ТЕМА: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 57 «ОДУВАНЧИК»
Доклад
ТЕМА: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Воспитатель
МДОУ № 57 «Одуванчик»
Вербицкая Т. С.
пос.сов-за Останкино
Доклад
Речевое развитие младших детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире; в нём лежат истоки развития всех интеллектуальных способностей ребёнка, включая развитие речи.
На современном этапе образовательная область «Речевое развитие» является важным компонентом содержания дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС дошкольного образования) и образовательных программах нового поколения для детских садов.
Важным средством развития детской речи является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры широко используются как средство всестороннего развития личности ребёнка: познавательной деятельности, математических и художественных способностей детей, социально-коммуникативного и речевого развития.
Актуальность исследования. На современном этапе имеет место противоречие между программными требованиями к уровню речевого развития детей младшего дошкольного возраста и его реальным состоянием. В практике дошкольного образования в работе по развитию речи детей 3-4 лет не достаточно эффективно используются педагогические возможности дидактической игры (обучающие, развивающие и воспитательные). Нет системы работы по использованию дидактической игры в решении задач речевого развития младших дошкольников, наблюдается их однообразие; они мало используются воспитателями в повседневной жизни и в разных видах детской деятельности. Поэтому выбранная тема аттестационной работы в настоящее время представляется весьма актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить содержание и педагогические условия, способствующие повышению качества речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Объект исследования – речь детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
В теоретической части аттестационной работы отражены результаты изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. В первой главе раскрыты психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста; освещены взгляды исследователей на данную проблему.
Проблемы детской речи, особенности и факторы ее развития у детей дошкольного возраста изучали М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова, Г.М. Лямина В.И. Логинова, Е.И. Радина, Н.Г. Смольникова, Ф.А.Сохин, Е.И. Тихеева, О.А Ушакова, Е.А. Флерина, В.И. Яшина и др.
Младший дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Раскрыты подходы учёных к определению периодов развития речи дошкольников.
Например, известный психолог А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей. Периодизация А.Н.Леонтьева наиболее распространена в научной литературе: 1й этап – подготовительный – до 1 года; 2й этап – преддошкольный – до 3х лет; 3й этап – дошкольный – до 7 лет; 4й этап – школьный.
Рассмотрены задачи и содержание работы по разным направлениям речевого развития младших дошкольников в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ в данной образовательной области (формирование словаря, грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной речи). Подчеркивается, что развитие детской речи – это сложный, длительный и многообразный процесс, а поэтому педагог должен знать основные этапы и особенности речевого развития ребенка на каждом из возрастных этапов.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Значение и вопросы использования дидактической игры как средства развития речи дошкольников в своих трудах освещали В.Н. Аванесова, А.К Бондаренко, А.И. Максаков, С.Л. Новоселова, Г.Л. Тумакова, Е.И. Удальцова, О.С. Ушакова и др.
В работе дано теоретическое обоснование роли и педагогической значимости дидактической игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, где игра соединена с обучением и сохраняется её занимательный характер. Рассмотрены виды дидактической игры и её структурные компоненты. Раскрыты её структурные компоненты: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Показана её педагогическая ценность и необходимость целенаправленного и эффективного использования дидактической игры в детском саду в речевом развитии младших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась во II младшей группе МБДОУ Детский сад №57 «Одуванчик», Дмитровский район, Московской области. В эксперименте принимали участие 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
На этапе констатирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы решалась следующая задача исследования:
- Провести диагностическое обследование и изучить уровень речевого развития у детей 3-4 лет средствами дидактической игры.
Из многочисленных задач речевого развития на этапе констатирующего эксперимента мы изучали уровень развития словаря и уровень сформированности грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
При проведении педагогической диагностики мы исходили из требований Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [24] к уровню речевого развития детей 2-ой младшей группы (3-4 года). Нами так же был использован инструментарий к диагностике по данной программе из пособия «Диагностика уровней освоения программы: вторая младшая и средняя группы/авт.- сост.Н.Б. Вершинина [18, с.84-87].
Каждому ребёнку индивидуально были предложены 2 серии диагностических заданий, включающие следующие дидактические игры, упражнения и вопросы.
