РППС как условие развитие речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Лобанова Анна Ванифатьевна

Презентация из опыта работы "РППС как условие развитие  речи детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд №1        

 Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.  Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению вне ситуативными формами общения, умению вступать в диалог. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Центральное место в этом занимает педагог. Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета. Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Речевая развивающая среда – это, организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. 

СЛАЙД №2

 Речевой уголок способствует

- развитию словаря ребёнка;

- работе над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

- развитию связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитанию звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);

- подготовке к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);

  В уголке  содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением, игры на развития всех компонентов устной речи детей.

Слайд  № 3

 «Уголок книг».

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на познавательно-речевое развитие детей. На литературном материале дети усваивают сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий.

Слайд №4

Музыкально-театральный уголок  

Используя инструменты в музыкальном уголке в своих играх:
 дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
 у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Осуществляя деятельность в театральном уголке дети:  учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке;
перевоплощаясь в различных героев, меняют интонацию и голос;
обогащают продуктивную речевую деятельность.
При этом у них развивается уверенность в себе и коммуникабельность.

Слайд №5

Различные виды конструкторов развивают у детей логическое мышление, воображение, конструктивные способности, учит анализировать постройку, способствует развитию связной речи. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи . Развиваем умение детей обыгрывать постройки, сопровождая речевыми высказываниями.

Слайд № 7

Уголок искусств

Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы Лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей.

Слайд № 8  

Физкультурно-оздоровительный уголок  Пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В подвижных играх у детей развиваем умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

Слайд №9

 Патриотический уголок знакомит детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретом президента); с русскими народными промыслами и традициями; развивается интерес и уважение детей к своей семье и к ДОУ, труду людей разных профессий, все это развивает  речь детей, обогащает их словарный запас.

Слайд №10

  Игра является одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. Настольные игры и параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Слайд № 11

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.  В своем учебно-методическом пособии «Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым», психолог М. И. Лисина, подчеркивает, что игра занимает особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно, в развитии диалогической речи, так как именно она обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Ролевая игра является игрой обучающей, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разнообразных речевых ситуациях. Иными словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

Слайд №12

Предметно – развивающая среда – это место, где происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Созданные условия в нашей группе, безусловно, влияют на речевое развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия социализации детей дошкольного возраста

Авторская презентация по социализации дошкольников с решением проблемных ситуций. прошу извинения за раннее выложенную....

Формирование толерантности как условие социализации детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжел...

«Социально-педагогическое взаимодействие как условие адаптации детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ». (дипломная работа)

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьник...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".

Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....