Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Путешествие в Город Мастеров"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной  группе  компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_profesii.docx496.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

 «Детский сад №127 комбинированного вида»

Тема: «Путешествие в Город Мастеров»

(конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной  группе  компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии»)

Составила:

учитель-логопед МДОУ «Детский сад  №127 комбинированного вида»

Курашкина Е.У.

Саранск 2017 г.


Тема: «Путешествие в Город Мастеров»

Цель: обобщить и закрепить знания детей по лексической теме «Профессии».

Задачи: 1. Активизировать, уточнить и расширить словарь по  теме «Профессии»;

2. Учить употреблять в речи имена существительные в родительном и винительном падежах;

3. Учить  подбирать слова-синонимы.

4. Развивать умение образовывать существительные женского рода, обозначающие женские профессии с суффиксом -иц-, -ниц-, -к- от существительных мужского рода;

5. Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;

6. Развивать высшие психические функции;

7. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.

Оборудование: предметные картинки с изображениями людей разных профессий, мяч, план-схема для составления описательного рассказа о профессии, (интерактивная доска и проектор)

Предварительная работа: чтение произведений Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В Маяковского «Кем быть?», отгадывание загадок о профессиях и инструментах.


1. Организационный момент.

Развитие словесно-логического мышления: игра «4 – лишний»

- Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «4 – лишний». Назови лишний предмет, объясни, почему. Кому нужны для работы остальные инструменты? (Ответы детей)

Пила, молоток, иголка, рубанок;

Ножницы, кастрюля, расческа, фен;

Швейная машина, нитки, ножницы, веник;

Шприц, указка, градусник, бинт;

2. Актуализация и закрепление знаний о разных профессиях. Сообщение темы занятия.

После ответов детей логопед выставляет на наборном полотне картинки с изображениями людей данных профессий (столяр, парикмахер, швея, врач).

- Дети, назовите профессии этих людей. (Ответы детей)

- Какие профессии вы еще знаете? (Ответы детей)

- Для чего люди выбирают себе какую-то профессию? (Ответы детей)

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы совершим путешествие в Город Мастеров. В этом городе нет бездельников, каждый житель занимается своим любимым делом (логопед показывает слайд с изображением сказочного города)Картинки по запросу картинка город мастеров

3. Грамматические упражнения.

1) Активизация предикативного словаря.

- Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Чтобы узнать, мастера каких профессий живут в этом сказочном городе,  нужно отгадать загадки.

Игра «Угадай, кто что делает?»

Дети встают в круг, логопед бросает по очереди мяч каждому ребенку.

- Дети, я назову профессию, а вы должны сказать как можно больше слов-действий о человеке этой профессии.

Учитель – учит, воспитывает, пишет, объясняет;

Врач – лечит, измеряет температуру, делает прививки, слушает, осматривает;

Продавец – продает, считает, предлагает;

Повар – готовит, варит, жарит, пробует, солит, кипятит, тушит;

Парикмахер – подстригает, укладывает волосы, завивает, сушит;

Пожарный – тушит, приходит на помощь, спасает;

Водитель – водит автобус, перевозит людей;

Швея - шьет одежду, пришивает, вышивает, отрезает, гладит;

Художник – пишет картины;

Космонавт - летает в космос, изучает планету;

Композитор – сочиняет музыку;

Писатель – пишет рассказы, сказки, сочиняет.

2) Словообразование существительных женского рода от существительных мужского рода.

Игра «Мастерицы».

- Дети,  еще в этом  городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?

Он певец, а она… певица;

Он летчик, а она… летчица;

Он художник, а она… художница;

Он учитель, а она… учительница;

Он писатель, а она… писательница;

Он воспитатель, а она… воспитательница;

Он проводник, а она… проводница;

Он переводчик, а она.. переводчица;

Он фокусник, а она… фокусница;

Он дрессировщик, а она… дрессировщица;

Он уборщик, а она... уборщица;

Он артист, а она… артистка.

- Молодцы, дети! Вы угадали все женские профессии.

3) Закрепление навыка образования сложных слов путем слияния основ.

Игра «Догадайся»

-  Дети, жители Города Мастеров просят вас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте придумаем название профессии.

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.

А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.

Этот человек овощи разводит. Он кто? Овощевод.

 А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.

А этот землю копает, он кто? Землекоп.

А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Этот человек землю пашет, он кто? Землепашец.

А этот человек полы трёт, он кто? Полотер.

4) Подбор слов-синонимов.

Игра «Скажи другим словом»

- Дети, объясните  жителям сказочного города, как по-другому можно сказать слово ПРОФЕССИЯ? (Ответы детей)

Профессия – занятие, дело, ремесло, работа.

4. Физ. минутка (речь с движениями).

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет.  (Махи руками)
Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят.  (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет,  (Поднимание плеч)
Наша детвора?

5. Развитие мыслительных операций (объяснение смысла поговорок).

- Дети, жители сказочного Города Мастеров не только трудолюбивые, но еще и мудрые. Они хотят узнать, сможете ли вы объяснить, почему и когда так говорят:

Сделал дело, гуляй смело.

Глаза боятся, а руки делают.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Делу - время, потехе – час. (Ответы детей)

6. Составление описательного рассказа о профессии (по плану).

Игра «Расскажи о профессии».

- Дети, в сказочном городе вы познакомились с мастерами разных профессий. Давайте расскажем о той профессии, которая больше всего вам понравилась. А поможет вам рассказать вот такая схема.Картинки по запросу схема для составления рассказа о профессии

Каждый ребенок берет с наборного полотна картинку и составляет описательный рассказ по плану.

Рассказ

Это врач. Он работает в больнице или поликлинике. Врач носит белый халат и белую шапочку. У него есть термометр, лекарства, шприцы, шпатель. Врач лечит взрослых и детей.

(Ответы детей)

7. Итог. Оценивание деятельности детей.

- Дети, наше путешествие в Город Мастеров подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.

- Понравилось ли вам путешествовать? (Ответы детей). Почему? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей). Как вы думаете, какая профессия самая важная и нужная? (Ответы детей)

Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Надо только браться за дело

Очень старательно и смело.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель:      Развивать творческий потенциал детей через включение в различные видымузыкальной деятельности.Задачи:Коррекционно- воспитательные:1. Создать условия для улучшения общего...