паспорт- проект "Русская изба"
консультация по логопедии (старшая группа)
повышение уровня компетентности воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 33.32 КБ |
мастер-класс | 19.29 КБ |
проект | 512.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад №3 «Зоренька»
Паспорт
мини-музея
«РУССКАЯ ИЗБА»
Воспитатель высшей категории:
Большакова О. В.
г. Лобня
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа.
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
Мы побывали там. Чудесно!
Профиль музея: этнография и русское народное творчество.
Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников МБДОУ №3 «Зоренька», с целью проведения НОД по образовательным областям, досугов и развлекательных мероприятий, с использованием экспонатов музея.
Музейные разделы: включает в себя экспозицию: «Русская изба».
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, утварь, мебель, постельные принадлежности, деревянные поделки, посуда, предметы декоративного творчества.
Материальное обеспечение: поступление экспонатов от воспитателей и родителей воспитанников старшей группы.
Актуальность: В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Интеграция ОО:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие.
Работа в музее строится на общепринятых принципах:
- Доступность:
Принцип доступности заключается в соответствии содержания, методов и форм воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития.
- Ассоциативность:
Заключается в насыщении пространства выставки символическими элементами.
- Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, стол, самовар, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково,
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла, подзорник, наволочки (вышитые гладью),
- половики: тканые, вязаные крючком, сшитые,
- куклы в русских народных костюмах;
- русские народные инструменты: ложки, трещотка, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
- Интерактивность музейного пространства. В мини-музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Периодически мини-музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.
- Рациональность использования музейного пространства.
- Открытость обществу.
Содержанием работы мини-музея является:
- пополнение фонда музея;
- изучение, учёт и хранение собранных материалов;
- проведение тематических НОД для дошкольников; - посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- оформление тематических выставок: «Жилища на Руси»; «Старинная посуда и предметы обихода»; «Русские народные костюмы»; «Русские народные инструменты»; «Деревянное творчество»; «Старинные украшения»; «Игрушки наших бабушек»; «Хохлома», «Гжель», «Дымка».
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников и их родителей.
Формы работы с детьми:
Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений;
Обрядовые и народные праздники («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Святки» и др.);
Развлечения с фольклорной тематикой;
Тематические дни;
Экскурсии в музеи;
Вечера сказок;
Дидактические игры;
Игры с народными игрушками;
Театрализованная деятельность;
Русские народные игры.
План работы с детьми в мини-музее:
Сентябрь
Мир старинных вещей.
Знакомство детей с новыми музейными экспонатами.
Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Воспитывать интерес к народному быту. Экскурсия в мини-музей.
Объяснение.
Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле».
Обобщение.
Октябрь
Посудочка хороша! (мир народной посуды) Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательный интерес.
Воспитывать интерес к русской народной кухне. Экскурсия в мини-музей.
Встреча Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассматривание экспонатов.
Пояснение.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Загадки о посуде.
Сказка о чугунке.
Обобщение.
Итог.
Ноябрь
Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.
Активизация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.
Воспитывать уважение к родной культуре.
Дидактическая игра:
«Укрась кокошник».
«Опиши одежду». Сюрпризный момент:
(появление кукол)
Рассматривание кукол.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Обобщение.
Рассматривание репродукций с изображением девушек и женщин в русских народных костюмах.
Декабрь Гжель волшебная Познакомить детей с особенностями гжельской росписи. Сформировать представление у детей о русских народных промыслах, их особенностях.
Вызвать желание подражать русским мастерам в изображении характерных узоров. Знакомство с экспонатами в мини-музее.
Рассматривание альбома «Гжель».
Просмотр слайдов «Русские ремесла».
Практические занятия:
«Гжельские узоры».
Январь
Как ходила коляда. Знакомство с календарными праздниками, степенью участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки».
Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.
Активизировать личностные качества детей. Беседа в мини-музее на тему «Праздники зимой на Руси».
Словарная работа: колядки, святки.
Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек.
