Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии по теме
Представлено тематическое планирование работы по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободной деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_stayt_sistemy.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы
по развитию мелкой моторики
рук в свободной деятельности детей.
Младшая группа.
Тема: Овощи, фрукты
1. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина. — «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).
2. «Сложи картинку» из 4-х частей.
3. «Строим забор» из счетных палочек — закрепление знаний о цвете и размере.
4. «Найди вторую половинку» — разрезные картинки.
5. «Чудесный мешочек» —овощи и фрукты определить на ощупь.
6. «Сушка овощей» —двойные трафареты развесить на веревке.
Тема: Птицы
1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
. «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
3. «Разрезные картинки» — собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).
4. «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками.
5. «Птицы собираются в стаи» — «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.
6. «Заготовка корма для зимующих птиц» — рассортировать фасоль и горох.
7. «Ворона или воробей?» — Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
8. «Угощение для птиц» — сортировка семян.
Тема: Одежда и обувь
1. «Что это? » — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
2. «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии.
3. «Помоги развесить одежду» — двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют — прищепками).
4. «Подбери пуговицы по цвету».
5. «Шнуровки» — учить вкладывать шнурок в дырочку.
6. «Найди пару» — в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
Тема: Транспорт
1. «Что у кого?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
2. «Грузим камушки на грузовик» — камушки рассыпаны по ковру.
3. «Проехала машина» — рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.
Тема: Зима.
1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты,)
2. «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
3. «Снежная баба» — лепка из пластилина.
Тема: Животные и их детеныши
1. «Чудесный мешочек» — определить на ощупь резиновые игрушки.
2. «Выложи медведя из геометрических фигур».
3. «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
4. «Кто это?» — Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
5. «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
Тема: Семья
1. «Кто это?» — Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
2. «Что купила мама?» — Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
4. «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
5. «Научим дочку шнуровать ботинки».
6. «Для кого подарок?» — Чудесный мешочек.
Тема: Игрушки
1. «Собери пирамидку».
2. «Мячи для котят» — лепка из пластилина.
3. «Что спряталось в комочке? » — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).
5. «Определи на ощупь» — «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?
6. «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
Тема: Одежда
1. «Недошитое» платье. «Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
3. «Сушка белья» — пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
Тема: Растительный мир
1. .«Каждому листочку — свое место» — закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
2. «Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилиновый комочек.
3. Коллективная работа «Весенний луг» — небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Средняя группа
Тема: Овощи и фрукты
1. «Осенний лист» — обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
2. «Собери листочек» — складывание картинки, разрезанной на четыре части.
3. «Дары осени» — лепка из пластилина помидоров и огурцов.
4. «Большая и маленькая тарелочки» — выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
5.«Что здесь спряталось?» —Разглаживание смятых комочков из бумаги.
«Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
6.Чудесный мешочек» — в мешочке муляжи овощей и фруктов.
7.«Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
Тема: Птицы
1. «Сделай, как я» — выкладывание контура птицы из палочек по образцу.
2. «Птички клюют» — имитация процесса клевания зерен каждым пальцем и всеми одновременно на песке.
3. «Разрезные картинки» — собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки).
4. «Это птичка» — обводка трафарета из толстого картона.
5. «Вылепим птичку» — лепка птицы из пластилина.
6. «Заготовка корма для птиц» — отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.
7. «Собери птичку из геометрических фигур» — заполнение объема трафарета птицы геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник.
8. «Покорми синицу и голубя» — рассортировать семечек и горошины.
Тема: Одежда и обувь
1. «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
2. «Что у кого?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов.
3. «Платье в горох» — подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
4. «Бабушкины помощники» — сматывание толстых ниток в клубок.
5'. «Ловкие ручки» — шнуровка, застегивание пуговиц.
6. «Клубочки для носков» — рисование клубочков фломастерами, закрепление понятия цвета.
7. «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.
8. «Разрезные картинки» — одежда, обувь.
Тема: Мебель, посуда
1. «Это мебель» — выкладывание из палочек стола и стула.
2. «Волшебные жгутики» — выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
3. «Собери, как было» — сложить полотно ткани из лоскутков (по принципу разрезных картинок).
4. «Догадайся, что спрятано в комочке?» — Разглаживание .смятых комочков бумаги.
5. «Красивая чашка в горох» — обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.
6. «Ловкие ручки» — закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
7. «Склеим чашку» — собрать картинку чашки из 4-х частей.
8. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» — рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.
Тема: Транспорт
1 на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
2. «Автомобиль» — обводка трафарета машины и раскраска.
3. «Сборка автомобиля» —разрезная картинка из 4-х частей.
4. «Сборка грузовика» — собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
5. «В городе идет дождь» — работа с водой и пипеткой.
Тема: Зима
1. «Такие разные деревья» — обводка трафаретов деревьев разного размера.
2. Коллективная работа «Зимний пейзаж» — предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: «Поставь высокое дерево слева, низкое — справа».
3. «Нарисуй дерево ниткой» — выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.
4. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» —'■ изготовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
Тема: животные и их детеныши.
1. «Чудесный мешочек» — определить на ощупь мелкие игрушки (медведь, заяц, лиса).
2. «Обведи и раскрась» — обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить ее.
3. «Маленький конструктор» — выкладывание по образцу фигуры медведя из готовых геометрических фигур различных размеров и цветов (мишка и медвежонок, бурый (коричневый) и белый).
4.«Семья ежей» — туловище лепим из пластилина, иголки — из семечек.
5.«Клубочки для котят» —рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
6«Собери картинку» — собрать картинку домашнего животного из 4-6 частей.
7.«Кто это?» — Определение на ощупь («чудесный мешочек», трафареты из наждачной бумаги).
Тема: Семья.
1. «Это человек» — обводка трафарета человека.
2. «Маленький конструктор» — выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.
3. «Догадайся, кто потерял одежду?» — Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер, платье).
4. «Мамины помощники» — навешивание прищепок на веревку.
5. «Маленький доктор» — работа с пипеткой и водой.
6. «Сарафан для мамы и дочки» — трафареты сарафанов раскрасить: для мамы — в полоску, для дочки — в горох.
7.«Угощение к чаю» — лепка угощений из теста: бабушке — бублик, дедушке — пряник, детям — блины и оладушки.
Тема: Профессии
1. «Построим дом для зайки» — постройка дома из кубиков.
2. «Вот так дом!» — Выкладывание на столе дома для зайки из цветных палочек.
3. «Бланки для рецептов» — заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).
4. «Лечим дочку» — работа с водой и пипеткой (накапать по 2 капельки в стаканчики).
5«Чудесный мешочек» — определить на ощупь продукты питания.
6.«Продуктовый магазин» — лепка продуктов питания для магазина.
7.«Перебери крупу» — рассортировать горох и рис.
8«Заготовка овощей для борща» — выгибание контура «овощей» из проволоки.
Тема: Начало весны.
1. «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейков на песке.
2. «Заплакали сосульки» — работа с водой и пипеткой.
3. «Солнце светит и греет» — выкладывание солнца с лучами из спичек.
Тема: Игрушки
1. «Разрезные картинки» — собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
2. «Что это?» — Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.
3. «Что спряталось в комочке» — разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Соберем пирамиду» — собрать пирамиду из цветных бумажных овалов разных размеров.
5.«Это машина» — выкладывание машины из готовых геометрических фигур.
6.«Неваляшка» — лепка из пластилина.
7.«Кукольный уголок» — вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.
8.«Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....
Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей являе...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»...