Словарный запас ребенка мы изучали с помощью дидактических игр «Назови, что покажу» и «Когда это бывает?» и дидактического упражнения «Каждой вещи своё место».
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.
-А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
-Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
-Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы И т. п.
2.Дидактическое упражнение «Каждой вещи своё место».
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображение! одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место. Инструкция. «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья».
3.Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
Уровень сформированности грамматической стороны речи мы изучали с помощью дидактических игр «Чего не стало?».» и «Кто это?» и дидактического упражнения «Прятки».
1.Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»
- 2.Упражнение «Прятки».
- Материал: мелкая игрушка.
- Содержание диагностического задания:
- Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
- Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра «Кто это?».
Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
- Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
- Утка - утенок - утята.
- Заяц - зайчонок - зайчата.
Ответы детей оценивались по 3-х балльной системе: Высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 б.; Низкий уровень –1 балл, и по критериям, предусмотренным в диагностике.
По результатам выполнения 6-ти диагностических заданий дети могли набрать: Высокий уровень - 16-18 б
Средний уровень – 9-15 б
Низкий уровень – 6-8 б
Критерии ответов детей: (каждое задание оценивается отдельно):
1балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
2балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путает пространственные предлоги.
3 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
В процессе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты, они представлены в виде таблиц №№1, 2
Результаты обследования:
Высокий уровень показали 2 детей (Маша А и Костя М.), то есть 20 % детей. Они набрали максимальное количество по 9 за каждую серию заданий. Эти дети справились со всеми заданиями самостоятельно, без помощи и подсказок воспитателя, дали правильные чёткие ответы на все вопросы. Все предметы дети называют правильно, определяют назначение предмета; понимают, различают и называют существенные детали и части предметов. Знают обобщающее слово. Различают и называют части суток.
Правильно употребляют в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимают предлоги в, под, на, за, около.
К среднему уровню отнесено 5 детей, что составило 50%, это говорит о том, что половина обследованных детей правильно называют все предметы, определяя назначение предмета, но не называют обобщающего слова. Правильно различают и называют контрастные части суток с помощью наводящих вопросов. Дети правильно употребляют в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путают пространственные предлоги.
Низкий уровень было отмечен у 3 детей (Аня В., Ваня Л., Юра П.) что составило 30%, от общего количества обследованных детей. Эти дети допускают ошибки в назывании предметов. Не различают существенные детали и части предметов. Путают названия частей суток, не справляются с заданиями. Допускают большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
Таким образом, результаты выполнения 6 диагностических заданий, позволили выявить следующие выводы об уровне речевого развития младших дошкольников:
Высокий уровень - 2 ребёнка - 20% детей
Средний уровень - 5 детей - 50%
Низкий уровень - 3 детей -30%
Диагностика показала, что у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) возникали трудности и не хватало словарного запаса, чтобы назвать обобщающие слова для групп предметов одного назначения; в большинстве своём они не различают существенные детали и части предметов, не знают слов, их обозначающих. Путают названия частей суток.
Анализируя уровень сформированности грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры, следует отметить, что младшие дошкольники неверно употребляют в речи существительные мн. числа в род. падеже и путают пространственные предлоги.
В целом, у большинства детей (80%) выявлен средний и низкий уровень речевого развития. Полученные результаты опытно-экспериментального исследования показали необходимость проведения специально организованной работы по речевому развитию младших дошкольников средствами дидактической игры в процессе специально организованной деятельности.
На этом этапе опытно-экспериментального исследования решались задачи: определить содержание образовательной работы и педагогические условия, способствующие повышению качества речевого развития младших дошкольников средствами дидактической игры.
Прежде всего, с учётом результатов педагогической диагностики мы отобрали дидактические игры и упражнения на развитие словаря и грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
За основу были взяты рекомендации О.С. Ушаковой из «Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».
Дидактические игры и упражнения на развитие словаря
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни.
Детям необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («Что делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто, что умеет делать?».
От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).
При осуществлении словарной работы необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый привлекает внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка». Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке.
