Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников, посредством авторских дидактических пособий»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Худойбердиева Гульнара Жалаушевна

    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Чтобы речь ребенка эффективно обогащалась и приобретала выразительность, нужно использовать все доступные способы. Успешным методом является развитие речи детей посредством использования авторских дидактических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2022.docx700.35 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Опыт работы

«Развитие связной речи дошкольников, посредством авторских дидактических пособий»

Воспитатель: Худойбердиева

Гульнара  Жалаушевна

Тюмень, 2022г.

Содержание

Введение

3

Актуальность опыта

5

Цель, задачи опыта

Описание сути опыта

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с коллегами

Результативность опыта

Заключение. Перспектива развития опыта

Список использованной литературы

Приложения

Введение 

Речь – величайшее богатство, данное человеку и её, как и любое богатство, можно либо, приумножить, либо незаметно растерять.

К.Д. Ушинский

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей, ведь именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

     Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.  

 Чтобы речь ребенка эффективно обогащалась и приобретала выразительность, нужно использовать все доступные способы. Успешным методом является развитие речи детей посредством использования авторских дидактических пособий.

Актуальность

Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.

К сожалению, в современном мире все чаще живое общение заменяет детям компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста говорит о том, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития,  неуклонно растет.

        Проведенный мониторинг в начале старшей группы показал, что в области речевого развития у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, привёл к поиску наиболее эффективных методов и приемов.

        Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

        Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно

рассматриваются в работах М.С.Лаврик, Т.А.Ладыженской, Ф.А.Сохина, А.М. Бородич, Т.Б.Филичевой. О.С.Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов.

        Особая заслуга в раскрытии роли дидактической игры принадлежит видному педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами.

Меня очень заинтересовала методика В. Воскобовича. Его игры не работают по принципу,  один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. Технология предполагает поэтапное введение игрового материала. Каждый последующий этап предполагает усложнение дидактического и смыслового материала с ориентацией на возможности ребенка. Технология В.В. Воскобовича разработана на трех важнейших принципах: интерес-познание-творчество. Большой интерес у детей привлекают пособия, сделанные своими руками.

В связи с этим свой опыт мы начали выстраивать по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством авторских дидактических пособий».

Цель, задачи опыта

Исходя из актуальности и ведущей идеи была поставлена цель: развитие связной речи дошкольников посредством авторских дидактических пособий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечить развивающую среду авторскими дидактическими пособиями;
  2. Способствовать практическому применению дидактических пособий в самостоятельной деятельности детей;
  3.  Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
  4. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

     Поставленные задачи решались в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием различных дидактических пособий.

Описание сути опыта

    Нашу образовательную деятельность мы  разделили на три этапа:

  1. Подготовительный этап

     Знакомство с теоретическими знаниями о дидактических играх в детском саду, изучение литературы, программы ДОУ, отбор материала.

  1. Основной этап

     Введение в воспитательно-образовательную работу с детьми дидактических игр.

  1. Заключительный этап

     Подведение итогов. Пополнение дидактических пособий, оформление результатов работы по теме самообразования.

       На подготовительном этапе мы внимательно изучили литературу по выбранной нами теме. Изучили базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы.

     Планируя авторские дидактические пособия руководствовались следующими факторами:

  • возраст детей;
  • календарно – тематическое планирование ДОУ;
  • доступность содержания деятельности;
  • стимулирование познавательного интереса детей, активизация любознательности;
  • постепенное усложнение, цикличность

     Дидактическое пособие включает в себя различные развивающие игры, предназначенные для решения поставленных задач. Пособия насыщены дидактическим наглядным и раздаточным материалами, карточками, схемами.  Пособия эстетически привлекательные, выполнены из приятные на ощупь материалов (фетр, фоамиран), красочные, яркие, что способствует активизации интереса и привлечения внимания ребенка. Пособия могут использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а так же и в качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут их использовать самостоятельно в свободной деятельности. Пособия могут быть сборно-разборными, что позволяет использовать их большему количеству детей. Они мобильны, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения.

