Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа. «Зима» с использованием технологии интеллект-карты
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа. «Зима»
с использованием технологии интеллект-карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа. «Зима»
с использованием технологии интеллект-карты
Цель: формировать умение составлять рассказ
Задачи:
-обобщать и систематизировать знания детей о зиме
- активизировать словарь детей
- формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова –
- формирование умения составлять рассказ, используя технологию интеллект карты
- учить с помощью интеллект карты обогащать знания о зиме
- развитие мышления, речи, внимания, запоминания
- воспитание у детей интереса к сезонным изменениям в природе
Методы и приемы: игровой, сюрпризный, словесный, вопросы, поощрение, наглядный.
Материалы и оборудование: корзинка с сюрпризами, сюжетные картинки о зиме. конверты со снежинками, ватман, фломастеры. телевизор для показа слайда. Снежинки на на подгруппу детей.
Предварительная работа: беседа о зиме, закрепление признаков зимы, чтение стихотворении, дидактические игры «Когда это бывает?». «Играем зимой», наблюдения в природе.
Организационный момент. Дети входят в группу, встают в круг.
Воспитатель: - В круг ребята становитесь, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! (Дети встают в круг и улыбаются друг другу).
Воспитатель: - Сегодня нам пришло письмо (показывает письмо, а от кого сейчас мы с вами узнаем. (Читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница. Угадайте кто я? Вот вам моя загадка. Дел у меня не мало, я – белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня…. (зима).
Слайд «Зима» - Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними справитесь и составите обо мне рассказ, то я вас щедро награжу. Задания находятся на снежинках, которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением Зима».
Воспитатель: - Ребята, вы готовы справиться с заданиями, которые нам приготовила Зима?
Проводится упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на снежинку» (Игра проводится в парах.)
Воспитатель: - Дети, давайте мы с вами найдем все снежинки, которые развесила Зима. (В конвертах со снежинками находятся задания и картинки для «умной карты». Воспитатель выставляет ширму с зимним пейзажем, на ней прищепками прикреплены конверты со снежинками и цифрами от 1 до 6. Задания из конвертов выполняются по очереди.)
1 снежинка – задание. «Вопросы о Зиме»
- когда наступает зима? (ответы детей – сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю – 1 декабря).
- как светит солнце зимой? (Ответы детей - зимой солнце светит ярко, оно мало греет, слабо).
- какое небо зимой? (ответы детей – голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным, красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).
- какие деревья зимой? (Ответы детей - Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки деревьев).
- что зимой происходит с реками? (Ответы детей - Реки покрываются льдом).
- назовите зимние месяцы. (ответы детей - декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с сезонными изменениями в природе зимой, давайте мы ее наклеим на карту.
Дети размещают картинку, дорисовывают обозначения по желанию.
2 снежинка – задание. Загадки о зиме
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья. (вьюга)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий. (лед)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка - крохотулька,
Зимний леденец. (сосулька)
Воспитатель: - Давайте назовем все наши отгадки и разместим картинку и рисунки на нашей «умной карте». – приметы зимы.
3 снежинка – задание. «Подбирай, называй, запоминай»
Дети подбирают к существительному прилагательное.
, –зима - суровая, холодная, морозная, белоснежная ;
-снег - пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий.
- снежинки – холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые, холодные… ;
- лёд – прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный. (Ответы детей)
Воспитатель: - Дети, мы назвали с вами с вами погодные явления. И можем сказать о жизни животных и птиц зимой.
- как ведут себя птицы, животные зимой? (ответы детей - птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти место потеплее, некоторые улетают, а некоторые остаются зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).
Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с животными давайте мы ее наклеим на карту.
Дети размещают картинку, дорисовывают обозначения по желанию.
4 снежинка – задание. «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
-летом день длинный, а зимой - (короткий)
- летом солнце греет, а зимой - (не греет)
-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
-одни сосульки длинные, а другие - (короткие)
- снег мягкий, а лёд - (твердый)
Воспитатель: - Дети после наших сравнений скажем об изменениях в поведении человека зимой.
. - как зимой одеты люди? (Ответы детей - люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик, пуховик, унты, валенки и. т. д.).
Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с зимней одеждой, давайте мы ее наклеим на карту.
5 снежинка – задание. «Скажи ласково».
Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.
Воспитатель: - А теперь давайте назовем зимние игры и забавы.
(Дети называют)
. Давайте наклеим на карту картинку со снеговиком. (Дети по желанию дополняют рисунками.)
Воспитатель : - ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам отдохнуть.
Физкультминутка «Зимнее окошко»
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой).
6 снежинка – задание «Назови предмет для зимнего развлечения»
-Дети должны назвать только те предметы которые относятся к зиме – коньки, ледянка, лыжи, санки,, клюшка с шайбой и т. д.
Воспитатель: - Обратите внимание, снежинки закончились, а значит, и закончились все задания Зимы, вы молодцы хорошо справились со всеми заданиями. Теперь давайте посмотрим на нашу «умную карту» - все что мы знаем о зиме разместилось на карте и мы сможем составить рассказ о прекрасном времени года, а картинки и рисунки помогут вам. (Дети составляют рассказ о зиме. Начинают с первой картинки. по часовой стрелке.)
Примерный рассказ: «Зима начинается после осени, 1 декабря. Солнце зимой светит, но не греет, небо бывает ясным, голубым, но бывает и пасмурным. Деревья зимой спят. А реки покрываются льдом. Зимой выпадает снег, бывают мороз. Метели, снегопад. Сосульки. Зверям в лесу холодно-голодно. Заяц и белка меняют шубку, медведь спит в берлоге, а птиц надо подкармливать. Люди тоже надевают теплую одежду, шубу, валенки. Шапки, варежки. Зимой из снега можно лепить, кататься на лыжах, санках Хорошо лепить снежки снеголепами, играть в хоккей с шайбой, кататься с горы. Мы очень любим зиму.
Итог: Какие задания Зимы вам понравились? Чей рассказ получился интересным? (ответы детей) вас ожидает награда, зажмурьте глаза (дети закрывают глаза, воспитатель выносит корзину с подарками – конфеты «Раффаэлло» -снежные комочки.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»
Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.
В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа "Как мы играем зимой на участке" на основе личного опыта"
Конспект рассчитан на детей подготовительной группы...
Конспект нод по развитию речи «Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы»
Формирование умения составлять сказку и связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.- Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях.- Формировать умение рассказывать по м...
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)...