Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Путешествие в Город Мастеров"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_profesii.docx | 496.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №127 комбинированного вида»
Тема: «Путешествие в Город Мастеров»
(конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии»)
Составила:
учитель-логопед МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида»
Курашкина Е.У.
Саранск 2017 г.
Тема: «Путешествие в Город Мастеров»
Цель: обобщить и закрепить знания детей по лексической теме «Профессии».
Задачи: 1. Активизировать, уточнить и расширить словарь по теме «Профессии»;
2. Учить употреблять в речи имена существительные в родительном и винительном падежах;
3. Учить подбирать слова-синонимы.
4. Развивать умение образовывать существительные женского рода, обозначающие женские профессии с суффиксом -иц-, -ниц-, -к- от существительных мужского рода;
5. Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
6. Развивать высшие психические функции;
7. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.
Оборудование: предметные картинки с изображениями людей разных профессий, мяч, план-схема для составления описательного рассказа о профессии, (интерактивная доска и проектор)
Предварительная работа: чтение произведений Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В Маяковского «Кем быть?», отгадывание загадок о профессиях и инструментах.
1. Организационный момент.
Развитие словесно-логического мышления: игра «4 – лишний»
- Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «4 – лишний». Назови лишний предмет, объясни, почему. Кому нужны для работы остальные инструменты? (Ответы детей)
Пила, молоток, иголка, рубанок;
Ножницы, кастрюля, расческа, фен;
Швейная машина, нитки, ножницы, веник;
Шприц, указка, градусник, бинт;
2. Актуализация и закрепление знаний о разных профессиях. Сообщение темы занятия.
После ответов детей логопед выставляет на наборном полотне картинки с изображениями людей данных профессий (столяр, парикмахер, швея, врач).
- Дети, назовите профессии этих людей. (Ответы детей)
- Какие профессии вы еще знаете? (Ответы детей)
- Для чего люди выбирают себе какую-то профессию? (Ответы детей)
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы совершим путешествие в Город Мастеров. В этом городе нет бездельников, каждый житель занимается своим любимым делом (логопед показывает слайд с изображением сказочного города)
3. Грамматические упражнения.
1) Активизация предикативного словаря.
- Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Чтобы узнать, мастера каких профессий живут в этом сказочном городе, нужно отгадать загадки.
Игра «Угадай, кто что делает?»
Дети встают в круг, логопед бросает по очереди мяч каждому ребенку.
- Дети, я назову профессию, а вы должны сказать как можно больше слов-действий о человеке этой профессии.
Учитель – учит, воспитывает, пишет, объясняет;
Врач – лечит, измеряет температуру, делает прививки, слушает, осматривает;
Продавец – продает, считает, предлагает;
Повар – готовит, варит, жарит, пробует, солит, кипятит, тушит;
Парикмахер – подстригает, укладывает волосы, завивает, сушит;
Пожарный – тушит, приходит на помощь, спасает;
Водитель – водит автобус, перевозит людей;
Швея - шьет одежду, пришивает, вышивает, отрезает, гладит;
Художник – пишет картины;
Космонавт - летает в космос, изучает планету;
Композитор – сочиняет музыку;
Писатель – пишет рассказы, сказки, сочиняет.
2) Словообразование существительных женского рода от существительных мужского рода.
Игра «Мастерицы».
- Дети, еще в этом городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?
Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница;
Он дрессировщик, а она… дрессировщица;
Он уборщик, а она... уборщица;
Он артист, а она… артистка.
- Молодцы, дети! Вы угадали все женские профессии.
3) Закрепление навыка образования сложных слов путем слияния основ.
Игра «Догадайся»
- Дети, жители Города Мастеров просят вас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте придумаем название профессии.
Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
Этот человек овощи разводит. Он кто? Овощевод.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.
Этот человек землю пашет, он кто? Землепашец.
А этот человек полы трёт, он кто? Полотер.
4) Подбор слов-синонимов.
Игра «Скажи другим словом»
- Дети, объясните жителям сказочного города, как по-другому можно сказать слово ПРОФЕССИЯ? (Ответы детей)
Профессия – занятие, дело, ремесло, работа.
4. Физ. минутка (речь с движениями).
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
5. Развитие мыслительных операций (объяснение смысла поговорок).
- Дети, жители сказочного Города Мастеров не только трудолюбивые, но еще и мудрые. Они хотят узнать, сможете ли вы объяснить, почему и когда так говорят:
Сделал дело, гуляй смело.
Глаза боятся, а руки делают.
Семь раз отмерь, один – отрежь.
Делу - время, потехе – час. (Ответы детей)
6. Составление описательного рассказа о профессии (по плану).
Игра «Расскажи о профессии».
- Дети, в сказочном городе вы познакомились с мастерами разных профессий. Давайте расскажем о той профессии, которая больше всего вам понравилась. А поможет вам рассказать вот такая схема.
Каждый ребенок берет с наборного полотна картинку и составляет описательный рассказ по плану.
Рассказ
Это врач. Он работает в больнице или поликлинике. Врач носит белый халат и белую шапочку. У него есть термометр, лекарства, шприцы, шпатель. Врач лечит взрослых и детей.
(Ответы детей)
7. Итог. Оценивание деятельности детей.
- Дети, наше путешествие в Город Мастеров подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.
- Понравилось ли вам путешествовать? (Ответы детей). Почему? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей). Как вы думаете, какая профессия самая важная и нужная? (Ответы детей)
Профессии все важны,
Профессии все нужны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Цели:· Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Дни недели». «Область познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Цели: 1. Образовательные:· Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.·...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи: Формировать представление о семье.·...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»
Цель: Развивать творческий потенциал детей через включение в различные видымузыкальной деятельности.Задачи:Коррекционно- воспитательные:1. Создать условия для улучшения общего...