Материал, представленный в пособиях, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

      Работу с детьми, по данной теме, начали реализовывать со старшей группы в 2020 году.

       На втором этапе работы стало пополнение предметно-развивающей среды. Так как, правильно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в развитии детейДидактические пособия создавались согласно календарно-тематическому планированию детского сада.

В начале учебного года, в группе появилось пособие «Удивительный фланелеграф» (приложение 1) Материалы для данного пособия изготовлены из фетра.C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд2.JPG

 Цель: развитие связной, диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование познавательного развития, навыков пространственного мышления. Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, наблюдательности.

 Это очень полезное и занимательное пособие для развивающих занятий и игр. Сделать его просто, а возможностей применения – множество. Фланелеграф - это пространство для развития ребенка, которое даёт возможность уединения и проектирования собственного пространства. Данная среда полифункциональна, вариативна, содержательно-насыщенна, доступна и безопасна. Сопереживая героям, стараясь оказать им помощь, разрешить проблемную ситуацию, дети учатся составлять простые и распространенные предложения, а так же задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Путешествуя с героями, дети попадают в нестандартные ситуации, где составляют творческие рассказы на заданные темы, придумывают окончания историй, фантазийные рассказы и сказки. В результате дошкольники учатся давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают, мотивационно оценивают поведение персонажей, учатся говорить не торопясь, достаточно громко без напряжения, развивают интонационную выразительность и монологическую речь. Данное пособие используется на протяжении всего учебного года согласно календарно-тематическому планированию. Дети  учатся составлять описательные рассказы по таким темам как: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Транспорт», «Игрушки» и т.д.

С данным пособием мы поделились опытом с коллегами на педагогическом совете в ДОУ по теме «Речевое развитие детей на основе дидактических игр».

     В октябре 2020 г, в предметно-развивающей  среде группы, появилось дидактическое пособие «Пирамида профессий»  (приложение 2). Человечки-представители определённых профессий, атрибуты, соответствующие л...

Цель: создание благоприятных условий по развитию речевой активности детей, рмирнию грммтическг стря, обогащению словаря, логического мышления, посредствам использования пособия «Пирамида профессий».

      Трёх конусная пирамида выполнена из фетра с липучками на каждой стороне Человечки определённых профессий, атрибуты, соответствующие этим профессиям тоже на липучках. Человечки профессий и предметы съёмные, поэтому их можно изготовить великое множество и менять. В зависимости от возраста профессии могут усложняться.

Одна из главных задач данного пособия - развивать логическое мышление, диалогическую речь дошкольников.

Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства ребенка с домашними и дикими животными; овощами, фруктами, геометрическими фигурами и пр.

Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

      С дидактическим пособием «Пирамида профессий» мы поучаствовали в городском конкурсе игр и игровых пособий «Профориентация дошкольников: мир профессий».

      Однажды ребёнок принес в группу головоломки и дети с таким увлечением присоединились к их разгадыванию. И мы решили создать следующее дидактическое пособие в виде головоломок. C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 1.jpg

Игровое методическое пособие «Забавные друдлы» (приложение 3)

Цель: обогащение словарного запаса, развитие речевого творчества, зрительного восприятия, ассоциативного и логического мышления, воображения.

Дети учатся быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова - это  является  одной из основных задач.

Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги.

Картинки с изображениями на страницах - съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом.

 На титульном листе - карман с дополнительными загадками - друдлами по разным темам, на концевом титульном листе- карман с пустыми квадратами для того, чтобы ребенок мог сам нарисовать свою загадку- друдл. Пособие эстетично и безопасно в использовании.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Играя в друдлы, без общения не обойтись. Когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы, описываете. Друдлы обладают удивительной способностью расширять речь, сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке.

По данному пособию мы провели консультацию «Поиграем всей семьёй» для родителей и педагогов.

В преддверии дня космонавтики   мы совместно с родителями создали дидактическое пособие «Через тернии к звёздам» (приложение 4).

