Главные условия развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Губина Анна Михайловна

В статье говорится о главных условиях развития  речи детей, а также представлены речевые игры,в которые можно поиграть родителю по дороге домой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_rod.po_razvitiyu_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста

1. Главное условие развития речи ребенка -  постоянный диалог со взрослым в процессе реального общения. Помимо позитивного влияния на развитие речи диалог со взрослым помогает вовлечь ребенка во взаимодействие с окружающим миром: развиваются моторика, внимание, память, мышление.

Речь «тащит» за собой все психические познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие).

2.Одним из условий развития речи ребенка - является совместное чтение книг и их обсуждение. Будет хорошей традицией - ежедневное чтение книг на ночь. Тщательно отбирайте литературу для детского «слушания». Интересны детям такие писатель, как Г.Цыферов, Г.Остер, В. Сутеев, Г. Седов, А. Усачев. Из зарубежных «классиков» обожают «великого сказочника» Г.Х.Андерсена.

 Будьте сами примером для ребенка, возьмите любую книгу для взрослого или газету и начните читать. Ребенок обязательно поинтересуется: про что вы читаете?

3.Проводите время с ребенком качественно: сходите в кукольный театр, музей, библиотеку, зоомагазин. Детям не хватает эмоций и новых качественных впечатлений, новых тем для бесед.

4. В деятельности с ребенком старайтесь следовать за интересом ребенка. Ребенок гораздо быстрее усваивает названия предметов и действия с ними, если вы описываете предмет, который привлек его внимание, а не стараетесь отвлечь внимание ребенка на то, что интересно вам.

4. Если вы хотите, чтобы ребенок правильно строил предложения, то исправляйте не только смысловые ошибки, но и ошибки в построении высказывания. При этом обязательно произносите правильную грамматическую конструкцию. Делайте это ненавязчиво и спокойным тоном.

5. Помните, что развитая речь появляется только в том случае, если ребенок постоянно слышит ее, поэтому не злоупотребляйте «детскими» словами. Не бойтесь называть ребенку незнакомые объекты или действия, даже если вам кажется, что они сложны для понимания ребенка.

Также хотим предложить для вашего внимания игры на обогащение словаря, в некоторые вы можете поиграть по дороге в детский сад. Во все вышеперечисленные игры можно играть без мяча, называя слова по очереди.

Игры на обогащение словаря.

1.     Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

 

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 

2.     Игра «Подбери словечко»

 

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу, а можно просто называя слова по очереди.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

3.  Игра «Похожие слова»

 

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.
;

 

4.  Игра «Магазин посуды»

 

Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.

Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 

5.  Игра «Скажи наоборот»

 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: Для этой игры нам понадобится мяч(можно просто называть слова по очереди).

 Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Инструкция: Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло и т.д.

 

6.     Игра «Мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))

 

Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.

 

7.  Игра «Животные и их детеныши»

 

Цель  игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования,  развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, называем какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры вместе с детьми вместе говорим:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

 

8.  Игра «Что происходит в природе?»

 

Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Бросаем мяч ребенку, задаем вопрос, а ребенок (например: Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т.д.), возвращая мяч в, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. До начала игры  можно вместе проговорить:

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

 

9.  Игра «Кто может совершать эти движения?»

 

Цель игры: активизировать глагольный словарь, развивать воображение, мышление и ловкость.

Ход игры: бросая мяч ребенку, называем какой-либо глагол, а ребенок, возвращая мяч , называет существительное, подходящее к этому глаголу.

Пример: «Кто может прыгать?» -Кошка,собака,дети,взрослые.

«Кто может летать?- Птицы(воробей,снегирь,синичка,) Насекомые(стрекоза,пчела,бабочка) и т.д.

 

 

10.          Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

Цель игры: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры: Дети становятся в круг. Бросаем мяч кому-либо из детей, можем начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня. Усложнить можно задание, называя дни недели в обратном порядке.

Надеемся, что данные рекомендации были для вас полезны, надеемся так же, что вы обязательно будете играть со своими детьми в речевые игры  и получите от этого море приятных эмоций, будете качественно проводить время с детьми, даря себе и ребенку радость от общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребе...

Литературное чтение как условие развития речи детей дошкольного возраста

использование художественной литературы в речевом развитии дошкольников. опыт работы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника....

РППС как условие развитие речи детей дошкольного возраста

Презентация из опыта работы "РППС как условие развитие  речи детей дошкольного возраста"...

Обращение к поэзии как необходимое условие развития речи детей дошкольного возраста

Одним из основных аспектов воспитания дошкольников является обращение к поэтическому слову. Поэтому важное место в методике развития речи занимает деятельность, направленная на развитие у детей интере...

«Общение как важнейшее условие развития речи детей дошкольного возраста»

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении...