Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Лексическая тема «Обувь»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Занятие носит комплексный характер, позволяет развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности – коммуникативность, умение решать проблемные ситуации, зрительно-двигательную координацию. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы делается на развитие речевой и мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tem1.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Лексическая тема «Обувь»
Образовательные задачи.
Формирование умения считать парами, навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
Соотнесение числа и цифры.
Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
Формирование навыка сравне ния предметов по толщине визуально, умения пользоваться прилагательными (толстый, тонкий, толще, тоньше).
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительной и речевой деятельно сти, координации речи с движением, конструктивных навы ков, тонкой моторики.
Воспитательные задачи.
Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества в игро вой и учебной деятельности.
Оборудование.
Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения обуви, разноцветные сектора для составления круга по числу детей, предметные картинки с изображениями обуви; контейнер с карточками, на которых изображено раз ное количество пар обуви; контейнер с цифрами; игровизоры (В. Воскобовича) по числу детей, маркеры.
Предварительная работа.
Знакомство с цифрами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и числом «10.
Разучивание пальчиковой гимнас тики «Новые кроссовки».
Ход занятия.
Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона заня тия.
- Сегодня мы продолжаем разговор об обуви, и на занятии мы будем считать обувь, играть в новые игры. Первая игра называется «Обувная полка».
Основная часть занятия.
1.Упражнение «Обувная полка». Формирование навыка визуального сравнения множеств. Развитие зрительного восприятия и внимания.
(На магнитной доске, в свободном порядке расположе ны плоскостные изображения обуви.)
- Вы должны рас ставить парами обувь, потому что обувь принято считать именно парами. В верхний ряд поставьте обувь для осени, а в нижний ряд — остальную обувь.
(Дети выполняют задание.)
- Какая обувь стоит в верхнем ряду? Перечисли те ее названия.
(Резиновые сапоги, кожаные сапожки, ботинки, крос совки, туфли)
- Какая обувь стоит в нижнем ряду? Перечислите ее названия.
( Меховые сапоги, меховые ботинки, валенки, сан далии, босоножки, шлепанцы, полуботинки)
2. Игра «Считаем и рассуждаем». Формирование умения счи тать парами. Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числитель ных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к фор мированию представлений об арифметических действиях.
(Работу у магнитной доски.)
- В каком ряду — верхнем или нижнем — боль ше пар обуви?
(В нижнем ряду пар обуви больше. В верхнем ряду пар обуви меньше.)
- Сколько пар обуви в верхнем ряду?
(В верхнем ряду пять пар обуви.)
- Сколько пар обуви в нижнем ряду?
(В нижнем ряду семь пар обуви.)
- На сколько больше пар обуви в нижнем ряду, чем в верхнем?
(В нижнем ряду на две пары обуви больше, чем в верхнем.)
- На сколько меньше пар обуви в верхнем ряду чем в нижнем?
(В верхнем ряду на две пары обуви меньше, чем в нижнем.)
- Какой вывод можно сделать? На сколько семь больше пяти?
(Семь больше пяти на два.)
- На сколько пять меньше семи?
(Пять меньше семи на два.)
- Как сделать так, чтобы обуви в верхнем и нижнем рядах стало поровну?
(Можно добавить в верхний ряд две пары обуви.)
{Педагог помещает в верхний ряд плоскостные изображения резиновых полусапожек и высоких кожаных сапог.)
- Сколько теперь пар обуви в верхнем ряду?
(В верхнем ряду теперь тоже семь пар обуви.)
- По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
(В верхнем и нижнем рядах по семь пар обуви.)
- Что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
(Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество.)
(Педагог убирает изображения двух пар обуви из верхнего ряда.)
- Как по-другому можно было уравнять количе ство обуви в верхнем и нижнем рядах?
(Можно убрать две пары обуви из нижнего ряда.)
(Педагог убирает изображения двух пар обуви из нижнего ряда.)
- Сколько теперь пар обуви в нижнем ряду?
(В нижнем ряду теперь тоже пять пар обуви.)
- По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
(В верхнем и нижнем рядах по пять пар обуви.)
- Что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
(Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество.)