 Цель – развитие монологической и диалогической речи, речевого творчества, обогащение и расширение знаний детей о космосе, звёздах, планетах через различные виды деятельности. C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\космос\фото 1.jpg

          Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги. Все детали пособия съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом. На форзаце книги – два кармана для хранения деталей пособия. 

Книгу можно дополнять и другим дидактическим материалом по теме космос в соответствии с возрастом детей.  Пособие является сборно-разборным, что позволяет использовать его большему количеству детей. Оно мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.

В пособии представлены игры направленные на активизацию словарного запаса прилагательными и глаголами.   Дети учатся описывать планеты и узнавать их по описанию. Ребята включают фантазию, воображение и  рисуют свой космос, составляют творческие рассказы. В завершении делятся своими мыслями, чувствами, используя монологическую речь.  Дети могут выбрать себе персонажа, придумать ему имя и отправиться с ним в путешествие по космосу. Продвигаясь вперёд по звёздам, дети придумывают истории про космос, дополняя каждый раз своим предложением. Ребёнок продолжает историю предыдущего до тех пор, пока не пройдут весь звёздный путь. 

С этим увлекательным пособием мы поучаствовали в областной методической выставке-конкурсе  «Современная образовательная среда детского сада» 2021 в номинации «Авторские пособия». Наше пособие оценили  и по праву «Приз зрительских симпатий» стал наш!  

В конце года, старшей группы, дети отвечали на поставленные вопросы уже развернутыми ответами. Могли оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. Однако для последовательного и четкого составления описательного или сюжетного рассказа на предложенную тему, нуждались в предшествующем образце воспитателя, схеме.

Поэтому в следующем учебном году мы решили продолжить выбранную нами тему: «Развитие связной речи дошкольников посредством авторских дидактических пособий».

Уже существующие пособия мы дополнили новым материалом, усложнив по возрасту детей. Появились новые игры, а так же другие варианты прежних игр.

 Обсуждая тему «в гости к лесу», в начале года, оказалось, что дети очень мало общаются с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технологического процесса, очень важно помочь увидеть неповторимость и целостность природы, поэтому пришла идея создать дидактическое пособие  - лэпбук «Берёзка» (приложение 5).

Цель данного пособия – ознакомление с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, жанров детской литературы. Расширение представлений о дереве береза и ее значении в жизни человека. Пособие разработано в программе Paint Tool SAI, заламинировано. Детали вырезаны, разложены по пластиковым конвертам.

Дети обращают внимание на природный материал, рассматривают его совместно с педагогом, отгадывают  загадки, учат  стихи о берёзе, читают приметы,  интересные факты, используемые в лэпбуке. Во время игры дети учатся объяснять свой выбор, приводить аргументы, развивается связная выразительная речь детей.

Мы старались создавать пособия, которые охватывали бы все области развития. Не обошли стороной и физическое развитие. Так как в подготовительной группе большое количество детей проявили инициативу в сдаче норм ГТО, мы решили создать дидактическое пособие «Чудо-круг» (приложение 6). Используя это пособие, дети в игровой форме узнали больше о здоровом питании, что такое ГТО, познакомились и отработали упражнения  нормативов сдачи ГТО.

     Цель: обогащение активного словаря, формирование здорового образа жизни у детей через игровую деятельность. Игры и упражнения в пособии, способствуют активизации лексического и грамматического строя.C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая\гуля опыт\чудо круг здоровья друг\щщъ.jpg

Пособие изготовлено из ткани, которую можно легко обработать. Оно эстетично и безопасно в использовании.

Пособие может использоваться как при организации образовательной деятельности, так и в игровой, свободной деятельности. Его можно дополнять и другим дидактическим материалом по темам недели в соответствии с возрастом детей. Оно мобильно, дети могут его взять с собой на прогулку, а могут и поиграть в группе. Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

Взаимодействие с родителями

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителямРодителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнкапедагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Главными воспитателями детей являются их родители.

В рамках реализации опыта работы основной задачей было показать родителям, как посредством авторских дидактических пособий можно развить речевые навыки и уверенность в себе. Познакомить родителей с дидактическими пособиями, как можно их легко изготовить и в игровой форме использовать в домашних условиях.