Февраль
Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло). Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ.
Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.
Воспитывать уважение к труду крестьянина. Экскурсия в мини-музей.
Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.
Объяснение.
Рассматривание экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Чтение сказки
«Колосок».
Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение.
Март
Любят в праздники рядиться наши русские девицы. Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».
Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.
Практическое занятие «Бисероплетение»:
- знакомство с симметрией,
- работа иголкой.
Обогащение словарного запаса.
Апрель
Бабушкин сундук. Знакомство с русскими народными старинными играми, игрушками. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. Знакомство с экспонатами в музее. Беседа: «Игрушки наших бабушек».
Рассказы детей: «Мои любимые игрушки».
Русские народные игры.
Игры-забавы с домовенком.
Май
Золотая хохлома Познакомить детей с народным промыслом - хохломой. Сформировать представление у детей о русских народных ремеслах, их особенностях.
Вызвать желание подражать русским мастерам в изображении характерных узоров. Знакомство с экспонатами в мини-музее.
Рассматривание альбома «Хохлома».
Просмотр слайдов «Русские ремесла».
Практические занятия:
«Хохлома».
Тематические выставки:
Сентябрь: «Предметы быта»;
Октябрь: «Посуда»;
Ноябрь: «Русские народные костюмы»;
Декабрь: «Гжель»;
Январь: «Русские народные инструменты»;
Февраль: «Деревянное творчество»;
Март: «Старинные украшения»;
Апрель: «Игрушки наших бабушек»;
Май: «Хохлома».
Глоссарий
Веретено - приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и непрерывности времени.
Домовой - это домашний дух, который живет в каждом доме, незримо охраняя хозяев от бед и несчастий, и следит за порядком, но вот на глаза он показывается не каждому. Без домового не может стоять ни один дом. Домовой является хранителем домашнего очага, его покровителем и душой. Именно домовой проявляет заботу о том, чтобы в доме всегда был достаток, чтобы никто не ссорился, и не болел, а плохие люди и нечистая сила не могли навредить хозяевам, следовательно, за это люди платят ему своей любовью. По поверью живет домовой в зимнее время около печи или же на печи, а если у хозяина есть лошадь или конюшня, то помещается он именно около лошадей. Если лошадь нравится домовому, то он заплетает ей гриву и хвост, дает ей корм, отчего и сама лошадь добреет.
Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Избы в старой России обычно строились из дерева. Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников. От устья печи до передней стены тянулась женская половина избы ("бабий кут"), на которой готовилась пища и хранилась утварь для стряпни, иногда ее отделяли занавесом или дощатой перегородкой. За печью вдоль боковой стены шла "судная" лавка ("залавок"), под ней располагался шкафчик для кухонной посуды и съестных припасов - "судница" ("залавошник"). Над судной лавкой вешали полки для столовой посуды ("грядки"), над которыми на полке-полавошнике располагали крупную кухонную утварь. На полу под лавкой ставились ведра, чугуны, деревянные кадки. Около устья печи, под рукой, хранились необходимые печные приспособления: помело, хлебная лопата, кочерга, ухват и сковородник ("чапля"). В северно - и среднерусских домах, имевших подклет, к печи был пристроен "голбец" ("казенка", "каржина") - вход в подполье в виде шкафа или ящика из досок. Также женской считалась "долгая" лавка, шедшая по боковой стене дома; сидя на ней, женщины пряли, шили, ткали, тут же висела детская люлька. Зайти мужчине в "бабий кут" считалось зазорным, а чужому человеку даже заглянуть туда - оскорбительным. Центром чистого пространства был передний угол, обычно ориентированный на восток. Здесь на божнице ("в киоте"), а нередко и по прилегающим стенам, размешались иконы, стоял обеденный стол - "божья ладонь", за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, похороны, календарные праздники). Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи, по праздникам сюда усаживали наиболее уважаемых гостей, например, священника. Рядом с хозяином, на "мужской" лавке, тянувшейся вдоль правой стены к выходу, садились по старшинству его сыновья, на "женской", идущей вдоль фронтона, - дочери; хозяйка размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье.
