Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Горохова Ирина Владимировна

конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_zima.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.

Цели:

 - обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями;

 - обогащение словарного запаса по теме: «Зима»;

 - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету;

 - воспитание интереса, любви к родному языку.

Оборудование:

 Фотографии зимнего пейзажа, оформленные в фотовыставку; предметные картинки: дерево, дома, тучи, сугроб, замерзшая река, мальчик на лыжах, девочка на санках, на коньках; сюжетная картинка «Зимние забавы»; сюжетные картинки для составления предложений; пиктограммы с различными мимическими выражениями; бумажные снежинки; магнитная доска; музыкальное сопровождение: П. Чайковский 1-я симфония 2 часть «Зимние грезы»

Ход занятия

I. Организационный момент.

(дети вместе с логопедом входят в группу)

 - Ребята, что необычное вы заметили в группе?

 (фотографии зимнего пейзажа, оформленные в виде фотовыставки)

 - Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

II. Введение в тему занятия.

 Рассматривание фотовыставки.

(звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы»)

- И вот зима, белым – бело,

 Вокруг сугробы намело,

 Как будто белым мехом,

 Земля одета снегом.

 И иней на березках,

 Как праздничные блестки…

- Какое время года запечатлено на фотографиях?

 - Как вы догадались, что эта зима?

 - Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?

(логопед обобщает ответы детей: …зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода. Да?)

Пальчиковая игра.

 Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

 Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

 Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев

 В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами

 Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

 Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

 Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

 Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

 - Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?

 - Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?

 - А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (ответы детей, при необходимости оказание помощи детям)

 - На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к фотопортрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.

III. Основная часть.

1. Словарная работа. (актуализация и развитие лексики)

 - Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

a) Беседа о зиме.

 - Какая зимой погода? (холодная)

 - Да, зимой холодно, зима холодная.

 - Что выпадает зимой? (снег)

 - Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)

 - Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)

 - Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)

 - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

 - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

б) Игра «Волшебная палочка»

 - 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.

 Нужно всем нам в круг вставать.

 (дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку).

2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

 а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).

 - Наступила студеная, суровая зима.

 - Теперь вы придумайте свои предложения.

- Мы сказали, что зимой выпадает снег.

 Снежинки пуховые

 Веселые, живые,

 Вы кружитесь, мерцаете

 В молчании лесном,

 И землю укрываете

 Хрустальным серебром.

(Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.)

 - Выпал снег. Давайте полюбуемся им. И, правда, как настоящий.

(вносится емкость со снегом)

б) Рассматривание снега.

 - Снег, какой? Посмотрите, потрогайте его.

 (белый, холодный, легкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)

 - Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (блестящий, искрящийся)

(на магнитную доску прикрепляю «снег»)

 - Какой выпадает снег? (дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег)

в) Динамическое упражнение

 Холод – стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам

 Холод – стужа

 Снег колючий

 Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны

 В сугроб снежинки соберем

 И дальше мы играть начнем.

г) Выпало много снега, и появились сугробы.

(на магнитную доску прикрепляю изображения сугробов)

 - Какие бывают сугробы? (белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)

 - Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы)

д) Рассматривание льда.

 - Что происходит зимой с реками и озерами?

 (выслушиваются ответы детей)

 - Верхний слой воды превращается в лед. Вот такой. (вносится емкость со льдом)

 - Лед, какой? Посмотрите, потрогайте.

 (холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)

(на магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку)

 - Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?

 - По какому льду хорошо кататься на коньках? (по гладкому, скользкому)

 - А какие еще зимние забавы вам нравятся?

е) Пластический этюд «Зимние забавы» - отгадывание зимних забав по имитации действий.

- До кого дотронусь, тот становится в пару. Каждой паре достанется картинка – загадка.

 - 1, 2, 3, 4, 5!

 Мы пошли во двор гулять.

 - Что мы видели, не скажем, а что делали - покажем.

(музыкальное сопровождение)

(по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магн. доску)

ж) Составление предложений по опорным предметным картинкам.

 Мальчик – снеговик.

 Девочка – санки.

 Девочка – коньки.

 Мальчик – лыжи.

Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами.

 - Что делают дети?

 (дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, коньках).

(по сюжетной картинке)

з) Определение эмоционально окрашенной концовки.

 - У людей бывает разное настроение (демонстрирую пиктограммы). А у этих детей, какое настроение? Каково им зимой?

III. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.

Детям предлагается составить предложение по своей картинке, а затем более сильный ребенок рассказывает рассказ целиком.

 - Давайте посмотрим, похож ли наш словесный портрет на фото портрет зимы. Интересен ли будет рассказ экскурсовода?

IV. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка - "составление рассказа "ЗИМА" по опорным словам и картинкам"

Конспект занятия в разновозрастной группе для детей с ОНР«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам" Программное содержание:Учить составлять описа...

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данной статье рассказывается о составление рассказов с использованием опорных картинок и схем, о структуре занятия....

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья расскажет педагогам о осоенностях использования опорных картинок и схем на занятиях по составлению рассказа....

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье рассказано об особенностях составления рассказов с использованием опрных схем и картинок....

Составление рассказа "Зима" по опорным словам и картинкам в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико - грамматических средств языка и формированию связной речи....

Составление рассказа "Зима" по опорным словам и картинкам.

В занятии представлено множество видов работы по теме "Зима". Это упражнения по развитию речи, по развитию лексико грамматических категорий, по расширению словаря и др....

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа. «Зима» с использованием технологии интеллект-карты

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа. «Зима»с использованием технологии интеллект-карты...