Для повышения педагогической компетентности в области речевого развития в рамках опыта работы были организованы следующие формы взаимодействия:

  1.  Консультации по теме: «Что такое дидактическая игра?», «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий».
  2. Информирование родителей о деятельности и успехах детей через размещение  информации в группе Viber, на официальной странице МАДОУ №158 города Тюмени в социальной сети ВКонтакте и информации размещенной на сайте ДОУ (https://ds-158.ru/).
  3. Организация совместной деятельности родителей с детьми в вечернее время, где родителям предоставлялась возможность изготовить дидактическое пособие и его применение в домашних условиях.
  4. Участие детей в различных открытых просмотрах по развитию речи организованных ДОУ. Выступление детей в конкурсах чтецов и театральных постановках.

В ходе взаимодействия родители отметили, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком. Многие начали проявлять заинтересованность к дидактическим играм, когда видели, как у детей меняется речь: пополняется словарный запас, появляется связная речь и интонация. Родители были удивлены и восхищены, с большим удовольствием помогали создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в детском саду.

Взаимодействие с коллегами

Для коллег в рамках реализации темы по самообразованию были созданы консультации по теме «Использование авторских дидактических пособий в работе с дошкольниками», буклеты «Использование авторских дидактических пособий для развития связной речи дошкольников», разработана  картотека авторских дидактических пособий, направленных на развитие связной речи дошкольников.  

Также, для коллег был представлен мастер-класс «Изготовление авторских дидактических пособий», в котором подробно рассказывалось о дидактических играх и их влиянии на развитие связной речи, и как их можно изготовить в домашних условиях.

С пособием «Удивительный фланелеграф » приняли участие в выставке детского сада для педагогов «Речевые игры для детей дошкольного возраста».

Результативность опыта

Работая с детьми по различным темам и используя разные дидактические пособия, было получено подтверждение, что дидактическая игра, является одним из эффективных методов речевого  развития.

При диагностике в конце подготовительной группы дети в речевом развитии достигли довольно высокого уровня. Речь детей стала грамматически правильная, логичная, последовательная, выразительная, расширился словарный запас. Они проявляют интерес к самостоятельному сочинению, могут отражать характерные особенности жанра.

Благодаря активному использованию авторских дидактических пособий в самостоятельной деятельности детей и совместно с педагогом, дошкольники  легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Наши воспитанники с удовольствием выступают на утренниках, участвуют  в конкурсах чтецов и занимают призовые места, уверенно держатся на сцене, защищают проекты среди других сверстников, выступают перед родителями с театральными постановками.

Таким образом, полученные результаты подтверждают ведущую идею выбранного опыта: использование трских иктических псбьий является одним из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Заключение. Перспектива развития опыта        

Исходя из проделанной работы, был сделан вывод о том, что для детей дидактическая игра является прекрасным инструментом для развития связной речи.

Дидактические пособия сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогли воспитанникам преодолеть робость и застенчивость. С помощью дидактических пособий у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас. Весь материал осваивался детьми в соответствии с индивидуальными возможностями, для каждого была создана ситуация успеха.

В ходе работы по данной теме была пополнена предметно-развивающая среда,  оформлены картотеки дидактических игр и упражнений по развитию связной речи дошкольник.

В перспективе опыта работы планируется пополнить предметно-развивающая среду другими дидактическими пособиями которые позволят развивать не только связную речь, словарный запас детей, но и звукоую куьтуру речи.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред.пед. учеб. заведений. –М. : издательский центр «Академия», 2000, 400с.
  3. Арушанова  А.  Г.  Речь  и  речевое  общение  детей:  Методическое  пособие  для воспитателей. –М.: Мозаика –Синтез, 2004.
  4. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение, 1987.
  6. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание. -2002.-No 8.-С.52-55.
  7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987.-160 с.
  8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. –224с
  9. Ушакова  О.  С.,  Струнина  Е.  М.,  Шаврина  Л.  Г.  Развитие  речи  и  творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. –М. : ТЦ «Сфера», 2001.
  10.  Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996. –384с.
  11.  Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т.И. Подрезова. –2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2007. –256 с.
  12.  Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –208 с.
  13.  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
  14.  Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –2-е изд., испр. и доп. –М.: «Мозаика-Синтез», 2009. –88 с.
  15.  Скажи по-другому  /  Речевые  игры,  упражнения,  ситуации,  сценарии  /  Под  ред. О.С.Ушаковой. –Самара, 1994. –145 с.
  16.  Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. М.: -2008.
  17.  Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. –М.: ТЦ Сфера, 2009. –64 с.
  18.  Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –2-е изд. –М.: ТЦ Сфера, 2006. –56 с.
  19.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –288 с.
  20.  Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М., 2008. –56 с.
  21.  .Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ/Г.С. Швайко; под ред. В.В.Гербовой. –М.: Айрис-пресс, 2006. –176 с.