Квашня - деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Замешивали или, как говорили в старину, затворяли тесто, а затем квасили в долбленой и бондарной кадке квашне. Опытные хозяйки знали, что тесто, затворенное в дубовой квашне, более подвижное, легкое поднимается чуть ли ни на глазах. Было очевидно, что дубовая древесина содержит какие-то вещества, которые ускоряют процесс брожения теста. Репутация дубовой квашни была столь велика, что каждая хозяйка стремилась иметь ее в своем хозяйстве. Но даже сработанная не из дуба, деревянная квашня все же имеет множество достоинств, главное из которых низкая теплопроводность стенок. Благодаря ей тесто в квашне долго сохраняет постоянную температуру, способствующую более быстрому и равномерному разрыхлению теста. Деревянную квашню, накрытую холщевым покрывалом, ставили в теплое место, чаще всего на русскую печь. Квашня не только кормила, но и лечила. Народные врачеватели еще в незапамятные времена подметили, что остатки теста в квашне со временем покрываются белым налетом, имеющим целебные свойства. На стенках и донце квашни стали специально оставлять немного теста, которое собирали после того, как на нем вырастали плесневые грибки. Пластырь из теста накладывали на плохо заживающие раны. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.
Керосинка - бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине, по принципу действия аналогичен керосиновой лампе состоит из резервуара, фитильного механизма (для регулировки высоты пламени), жаровой трубы со смотровым слюдяным окном и конфоркой для установления посуды. По расходу топлива экономичнее примуса и керогаза. В некоторых моделях керосинок конфорки делаются раскладными, что позволяет одновременно установить две кастрюли.
Керосиновая лампа - светильник на основе сгорания керосина. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло для обеспечения тяги, а также для защиты пламени от ветра.
Корзина - народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани, отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками.
Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около 40-50 см, до малых, имевших длину 30-40 см и ширину 15-20 см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов.
Кочерга - инструмент из железа или другого огнестойкого материала.
Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
Крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Крынки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью.
Кувшин - керамический, сосуд, для подачи на стол напитков. Сосуд с туловом грушевидной или округлой формы, плавно переходящий в высокое горло, он имеет небольшой носик и изогнутую ручку.
Ложки - столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда , чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Размер чашечки соразмерен размеру рта человека. Используется как столовый прибор или музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.
Лучина - тонкая специально укрепленная и медленно горящая щепка.
Лучинный светец - это своего рода подставка, металлический стержень, имеющий на верхнем конце расщепление, в которое вставлялась длинная зажжённая лучина, освещающая жильё, избу. Забытые и неиспользуемые ныне, когда-то светцы украшали крестьянские избы, стоя в корытцах с водой или песком под специальным колпаком-лучником, отводившим дым. В крестьянской среде они бытовали вплоть до начала XX века. Тонкие щепы пучком вставляли в светцы специальные держатели, которые мастерились из железа. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.
Люлька - кроватка для младенца (зыбка, качка, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные.
Маслобойка - высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны.
Печь - это традиционное устройство для обогрева помещений и приготовления пищи. Печь всегда располагалась по диагонали к переднему углу. Эта диагональ разделяла в избе "чистое" и "нечистое" пространство, отделяла мужскую и женскую половину. В ней готовили пищу, корм скоту, томили молоко, сушили грибы, пекли хлеб, мылись (в тех местах, где не было бань), сушили одежду, продукты, в подпечке зимой держали кур. Печь служила местом для ночлега. Наверху спали старые, да малые, это самое почетное (теплое) место. Молодежь спали на лавках, сундуках, и даже полу. Приблизительно четверть избы занимала "русская" печь. Вплоть до конца XIX века у русских бытовали глинобитные печи, топившиеся по-черному, в т.н. "курных" избах дым выходил через приоткрытую дверь и специальное отверстие в стене. Постепенно они были вытеснены печами с дымоходом. Считалось, что за печью живет домовой.
