Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Шаравина Анна Евгеньевна

Конспект НОД .Средняя группа.Грибы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.konspekt_nod_.griby_.docx7.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Грибы. Составление описательного рассказа о грибах

Цель: Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

 образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су­ществительными в роде и числе), учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

развивающие задачи: Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

 воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт , конверт, корзинки, плоскостные изображения грибов, Белочка, волшебная палочка

Ход занятия: I. Организационный момен

Воспитатель: Сегодня, у двери группы я обнаружила загадочный конверт. Давайте посмотрим, кто прислал нам письмо. Белка, белка — озорница! С ветки — прыг. На землю — скок! Ищу на зиму грибок. Вам пишу письмо, ребята, Помогите мне скорей Сделать на зиму запасы, Вместе будет веселей. :

Воспитатель. Поможем белке сделать запасы на зиму? Тогда нам надо спешить в лес.

Дети закрывают глаза.Будем чудо в гости звать Раз, два, три, четыре, пять. Палочкой взмахну своей В лес отправимся скорей!

II. Основная часть

 1. Сюрпризный момент :

Вот мы и оказались в лесу. Белочка уже встречает нас. Белка: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Нам пора отправляться в путь на поиски грибов.

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца. Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик только ел, Оттого и потолстел.

Воспитатель: Мы попали в настоящее грибное царство. А грибов в лесу видимо-невидимо. … Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Какие части есть у гриба? (У грибов есть шляпка и ножка) Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? -Помните, ребята, собирать можно только съедобные грибы.

Белый гриб

Воспитатель: У пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?

Дети: Шляпка коричневая.

Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?

Дети: Ножка белая.

Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?

Дети: Люди, которые собирают грибы.

Подосиновик

Воспитатель: До чего же хороши

В красных шляпках крепыши!

Я их рано поутру

Под осиной соберу.

Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.

Воспитатель: Что есть у подосиновика?

Дети: Ножка и шляпка.

Воспитатель: Какого цвета шляпка?

Дети: Шляпка красная.

Воспитатель: А ножка?

Дети: Ножка белая с черными.

Подберезовик

Воспитатель: Перед нами еще один гриб.

Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Растет под березой.

Воспитатель: Под берёзой впереди –

Подберёзовик, гляди,

На высокой стройной ножке…

Ножка в крапинках немножко!

Чем он отличается от подосиновика?

Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.

Лисички

Воспитатель: Вот красавицы лисички.

Очень дружные сестрички.

Им укрыться не легко.

Видно очень далеко.

Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?

Дети: Они рыжие, как лисички.

Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?

Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.

Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.

Мухомор

Воспитатель: Этот гриб в лесу растет

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий

Крапинки на шляпке

Красный, словно помидор

Несъедобный мухомор!

Посмотрите, как выглядит мухомор.

Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.

Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.

Бледная поганка

Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.

Бледнолицые поганки

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду.

Обойду и позабуду.

Почему нужно обходить эти грибы стороной?

Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.

Дети, помогайте белочке. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их). -А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик) -А под березой? (подберезовик)

3.Физкультминутка. “За грибами

 Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил.

4. Упражнение «Назови ласково»  

воспитатель: Налетели тучки, и пошел дождик Белочка загрустила. Не переживай, Белочка! Этот дождь грибной. Для грибов полезный. Из маленьких грибочков вырастут большие грибы. Назови их ласково. -Боровик до дождя был… (боровичком)

шампиньон,подосиновик ,

-Белочке грибов собрали и себе немного взяли. А сколько еще  вкусных блюд можно приготовить из грибов: (На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов) Суп с грибами (какой?) — … Икра из грибов-… Салат с грибами-… Пюре из грибов-… Пирог с грибами-

III. Итог занятия. Погуляли мы в лесу Увидали всю красу, Белочке грибы собрали, И зверюшек повстречали, А теперь пора прощаться В детский садик возвращаться! Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям? О чём узнали? Ответы детей.

В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие - несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки). Это съедобный гриб. Вот семейка целая на пеньке – опята (Показ картинки). Какой гриб растет под березой? Подберезовик. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослому, а он его срежет очень аккуратно, чтобы не повредить корень – грибницу. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы. Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. - Самый красивый ядовитый гриб это… мухомор (Показ картинки). Его нельзя трогать ни в коем случае, для нас он ядовит, зато им лечатся лесные звери. Самый ядовитый гриб - бледная поганка. Его нельзя брать в руки! Ядовитые грибы нельзя топтать, пинать, мять, они нужны лесным жителям, они ими лечатся. - Давайте теперь те грибы, которые съедобные отметим зеленой звездочкой, а те грибы, которые несъедобные отметим красной звездочкой, так как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно сразу, где нас поджидает опасность. (Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют звездочки на картинки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...