Приложение 1

Дидактическое пособие «Удивительный фланелеграф»

Дети любознательны, такова их природа.

Большой и незнакомый мир каждый день

дарит им встречу с чем-то новым и

восхитительно интересным. 

Джулия Кэмерон

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд2.JPG

   Материалы для данного пособия изготовлены из фетра.

Цель: формирование речевого и познавательного развития, навыков пространственного мышления. Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, наблюдательности.

Задачи:

  • развитие связной речи;
  • развивать аналитические способности детей;
  • развивать навыки порядкового счёта;
  • развитие мелкой моторики.

Игра «Лабиринт»

Развивает пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд5.JPG

     Ход игры: Ребенку предлагается пройти по линиям лабиринта и соединить героев между собой и назвать сказку правильно. Ребёнок называет персонажа, рассуждает из какой он сказки и находит ему пару (например: Буратино – это персонаж из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», значит его пара- ключик).

     Вариант 2.

На фланелеграфе в хаотичном порядке представлены персонажи сказки, ребенку нужно восстановить хронологию сказки. Следуя от одного персонажа к другому, протягивая ниточку, ребенок пересказывает сказку. В игру можно включить еще одного персонажа, но из другой сказки. Задача ребенка, назвать «лишнего» персонажа и сказать из какой он сказки.

Игра «Фоторобот»

 Игра «Фоторобот» направлена на развитие речевых навыков по теме «Внешность человека, а также для обогащения словарного запаса по данной теме. Так же игра «Фоторобот» может быть использована как наглядный материал на занятиях по ИЗО и для описания эмоций человека.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд6.JPG

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд7.JPG

Ход игры: Ребенку предлагается расположить все органы чувств на лице симметрично и описать полученную внешность.

Игра «Моя сказка»

Направлена на развитие связной речи (описание предмета, его качеств,действий. Умение составлять сюжетный рассказ).

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд8.JPG

Ход игры: Ребенку предлагается выбрать любого героя, животного и т.д. и описать его. Затем задание усложняется: ребенку нужно из представленных картинок составить свою сказку.

Игра «Судоку»

Развивает навыки количественного и порядкового счета, внимания.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд3.JPG

Ход игры: необходимо заполнить пустые клетки игрового поля так, чтобы в каждой клетке по вертикали и горизонтали предметы не повторялись. Данную игру можно использовать как пособия для развития пространственного мышления. Набор предметов может быть разным в соответствии с изучаемой темой.

Игра «Графический диктант»

Направлена отработку навыков в точности в движениях руки, и ориентировки в пространстве.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\Играй - выигрывай\играй и выигрывай (2)\Слайд4.JPG

     Ход игры: Под диктовку воспитателя ребенку предлагается составить какое- либо графическое изображение по клеткам на игровом поле.

Приложение 2

Дидактическая игра «Пирамида профессий»

Цель: создание благоприятных условий по развитию речевой активности детей, обогащению активного словаря, расширение детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности.

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о труде взрослых, знакомить с орудиями труда, инструментами определённых профессий, учить соотносить их.
  • Развивать логическое мышление, диалогическую речь дошкольников, обогащать активный словарь
  • Воспитывать ценностное отношение к труду взрослого и его результату; поощрять желание детей к трудовой деятельности.