Полки. Широко применяли в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, — воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части; одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим — входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил — полати, которые делали над входной дверью, между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.
Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнаментнитки.
Рукомойник - висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, служащий для подачи воды при умывании.
Рушник - домотканный кусок ткани. Изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Им украшают иконы, его вывешивают на кресты, окна, двери, ворота, шест.
Утварь - это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. (В.И.Даль “Толковый словарь великорусского живого языка”)
Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары.
Сито - частое решето, в которое сеют, бьют, протирают или цедят; самое крупное: гро́хоты, среднее: решето, мелкое, частое: сито.
Скамья - переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье.
Скатерть - Слово «скатерть» образовалось от древнерусского дъскатьрть, дъска - доска и тьрть - вытертое от tert тереть. Изначально скатерть стелили на стол для того, чтобы во время трапезы можно было вытирать о ее края руки. Если разобрать этимологию слова, то скатерть дословно означает "вытирать руки о доску". Кстати, столом в те годы служила доска, поэтому в слове «скатерть» фигурирует слово «доска», от которого осталось только «ска».
Стол - мебельное изделие, имеющее приподнятую горизонтальную поверхность, предназначенную для размещения на ней предметов и (или) для выполнения работ, принятия пищи, игр, рисования, обучения и др.
Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
Сундук - тяжёлый напольный ящик с крышкой на петлях для хранения одежды и предметов быта. Обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2-х м и маленькие — 50—60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.
Топор - инструмент, обычно с металлическим лезвием с одной стороны и обухом с другой, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.
Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века.
Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.
Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства.
Ухва́т, или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Чугу́н — крупный сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма — зауженный к низу и расширяющийся к вершине. Объем разный — от 9 до 1,5 литров.
Чугун небольшой вместительности — чугунок.Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды чугунки появились и получили широкое распространение лишь в самом конце 19, начале 20 веков.
Ставятся в печь с помощью ухвата. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Кочерга́ — инструмент из железа или другого огнестойкого материала.
Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. На Русском Севере рубели называли «катальными палками». Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».
Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.
Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).
«Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце.
В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр.
Скамья — широкие толстые доски на четырёх ножках, соединённых проножками. Ножки могли изготовляться из цельной доски — они назывались глухими ножками. Скамьи по типу разделялись на малые — передаточные, и большие — спальные. На спальных скамьях спали, или отдыхали после обеда. На одном конце спальной скамьи мог устраиваться взголовашек, подголовашек, приголовашек. Взголовашек мог служить ларцом. Подголовашки (подголовки) изготавливались в Холмогорской стороне. Подголовки широко использовались богатыми новгородскими купцами.
Скамьи, как и лавки, покрывались тканевыми полавочниками. Скамьи могли покрываться коврами, иногда золотными бархатами. Скамьи обивались красным сукном на подкладке из хлопчато-бумажной ткани с бахромой и галунами. На скамью мог укладываться тюфяк.
Столец — маленькая скамья с квадратным или круглым сиденьем. Позднее столец стал называться табурет.
Ру́сская печь — массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений. Традиционно русская печь топится дровами. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько (обычно две, хотя порой хватает и одной) заслонок для дыма. Основанием для русской печи служит небольшой деревянный сруб — опечек. В русской печи нередко имелись многочисленные полочки и ниши для хранения посуды и различной утвари. Иногда русскую печь совмещали с дровяной плитой, которая могла располагаться на шестке.
Рукомойник — подвешенный сосуд с водой, предназначенный для умывания и мытья рук.
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ЛОГОРИТМИКА - ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ВИДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: телевидение, компьютеры и телефоны! Поэтому педагогам приходится применять более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук, музыку и движения… Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей дошкольного возраста правильного и четкого звукопроизношения, у детей совершенствуется навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.
Целью логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.
Задачами логоритмики являются:
• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;
• совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать музыкальный слух и ритм.