Детей надо научить точно и правильно называть предмет (игрушку). Умение называть объект и его признаки развивается в играх «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?», а также в играх-соревнованиях типа «Кто больше скажет про куклу, ...зайца, ...медвежонка?». Поощрением за правильные ответы является приз (ленточки, флажки, кружочки), что стимулирует активность детей.
Умению быть внимательными при перечислении признаков, находить ошибки при описании предмета дети обучаются в играх «Что напутал Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?».
Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.
Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не стало?.. », «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.
Примеры и описание дидактических игр и упражнений на развитие словаря и грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста представлены в Приложении №1
Дидактические игры и упражнения на развитие
грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).
Особое место занимает работа с глагольной лексикой.
Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает — не летает», «Кто что делает»).
Дети обучаются способам словообразования с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахар — сахарница, хлеб — хлебница). В играх «Молчанка», «Сова» дети овладевают умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть
Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?» Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Гена?». Взрослый начинает: «Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены, составляя предложения по картине. Дети строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
В образовательной работе все задачи речевого развития детей младшего дошкольного возраста тесно взаимосвязаны и решаются в комплексе, в частности задачи развития словаря, грамматического строя речи, связной речи.
Например, дети младшего дошкольного возраста уже могут составлять рассказы повествовательного типа.
Формированию умения видеть начало и конец действий способствует раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности
В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и...(ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонационную законченность предложения.
К самостоятельному рассказыванию детей лучше всего подводить в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята», «Mania и медведь», «Заюшкина избушка»), подсказывая определенную последовательность повествования или описания.
Примеры и описание дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста представлены в Приложении №2
Повышению качества и эффективности организации образовательной работы по использованию дидактической игры как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
- Планомерный и систематический характер работы по использованию педагогических возможностей дидактической игры как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
- Организация предметно-игровой развивающей среды. Создавая такую среду, педагог может предусмотреть ситуацию индивидуальной игры; ситуацию игры рядом (характерных для малышей); ситуация, способствующая взаимодействию детей; предметное взаимодействие. Организация предметно-игровой развивающей среды предполагает наличие определённого места для дидактических игр, подбор игр в соответствии с возрастом детей, их достаточное количество.
- Работа по развитию речи средствами дидактической игры должна проводиться в обстановке естественного общения участников игры. В 3-4 года у детей начинает проявляться интерес к сверстникам, возникает потребность в общении с ними. Здесь особую важность приобретает задача развития коммуникативных навыков ребёнка.
- Очень важно учитывать разный речевой уровень детей. Поэтому особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий. Цель индивидуальной работы - развитие речевых способностей каждого ребенка.
- Работа по использованию дидактической игры с целью развития речи детей должна проводиться не только на занятиях, но и в свободное от занятий время: на прогулке, при организации режимных процессов, в свободной самостоятельной деятельности. Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга, в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.
Например, на прогулке детям очень понравилось играть в подвижные народные игры «Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка». В утренние и вечерние часы можно провести речевые игры с элементами звукоподражания («Петушок», «Медвежата»); народные пальчиковые игры («Замок», «Банька», «Паучок»); Одним из важных условий является организация разных форм взаимодействия педагогов с семьёй по использованию дидактической игры в речевом развитии младших дошкольников. Выводы по второй главе. Таким образом, в соответствии с задачами аттестационной работы, нами были определены содержание образовательной работы и педагогические условия, способствующие повышению качества речевого развития младших дошкольников средствами дидактической игры. |
Предполагается, что намеченная система работы будет способствовать речевой активности, обогащению и активизации словаря, развитию звуковой культуры речи и связной речи, формированию грамматического строя речи.
В материалах приложения представлены дидактические игры и упражнения на развитие словаря (Приложение № 1);и грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста (Приложение № 2);
Материалы опытно-экспериментальной части аттестационной могут иметь практическую значимость для педагогов-практиков в решении задач речевого развития младших дошкольников средствами дидактической игры.
Таким образом, все задачи, поставленные в аттестационной работе, решены; цель исследования достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Представлено тематическое планирование работы по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободно...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....
Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей являе...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
План работы по самообразованию Тема «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Повышение профессиональной квалификации....
- Мне нравится (2)