(Педагог убирает изображения обуви с доски.)
3. Игра «Подбери обувь». Формирование временных пред ставлений (времена года). Развитие мыслительной и речевой деятельности.
{Педагог предлагает детям занять места за столами, где уже приготовлены конверты с материалами для следующей игры.)
Педагог.
Время быстро мчит вперед,
И летит за годом год.
Год сезоны вмиг меняет,
На себя их примеряет.
Мы ж меняем босоножки
На кроссовки и сапожки.
- Достаньте из конвертов разноцветные части круга и сло жите их так, чтобы показать чередование времен года.
(Дети выкладывают сектора по порядку (белый, светло-зе леный, красный, желтый). Педагог может предложить детям напомнить, какое время года обозначает каждый цвет, какое время года следует после зимы, перед летом, между весной и осенью и т. п.)
- Достаньте из конвертов картинки и по ложите на каждую часть круга картинку с изображением имен но той обуви, которая нужна нам в это время года. (Дети выполняют задание.)
- Расскажите, как вы разложили картинки.
(На белую часть круга я положил валенки, потому что их носят зимой. На зеленую часть круга я положил высокие ботинки, потому что в них можно ходить весной. На красной части круга у меня лежат сандалии, потому что их носят летом. На желтой части круга лежат резиновые сапоги - они нужны осенью)
4. Игра «Сапоги-сапожки». Формирование навыка сравнения предметов по толщине визуально, умения пользоваться сравни тельными прилагательными (выше, ниже, толще, тоньше).
(Педагог приглашает детей к коврографу, на котором нахо дятся плоскостные изображения двух пар сапог.)
- Что вы видите на коврографе?
(Это большие сапоги и маленькие сапожки.)
- Какие они по цвету?
(Сапоги коричневые, а сапожки желтые)
- Сравните толщину подошв сапог. Какая подо шва у коричневых сапог? Толстая или тонкая? Как вы думаете?
(Дети визуально сравнивают толщину подошв.)
(У коричневых сапог подошва толстая)
- Какая подошва у желтых сапог? Толстая или тонкая? Как вы думаете?
(У желтых сапог подошва тонкая)
- У каких сапог подошва толще? А у каких тоньше?
(У коричневых сапог подошва толще, а у желтых – тоньше)
- Молодцы! Вы отлично справились с трудным заданием.
(Педагог убирает изображения обуви с коврографа.)
5. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
Как у нашей кошки (Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)
На ногах сапожки. (Дети загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках)
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. (Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)
Новые кроссовки.
- Сколько названий обуви прозвучало в потешке? Вспомните и сосчитайте.
(Всего пять названий обуви)
- Перечислите их.
(Сапожки, ботинки, тапки, валенки, кроссовки)
6. Игра «Кто скорее?» Формирование умения соотносить число и цифру.
(Педагог предлагает детям взять из контейнера, по одной карточке.)
- Что изображено на карточках?
(Обувь)
- Сколько пар обуви у каждого из вас на карточ ке? Сосчитайте.
(Каждый ребенок пересчитывает пары обуви у себя на кар точке.)
- Положите карточку перед собой и возьмите из контейнера ту цифру, которая соответствует количеству пар обуви на вашей карточке.
(Дети выполняют задание. Педагог предлагает им проверить друг друга, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.)
8. Работа в игровизоре. Упражнение «Помоги Коту». Формирование навыка ориентировки на плоскости.
- Кого вы видите на картинке?
(Кот в сапогах)
- У него очень много сапог. Он никак не может найти нужную ему пару. Сейчас мы ему поможем. Вы будите заштриховывать пары сапог по моей инструкции.
(Найти пару сапог слева вверху и заштриховать сверху вниз. Сапоги справа внизу – слева направо. Сапоги справа вверху - точками)
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать, что нового они узнали на занятии, чему научились, что им было инте ресно.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы 3-4 лет на тему: "Поездка в цирк"
Конспект занятия предназначен для детей 3-4 лет по образовательной области "Познание" по математике на тему: "Поездка в цирк".Формировать умение детей различать предметы по г...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в Математическое Королевство»
Закреплять навык прямого и обратного счета; закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, ...