ПОЧЕМУ ЖЕ ЛОГОРИТМИКА? Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну, а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
ОНА ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ следующие элементы, многие из которых вы уже используете в своей педагогической деятельности…
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речевками и звукоподражаниями.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
Подвижные игры, хороводы с пением.
Коммуникативные игры и танцы.
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами (сказки-шумелки, поэтическое музицирование)
Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир логоритмики…
1. Подвижная игра с пением «Надувайся пузырь» для самых маленьких
Надувайся пузырь, надувайся пузырь.
Да не лопни смотри, да не лопни смотри. ХЛОП.
2. Игровой массаж «Капуста»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
ДВИЖЕНИЯ РУК:
1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
3. Дыхательная гимнастика «Гласные звуки» - можно начинать со средней группы
(как будто играем на дудочке гласные звуки - а, у, а, а, а, и, а, о, у, и, э)
4. Музыкальные чистоговорки «ИГРЫ НА ПИАНИНО»
Ши-ши-ши-ши
Как конфетки хороши
Шо-шо-шо-шо
Мойте руки хорошо
Шу-шу-шу-шу
Я к столу вас приглашу
Ша-ша-ша-ша
Будем кушать не спеша
5. Пальчиковая гимнастика «Молоточки»
Кулачок об кулачок
Постучали чок да чок.
Молоточки тук, тук, тук,
По гвоздочкам стук, стук, стук.
Молоточки тук, тук,
По гвоздочкам стук, стук.
Кулачок об кулачок
Постучали чок да чок.
Молоточки тук, тук,
По гвоздочкам стук, стук.
Молоточки тук, тук, тук,
По гвоздочкам стук, стук, стук.
6. Поэтическое музицирование с использованием музыкальных инструментов
Стихотворение «НОЧНАЯ МУЗЫКА»
Автор Сеф Роман
Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (барабан)
Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!». (бубен)
Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (трещетка)
И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)
А пока спал рыжий кот, мыши грызли бутерброд. (маракасы)
7. Сказки-шумелки с использованием музыкальных инструментов
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ТЕРЕМОК»
(раздаются музыкальные инструменты)
Тук-тук-тук, молоток – (МОЛОТОК)
Мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей,
Чтобы было веселей!
Мышка-норушечка в гости бежит,
Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. (ШУРШУНЧИК)
Медведь в теремке с самоваром сидит.
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Мышку в дом впускает, (БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками он застучал. (ТРЕЩОТКА)
Мышку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Зайца в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Вот и Лиса к теремочку идёт,
Лисичка-сестричка погремушки несёт. (ПОГРЕМУШКИ)
Зайку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Лисичку в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Серый Волчок к теремку подоспел,
В бубен весёлый Волк зазвенел. (БУБЕН)
Лису Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Волка в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
НО ПОМНИТЕ! При проведении ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ нужно обязательно соблюдать ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – это …
последовательность, то есть постепенное усложнение материала;
повторяемость материала;
и четкое произношение доступных по возрасту звуков.
Я в своей работе использую музыкальные композиции таких авторов:
Екатерина Железнова «Музыка с мамой»
Татьяна Овчинникова «Логопедические распевки»
Лариса Яртова «Пальчиковая гимнастика»
Мне кажется, вы убедились, что эта технология проста, доступна и главное интересна и увлекательна для детей. Надеюсь, вам было интересно, и вы будете использовать эту технологию в своей педагогической работе. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Релаксация
Коллеги, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца солнышко. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца.
Похлопали и улыбнулись. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Зоренька»
Воспитатель высшей категории:
Большакова О.В.
Содержание
- Актуальность проблемы………………………………………..
- Цель проекта…………………………………………………….
- Задачи проекта…………………………………………………..
- Вид проекта………………………………………………………
- Сроки реализации проекта………………………………………
- Формы реализации проекта……………………………………..
- Методическое обеспечение……………………………………..
- Ожидаемый результат проекта………………………………….
