ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
статья (подготовительная группа)

Герштейн Татьяна Валерьевна

Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т. В. Герштейн

ГБОУ Школа № 138 ДО № 10

Gtv07@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Краткая аннотация: Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие к успешному обучению первоклассников.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, словарь, дошкольное образование.

На современном этапе одной из основных задач дошкольной организации является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями, развитие познавательной активности, что поможет ребенку успешно ориентироваться в нарастающем потоке информации. Одним из условий решения этой задачи является хорошо развитая речь.

Речевое развитие с точки зрения дошкольного образования – это ориентация на требования школы, формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Развитие речи с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает войти в мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. «Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития мышления, воображения, памяти, эмоций; как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности.  Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в последующем образовании» [3].

Прогрессивная особенность дошкольного образования напрямую связана с развитием программного обеспечения. Содержание программы отвечает обстоятельствам комплексности, то есть включает все без исключения первоочередные установки развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-индивидуальное, художественно-эстетическое; оказывает содействие формированию многосторонних возможностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, моторных, творческих), становлению специфических видов детской деятельность (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.); определяет педагогические условия обучения и воспитания дошкольников.

 «Педагогические условия представляют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности, совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, и обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи, комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса» [4; с.108].

Вопросы развития речи реализуются в программе, которая определяет критерии речевых способностей и умений, требования к речи детей в различных возрастных группах.

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду», составленный М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой [4], первую очередь, позволяет отметить, что авторы постарались сохранить лучшие традиции национального дошкольного образования. Важное внимание в рамках решения проблем умственного воспитания и общего развития ребенка уделено развитию устной речи.

Согласно программе, во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, развитие культуры общения. Педагог развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. Появилась новое понятие «Развивающая речевая среда». Её основная цель заключается в содействии совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада. [2].

Анализ программы, составленный М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду», позволяет отметить, что в ней более конкретизированы задачи развития словаря, обучения грамоте, а также более точно определен объем речи, умения детей в различных возрастных группах.

На современном этапе в ДОО различных видов употребляются вариативные программы такие как: «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания ребенка в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и прочие).

В программе «Радуга» акцент ставится на звуковой культуре выступления, лексикографической деятельности, грамматическом строе речи, связной речи, художественной литературе. [6].

В настоящее время ДОО в работе используют примерную общеобразовательную программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Данная программа является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных образовательных организаций. Развитие словарного запаса представлено в образовательной области «Речевое развитие». Методические руководства разработаны В. В. Гербовой. В разделе образовательная область «Речевое развитие» определены задачи по развитию речи в различных формах и видах детской деятельности:

  • продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей;
  • побуждение детей интересоваться смыслом слова;
  • совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
  • помощь детям в освоении выразительных средств языка [4].

Итак, в дошкольном возрасте на занятиях по развитию речи дошкольников учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнить предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки. Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Речь – основа средства общения и умственной деятельности. У школьника не будет возможности к успешному обучению без необходимой языковой подготовки речевых навыков и умений которыми ребенок овладевает проживая дошкольный период.

 

Источники

  1. Багичева Н. В. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве. ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. – 150 с.
  2.  Орлянская Р.Р. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / МГПУ. Москва, 2010.- 169 с.
  3. Орлянская Р.Р. Речевая активность как социально-педагогическая проблема / Известия института педагогики и психологии образования. 2017 №1 [электронный ресурс] режим доступа: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/orlyanskaya-r-r-rechevaya-aktivnost-kak/
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017. — 368 с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 132 с.
  6. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. и др. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. М.: Просвещение, 2014. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода

Самой важной ступенью развития речи является дошкольное образование...

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».

·      Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;·      Родители;·      Дети подготовительной группы «Вишенк...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всестороннее представление о развитии субъектности дошкольников может быть достигнуто лишь в том случае, если будет выявлена направленность данного процесса, установлена связь между процессом развития...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».

Цель семинара -  повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных госуд...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...