"Опыт ДОУ в развитии связной речи дошкольников"
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Нина Владимировна Москвина
Целью работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «ИСКОРКА»

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН» КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Опыт ДОУ

в развитии связной речи дошкольников»

Подготовила воспитатель

Москвина Н.В.

ЛЮДИНОВО – 2015

Целью работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

Согласно ФГОС ДО:

речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Устная речь, связная речь позволяет решать задачи в разных видах деятельности, что, и представлено на наших слайдах. Это и бытовая, познавательная, игровая, учебная и трудовая деятельность. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает эта деятельность.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от возрастных особенностей воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, организации предметно-развивающей среды.

Основными формами педагогического взаимодействия стали развивающие образовательные ситуации. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Образовательная ситуация рассматривается как реально практическая (рассматривание картины, предмета, чтение, разучивание стихотворений), а игровая образовательная ситуация это дидактические игры, игры-путешествия. Соотношение игровых и реально практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем возрасте преобладают игровые ситуации.

Обучение развитию речи начинаем с раннего возраста. Овладение речью в этом возрасте происходит только в живом  непосредственном общении, когда малыш слушает не только слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог. Причем  участвуют в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Дети  растут. Задачи по развитию речи усложняются. И во второй младшей группе присутствует проектная деятельность. Целью проекта является развитие речевого творчества детей. Решение задач проекта достигается путем создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это ситуация, при которой дети решают трудные для них задачи, но им не хватает данных для решения этих задач, поэтому они должны сами их искать.

Мы знаем разнообразные формы работы по речевому развитию. Это литературно-музыкальные праздники, фольклорные праздники, игры-драматизации, разные виды театров. Хочется остановиться на конструкторах ЛЕГО, которые широко используются в ДОУ. Использование ЛЕГО – конструирования способствует речевому творчеству. Во время постройки ребенок описывает то, что делает. В процессе конструктивно-игровой деятельности воспитатель, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует поведение, развивает коммуникативную функцию. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО воспитатель может использовать разнообразные формы: задание дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети.

В средней группе задачи по развитию речи остаются те же, но они усложняются. В этом возрасте главной становится задача обучения пересказу. Все знают, то этот процесс очень сложный, детям пересказ дается нелегко, и мы должны найти такие приемы активизации речи, чтобы ребенку было интересно, чтобы он научился не только слушать, но и слышать. И мы нашли такой подход. Это пересказ сказки по иллюстрациям с использованием ИКТ. Первая часть – традиционная: чтение сказки, ответы на вопросы, обсуждение. Вторая часть – использование ИКТ: на экран выводятся иллюстрации из сказки. Дети по иллюстрациям вспоминают текст.

Старший дошкольный возраст – это период развития и становления речевой активности ребенка. Все вышеперечисленные формы имеют место и в старшем возрасте, но с усложнением задач. Приоритетным направлением здесь является развитие устной монологической речи, что, несомненно, закладывает основы успешного обучения в школе. А что такое устная речь? Это рассказывание с использованием различных средств (наглядные иллюстрации и пособия, серии сюжетных картин и т.п.). Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Немаловажной формой по речевому развитию в данном возрасте являются сценарии активизирующего общения – обучение игровому (диалогическому) общению. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является побуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самостоятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Активизировать речь детей старшего дошкольного возраста помогает организация творческих мастерских.

Творческая мастерская -  одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, так как каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельности. При такой форме организации речевой деятельности ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание. Во время деятельности царит атмосфера психологической свободы. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.

Еще одной формой является интеграция речевого развития с продуктивной деятельностью. Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части. Но самое главное. Что продуктивная деятельность связана с активизацией планирующей функцией речи (словесные описания). Также уже давно доказано учеными, что развитие речи детей напрямую связано с развитием моторики рук и пальцев детей, что непосредственно происходит в процессе продуктивной деятельности. Синтез речевой и продуктивной деятельности (единство содержания, задач, форм и методов работы, используемых педагогами) ставит детей в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, принимая позицию партнера. Интеграция данных образовательных областей позволяет раскрыться каждому ребенку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей  в создании коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности. Поэтому традиционно в нашем детском саду организовываются тематические выставки творческих работ, как коллективных, так и индивидуальных.

В работу нашего ДОУ также прочно вошла такая форма, как речевой досуг, в которой закладываются основы будущей личности, а именно: формируется коммуникативная компетентность. У детей активно проявляется интерес к коллективным и подгрупповым формам деятельности. В то же время есть стремление в разных видах деятельности быть первым и лучшим. Также появляется потребность поступать в соответствии с этическими нормами и установленными правилами. У детей возникает новый, опосредованный тип мотивации, основа произвольного поведения.

Большое место занимает использование мнемотехники в речевом развитии. Для того, чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, вводится так называемые мнемотаблицы (схемы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

«Развитие связной речи дошкольников по средствам театральной деятельности». опыт работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе зависит  от уровня  овладениями связной речи. формирование связной речи в де...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"...

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников, посредством авторских дидактических пособий»

  Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО ...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»Слайд 2.Актуальность. В последние годы, к сожа...

Педагогический опыт на тему : «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования».

Презентация Педагогический опыт на тему :  «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования»....