- Этапы реализации проекта………………………………………
- Развитие проекта…………………………………………………
Актуальность проекта
Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!
А. Токмаков
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.
Детская литература - это книга, созданная специально для детей, включающее в себя произведения трех видов: исскуство слова, живописи и дизайна. Приобщение дошкольников к миру детской литературы происходит ежедневно. Но практика показывает, что по данному вопросу уделяется не достаточно внимания. Даже при наличии книжного уголка дети, чаще всего имеют только общие представления о книге , могут различать различные виды книг, но при этом они не знают истории создания книги . Недостаточные знания о том как появляются книги, о чем рассказывают книг, о средствах выразительности язака (пословицы, поговорки, фразиологические обароты). Используя в своей речи пословицы, поговорки, фразеологические обороты, дети учатся выразительно, ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Актуальность исследования обусловлена поиском резерва развития интереса у детей к книге, общению с литературой. Полагаю, что партнерское сотрудничество дошкольного учреждения, семьи и библиотеки поможет приобщить дошкольников к книге и процессу. Поэтому решила углубить работу в этом направлении. Проведя первичную диагностику, с целью выявления уровня знаний детей
- Различают и выделяют несколько разновидностей книги по тематики и их жанры.12% детей
- Владею знаниями о средствах выразительности языка (пословицы, поговорки) 10% детей
- Вызывает затруднение в понимание значимости книги в жизни человека 49%
- Не сформированы знания об истории возникновения книги, как появляется книга на свет. 85% детей
- Проявление творческих способностей. 49% детей
Анализ детских работ, наблюдения их в игровых ситуациях (игры драматизации, сюжетно-ролевых играх, беседах на данную тему, самостоятельной деятельности0 показали, что у детей низкий уровень знаний о б огромном значении книги в жизни людей, а значит нет особого интереса и любви к книги. Возникла необходимость создать условия для обогащения и расширения представлений детей о книге
Цель проекта: формировать у дошкольников интерес и любовь к книгам, создать условия для активной речевой и творческой деятельности детей, способствуя сотворчеству взрослых и детей.
В соответствии с выбранным направлением для реализации цели в процессе учебно-игровой деятельности, поиска эффективных способов формирования у дошкольников интереса и любви к книгам, поставлены следующие задачи:
- Обогащать и расширять представления детей о книге.
- Знакомить дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека.
- Упражнять в умении использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
- Развивать творческое мышление и воображение детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Создавать развивающую среду стимулирующую творческой деятельности детей.
- Привлечь родителей.
Реализацию своих задач проводила под девизом:
"Книги - это друзья, бесстрастные, но верные".
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.
Сроки реализации: сентябрь 2018 год - январь 2019 год
Формы реализации проекта:
- Диагностика(определения уровня знаний о происхождении книги, ее значимости).
- Экскурсии вне детского сада (детская центральная библиотека)
- Организованные формы обучения в непосредственной образовательной деятельности детей)
- Совместная деятельность ребенка
- Ознакомление с окружающим.
- Развитие речи.
- Художественная литература.
- Конкурсы и выставки
- Взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепка, аппликация).
- Сюжетно – ролевые игры («Библиотека», книжный магазин «Светлячок»)
- Консультация для родителей.
- Мини – библиотека для детей
Материально – техническая база: развивающая среда, наглядный и демонстрационный материал, мини – библиотека в группе дл детей.
Методическое обеспечение:
- «Ребенок и книга» Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова.
- «Развитие речи» О.С. Ушакова.
- Энциклопедии:
- Произведения детских авторов: С.Я. Маршак, А.Барто, С.В. Михалков, Н.Носов, Л. Н. Толстой, К.И. Чуковский и д.р.
- Сказки: «Теремок», «Зимовье», «Заюшкина избушка» и д.р.
Ожидаемый результат:
- Расширить представления детей о происхождении и значении книги.
- Сформировать представления о многообразии и различии книг в мире.