Возраст: данная игра может быть использована воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ, в работе с детьми начиная со среднего возраста.

Материалы и оборудования: Пирамида трёх конусная выполнена из фетра с липучками на каждой стороне Человечки определённых профессий, атрибуты, соответствующие этим профессиям тоже на липучках. Человечки профессий и предметы съёмные, поэтому их можно изготовить великое множество и менять. В зависимости от возраста профессии могут усложняться.

Ход игры:

Детям предлагается правильно выбрать из предложенной массы предметов, те, которые подходят к определённой профессии.

Например: профессия врач – грелка. Шприц, градусник, таблетки, пластырь.

Профессия повар – кастрюля, чайник, половник, редька, сковорода.

Профессия строитель – молоток, ножовка, ведро, лопата, уголок.

«От слова к слову»

Ребёнок называет последовательно предметы, прикреплённые к пирамиде, и находит изображение человечка соответствующей профессии.

«Все профессии важны»

Дети младшего возраста вытягивают предмет и отгадывают, кому он может пригодиться в работе. Детям постарше можно задать вопрос «Как имен используется тот или иной атрибут?»,  «Подумай и расскажи о профессии (например повар) опираясь на атрибуты».

                     

Приложение 3

Дидактическое пособие «Забавные друдлы»

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Цель: обогащение словарного запаса, развитие зрительного восприятия, ассоциативного и логического мышления, воображения.

Задачи:

Развивать воспроизводящее, пространственное и абстрактное мышление и воображение, смекалку.

Развитие кругозора, знаний об окружающем мире.

Развитие общих умственных и математических способностей.

Учить классифицировать предметы по общему признаку.

Побуждать детей к самостоятельной игре

Воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, умение выполнять задания сообща.

Ожидаемые результаты:

1.Обоготится словарный запас по разным заданным темам.

2. Научатся ассоциировать предметы с цифрами.

3. Будет развиваться внимание, память, логическое мышление, мелкая моторика пальцев рук, воображение.

Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги. C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 1.jpg

Картинки с изображениями на страницах - съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом.

На титульном листе - карман с дополнительными загадками - друдлами по разным темам.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 4.jpg

На концевом титульном листе- карман с пустыми квадратами для того, чтобы ребенок мог сам нарисовать свою загадку- друдл.                    

     C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 3.jpg

 Пособие эстетично и безопасно в использовании. 

Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей. Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, но может быть использовано для более младших дошкольников, если они проявляют к этому интерес. Пособие может использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а также и в качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут его использовать самостоятельно в свободной деятельности. Книгу можно дополнять и другим дидактическим материалом по разным темам в соответствии с возрастом детей. Оно мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.

Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

Варианты игр:

«Угадай предмет по описанию и назови его»

Ход игры: Воспитатель читает загадку. Н-р. Это животное с большими ушами и коротким хвостом. Ребенку необходимо угадать животное и показать картинку с правильным изображением.C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 4.jpg

«Составь свое описание картинки»

Ход игры: Ребенку предлагается составить свой описательный рассказ - загадку с опорой на картинку. Другие дети отгадывают.

                 C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 2.jpg

«На какую цифру похоже то или иное изображение»

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображено животное или предмет. Ребенку необходимо ассоциировать ее с цифрой.

         C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 3.jpgC:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 5.jpg

«Раздели слова на слоги».

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением. Дети угадывают, что изображено на ней и проговаривают название предмета. Далее воспитатель просит сосчитать количество слогов в слове, сопровождая это хлопками в ладоши. Н-р. На картинке изображен слон. Дети проговаривают и хлопают в ладоши один раз, т.к. в слове один слог.

                                  C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\друдлы\фото 5.jpg

«Назови первый и последний звук в слове»

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением. Ребенку необходимо угадать и назвать, что изображено на картинке. Назвать первый и последний звук в слове.

 «Нарисуй свой друдл»

Ход игры: Ребенку предлагается проявить воображение и изобразить схематично какой - либо предмет по заданной теме.

