПЕРСОНАЖАМ.
  10. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРИДУМАННОЙ СКАЗКИ.
  11. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ.
  12. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
  13. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
  14. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 На каждом столе определено литературное произведение для детей, по которому Вы будете выполнять практическое задание.

На первом листе обозначены этапы и цели работы, в пустые клетки вложите формы работы, которые Вы считаете приемлемыми на каждом этапе работы по развитию творческо-речевой деятельности дошкольников. 
Чтобы ускорить процесс, мы заранее подготовили формы работы.

Участники. Выполняют предложенное задание (распределяют формы работы по этапам работы и делятся своими мнениями).

Мастер. Итак, Вы определили формы работы на каждом этапе. Далее мы с детьми проводим занятия по продуктивным видам деятельности на основе прочитанного произведения. Предлагаем Вам вспомнить указанные на табличках произведения и проиллюстрировать (1-2 иллюстрации). Вы можете нарисовать, выполнить аппликацию или коллаж.

Участники. В течение 7-10 мин. выполняют задание (иллюстрирование).

Мастер. Теперь необходимо составить продукт речевой деятельности по проблемной ситуации. Чтобы ускорить процесс, мы подготовили для каждой группы несколько проблемных ситуаций. Вы выбираете одну из них и придумываете историю по рекомендуемому алгоритму (Приложение 2).

Участники. Придумывают историю по одной из предложенных проблем по предложенному алгоритму (Приложение 3) и зачитывают их для всех участников мастер-класса.

Мастер. Как уже было запланировано заранее, итоговым этапом нашего мастер-класса будет рукописная книга. На ваших столах есть всё необходимое для созданию странички рукописной книги. Участники. Самостоятельно оформляют страничку рукописной книги.

Мастер. Теперь соединим Ваши странички в одну книгу «По страницам любимых книг». Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите, сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.

IV. Заключительная часть 

– Конечно, за короткий срок овладеть методами и формами работы по созданию продукта речевой деятельности нелегко.

Спасибо за внимание.

Приложение 1

1 этап

НАКОПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА У РЕБЁНКА

ЦЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОБРАЗНОМУ ВИДЕНИЮ

              ОКРУЖАЮЩЕГО, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

              ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИХ

             ЗАРОЖДЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ

             В ДЕТСКОМ   ТВОРЧЕСТВЕ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

2 этап

ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ЦЕЛЬ:  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

               НАКОПЛЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОПЫТА

               В СОЗДАНИИ СКАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ,

               ТО ЕСТЬ, ПОДБОР СЛОВ, ЭПИТЕТОВ,

              ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

3 этап

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВКУСА

ЦЕЛЬ:  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ,

              ВЛАДЕНИЮ СТРУКТУРОЙ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ,

              ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМПОЗИЦИЕЙ ПОВЕСТВОВАНИЯ

             (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ)

              И  ОПИСАНИЯ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

Приложение 2

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СКАЗКЕ К.И.ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР»

  1. ЧТО БЫЛО БЫ С МАЛЬЧИКОМ, ЕСЛИ БЫ ОН НЕ  ВЕРНУЛСЯ К МОЙДОДЫРУ?
  2. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ КРОКОДИЛ НЕ ПРОГЛОТАЛ МОЧАЛКУ?
  3. ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ВОДЫ, ТО ЧТО БЫЛО БЫ…?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СКАЗКЕ А.С.ПУШКИНА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

  1. ЧТО БЫЛО БЫ СО СТАРИКОМ И СТАРУХОЙ, ЕСЛИ БЫ РЫБКА ОТКАЗАЛАСЬ ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБЫ СТАРИКА?
  2. ЧТО ПРОИЗОШЛО, ЕСЛИ БЫ У СТАРИКА И СТАРУХИ  БЫЛИ ДЕТИ?
  3. КАК ЖИЛИ БЫ СТАРИК СО СТАРУХОЙ, ЕСЛИ БЫ СТАРУХА НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛА БОЛЬШЕ, КРОМЕ ДОМА?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ  «ТЕРЕМОК»

  1. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ ТЕРЕМОК ПЕРВЫМ НАШЁЛ МЕДВЕДЬ?
  2. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ МЕДВЕДЬ ВЫГНАЛ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ИЗ ТЕРЕМКА?
  3. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ ТЕРЕМОК НАШЛИ ЖИРАФ, СЛОН, КРОКОДИЛ?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО КРАЕВЕДЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

  1. ЧТО СЛУЧИЛАСЬ БЫ С МОРЯКАМИ, ЕСЛИ БЫ ОНИ ВСТРЕТИЛИ КИТА?
  2. ЧТО ВЫ РАССКАЗАЛИ БЫ БУРАТИНО  О СНЕЖНОГРСКЕ, ЕСЛИ БЫ ОН ОКАЗАЛСЯ В НАШЕМ ГОРОДЕ?
  3. ЧТО БЫЛО С УМКОЙ, ЕСЛИ БЫ ОН ОКАЗАЛСЯ В АФРИКЕ?

Приложение № 3

Рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности

  1. ЖИЛ-БЫЛ КТО?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (ЧТО ПРОИЗОШЛО С ГЕРОЯМИ? КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ИСТОРИЯ?)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс: здоровьесберегающий метод обучения "Подвижная игра с дидактической направленностью"

В ходе мастер-класса педагоги смогут не только теоретически, но и на практическом уровне усвоить принципы внедрения здоровьесберегающих методов развития и обучения дошкольников через интеграцию подвиж...

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников»....

Мастер-класс "Основные методы проектирования художественно-продуктивной деятельности дошкольников"

Я слышу – и всё забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю Конфуций (древний мыслитель и философ Китая) ...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми....

Презентация для педагогов Мастер - класс "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"

Презентация к мастер-классу "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"...

Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"

Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...