- Пополнить развивающую среду в группе (оформление книжного уголка и детской библиотеки в группе.
- Воспитывать у детей любовь и интерес к книге.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятия | Ответственный |
1-й этап подготовительный (сентябрь) | ||
Сентябрь | ||
1 неделя 2 неделя | Диагностика детей, сбор и анализ литературы по данной теме | Воспитатели |
4 неделя 3 неделя | Создание развивающей среды | Воспитатели и родители |
Воспитатели | ||
2-й этап основной на октябрь 2018г.- январь 2019г. | ||
Октябрь | «Книги от старины до наших дней» | |
1 неделя | Родительское собрание «Роль книги в воспитании дошкольников» | Воспитатели Педагог - психолог |
2 неделя | Беседа «На чем писали в древности» | Воспитатели |
3 неделя | Конструирование книга «Свиток» | Воспитатели, родители. |
4 неделя | Презентация (родители) «Книги бывают разные» Экскурсия в детскую библиотеку «Русские народные сказки» | Воспитатели, родители. |
Ноябрь | «Книги своими руками» | |
1 неделя | Беседа « О чем рассказали книги», «Художники –иллюстраторы» | воспитатели |
2 неделя | Дидактическое упражнение Книжки раскладушки «Зачем нам вода?» | воспитатели |
3 неделя | Дидактическое упражнение Книжки-малышки «Загадки, пословицы и поговорки» | воспитатели |
4 неделя | Выставка мини музей «Книги бывают разные» | Воспитатели и родители |
Декабрь | «Рождение книги» | |
1 неделя | Беседа «Детям о писателях» | воспитатели |
2 неделя | Презентация : «Как книга к нам на стол пришла» Сюжетно-ролевая игра: книжный магазин «Святлячок» | Родители воспитатели |
3 неделя | Конкурс: «Книжная выставка» | родители |
4 неделя | Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека». | воспитатель |
3-й этап заключительный январь 2019 год | ||
1 неделя | Коллективный коллаж: «Удивительное путешествие в мир книги» | родители |
2 неделя | Родительское собрание: «Наши достижения» (проговаривание результатов, рекомендации по продолжению работа) | воспитатели |
3 неделя 4 неделя | Итоговая диагностика (выявления полученных знаний). | воспитатель |
В результате систематически проделанной работы можно отметить значительные изменения.
Сравнительная диагностика
В сравнение с началом года, показатель знания разновидностей книги по тематики и их жанры увеличился на 25%. Повысился уровень знаний о средствах выразительности языка (пословицы, поговорки) на 24%. Не вызывает затруднения в понимание значимости книги в жизни человека у 45% детей. У детей повысился интерес к книгам также к созданию собственных мини-книг.
Родители стали активно участвовать в выставках работ своих детей, стали создавать домашнюю библиотеку детских книг по интересам.
Систематизация работы по обогащению и расширению представлений детей о книге, помогло формированию у дошкольников интереса и любви к книгам.
Данные получены на основании:
- Наблюдений за работой детей.
- По проведенным выставкам и конкурсам.
- Бесед, рассматривания иллюстраций.
- Применения знаний детей в игре.
- Анкеты для родителей.
Развитие проекта:
- Использовать опыт данного проекта в работе с другими детьми;
- Пополнять материал, новыми атрибутами к занятиям, сюжетно-ролевыми играми;
- Продолжать вовлекать родителей в этот интересный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея «Русская изба»
Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия....
паспорт мини-музея "Русская изба"
Мини-музей расположен в старшей группе. Работа в музее ведется в соответствии с планом работы, экспозиции дополняются или меняются каждый месяц....
Паспорт мини-музея "Русская изба"
К истокам памяти.К истокам духа, песен, доброты… Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна...
паспорт мини -музея "Русская изба"
Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста, с использованием экспонатов музея,а так же ...
Паспорт мини- музея "Русская изба"
паспорт мини-музея "Русская изба", перспективный план работы с детьми второй младшей группы...
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспита...