ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОБУВЬ»
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Обувь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_obuv.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОБУВЬ»

Пальчиковая гимнастика

Работа над темпом и ритмом речи

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.                                                  

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

                                                Н. Нищева

  1. Упражнение “Договори словечко”.

Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.

Если обувь для лета, то она –

Если обувь для дома, то она –

Если обувь для спорта, то она –

Если обувь для праздника, то она –

Обувь для женщин –

Обувь для мужчин –

Обувь для детей –

  1.  Скажите, дети, какая обувь нужна для зимы? (Тёплая, закрытая, зимняя, высокая.)

Почему зимой нужно носить такую обувь?

Из каких материалов делают зимнюю обувь?

Какую обувь мы носим летом? (Лёгкую, открытую, летнюю.) Почему?

  1. Упражнение “Образуй словечко”.

Если обувь из кожи, то она КОЖАНАЯ.

Если обувь из меха, то она МЕХОВАЯ.

Если обувь из резины, то она РЕЗИНОВАЯ.

Если обувь из шерсти, то она ШЕРСТЯНАЯ

В какую погоду нужно носить валенки, почему?

  1. Рассматривание и называние деталей обуви.

Дети, давайте сравним зимние сапоги и зимние ботинки.

В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?

Сравниваем туфли и кроссовки.

  1. Сравниваем ботинки и сандалики.

У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.

У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.

У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.

У ботинка есть голенище, а у сандалика нет голенища.

Ботинки кожаные и сандалики кожаные.

Ботинки закрытые, а сандалики открытые.

Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

  1. “Назови ласково” «Один-много»

Сапог –сапоги- сапожки, валенок –..,туфель –..,тапок –..,ботинок –..,кроссовок –.., сандалия –.., галоша - ..,

  1. Расскажите, дети, как надо ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке? (Дети повторяют глаголы.)

Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.

Кто чинит обувь? (Сапожник.)

Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (В сапожную мастерскую.)

  1. Задание: вставь пропущенное слово (предлог) и договори правильно.

Тапки стоят … (кровать), туфли лежат…(коробка), сапоги стоят …(тумбочка), ботинки сохнут… (батарея), мы вытащим туфли …(коробки), мы достанем сапоги…(тумбочки), мы снимем ботинки…(батарея) 

  1. “Давайте посчитаем” 1–5:

Сапог, валенок, тапок, кроссовок, ботинок, сандалия, туфель.

Загадки

 

Шьют изделия эти

Обычно из кожи.

На пару друзей

Они очень похожи.

У них есть подошва,

Шнурки иль застежки,

И люди их

Носят только на ножках. (Обувь.)

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги)

В них упрячешь две ноги

 И в мороз гулять беги.

Все в шерсти, а кожи нет.

(Валенки)

У кого после носа пятка?

(У туфель)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья,

Мы за обедом — под столом,

 А ночью — под кроватью.

(Тапки)

Стихотворения

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки.

На резвые ноженьки

Нашему Сереженьке.

Ноженьки пляшут,

А рученьки машут.

Валенки новеньки,

Сережа чернобровенький.

Народная песенка

Про Мери.

У маленькой Мери

Большая потеря:

Пропал ее правый башмак.

 В одном она скачет

И жалобно плачет,

Нельзя без другого никак.

О, милая Мери,

Не плачь о потере,

Ботинок для правой ноги

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый,

Но только смотри береги.

Р. Берне

Башмаки

Брату впору башмаки —

Не малы, не велики.

Нарядили в них Андрюшку, Но ни с места он пока! Он их принял за игрушку, Глаз не сводит с башмака. Сел Андрей и поднял ногу, Языком лизнул башмак.

Ну, теперь пора в дорогу,

Можно сделать первый шаг.

А. Барто

* * *

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они, сапожки.

Этот — с левой ножки.

 Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта — с правой ножки.

Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо!

Е. Благинина

Федя одевается

Кто визжит, как поросенок,

Рано утром в выходной?

Удивляются спросонок

Все соседи за стеной.

Пусть никто не удивляется.

   Это Федя одевается.

Он, запутавшись в штанах,

На полу сидит в слезах.

Смотрит бабушка в  

тревоге,

 Протерев свои очки:

Или Федя спутал ноги,

Или спутал башмаки.

В. Орлов

 

Художественная литература:

С. Прокофьева «Сказка про башмачки»  Р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»

А.Н. Толстой «Прожорливый башмак»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Обувь"

Занятие для старшей группы, для детей с диагнозом ОНР....

Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Лексическая тема «Обувь»

Занятие носит комплексный характер, позволяет развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности –  коммуникативность, умение решать проблемные ситуации, зри...

Лексическая тема «Обувь»

Конспект занятия для детей старшего возраста. Лексическая тема: "Обувь". Данное занятие позволяет расширить и конкретизировать представления детей об обуви....

Для родителей. Лексическая тема: "Обувь"

Уважаемые родители, этот материал представляет собой подборку игр, заданий и упражнений на лексические темы. Выбирайте тему, соответствующую лексической теме в вашей логопедической группе и играйте с ...

Демонстрационный материал по лексической теме "Обувь"

Презентация к лексической теме "Обувь". Показаны предметы обуви с названиями....

Материал по лексической теме: ОБУВЬ.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Словарик по лексической теме обувь

Словарик по лексической теме обувь, части речи,формирование лексико - грассатического строя речи, развитие диалогической, монологической речи (вопросы)...