Приложение 4

иктическе псбие «Через тернии к звёздам»

«Книгу вместе полистаем,

                                                                                в игры разные сыграем,

                                                                        много интересного

                                                                       о космосе узнаем».

     В наше время дети имеют поверхностные знания о космосе. Данное игровое пособие поможет в игровой форме вызвать интерес детей, закрепить и систематизировать знания дошкольников о космосе.

      Цель – развитие монологической и игичесй речи, речевого творчества, обогащение и расширение знаний детей о космосе, звёздах, планетах через различные виды деятельности.

Задачи: 

  • Обогащать и активизировать в речи детей слова по теме космос.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, воображение.
  • Развивать умение сравнивать предметы по величине, находить предмет по описанию.
  • Сформировать и систематизировать знания о космосе.
  • Учить детей плоскостному конструированию по образцу, по памяти, фантазируя.
  • Учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.
  • Упражнять в определении пространственных направлений на плоскости и обозначать их словами вверху – внизу, слева - справа.
  • Закреплять навыки количественного и порядкового счёта.
  • Побуждать детей к самостоятельности в игре
  • Воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, умение играть сообща, придумывая свой собственный сюжет.

     Ожидаемые результаты:

  1. Получат новые знания о космосе и о космическом пространстве.
  2. Научатся различать и называть планеты и созвездия.
  3. Закрепят навыки количественного и порядкового счёта.
  4. Будет развиваться внимание, память, логическое мышление, мелкая моторика пальцев рук, воображение.
  5. Расширится и активизируется словарный запас по данной теме. Дети научатся вступать в диалог, делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь. 
  6. Улучшатся взаимоотношение детей в коллективе, научатся играть сообща и помогать друг другу.

Описание пособия:

     Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги (Фото 1). Все детали пособия съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом. На форзаце книги – два кармана для хранения деталей пособия.  Пособие эстетично и безопасно в использовании.  C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\космос\фото 1.jpg

Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей.  Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, но может быть использовано для более младших дошкольников, если они проявляют к этому интерес. Пособие может использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а так же ив качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут его использовать самостоятельно в свободной деятельности. Книгу можно дополнять и другим дидактическим материалом по теме космос в соответствии с возрастом детей.  Пособие является сборно-разборным, что позволяет использовать его большему количеству детей. Оно мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.

Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

Содержание первой страницы:

«Мы планеты посчитаем, и про них мы всё узнаем»

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\космос\фото 2.JPG

     Игра  «Расположи планеты по порядку»  - закрепить знания детей о солнечной системе; развивать умение сравнивать предметы по величине

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям расположить планеты на солнечной системе в определенном порядке. Например: расположить планеты по величине в порядке убывания. Дети выкладывают планеты солнечной системы, от большей к меньшей. Расположить планеты в той последовательности, в которой они располагаются в солнечной системе. Дети с помощью считалочки располагают планеты. Дети могут посчитать планеты. Определить какая по счёту та или иная планета.

     Игру можно усложнить другими вариантами

Вариант 1. Игра «Найди ошибку»  - закрепить знания детей о расположении планет в солнечной системе.                                                                                                 

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет местами планеты в солнечной системе. Ребята внимательно рассматривают расположение планет и находят ошибку.  Называют планеты и возвращают их на свои орбиты. Или, педагог убирает одну из планет (несколько планет) на солнечной системе, дети находят,  какой планеты не хватает, называют её и располагают на системе.

     Вариант 2 Игра «Найди по описанию» - находить предмет по описанию, расширить и активизировать словарный  запас прилагательными и глаголами.                                                                                                                        

     Ход игры: Воспитатель описывает планету, например, «Эта планета красного цвета. Находится недалеко от планеты Земля». Ребёнок называет планету и определяет  «место» планеты в солнечной системе. Педагог может предложить детям, по очереди, выбрать любую планету и описать её, другие участники отгадывают, что это за планета и определяют её место.

     

     Вариант 3 Игра «Мой космос»  -  учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур; развивать воображение, фантазию и речь.  

Ход игры: Педагог предлагает детям придумать свой космический сюжет, используя готовые детали.  Ребята включают фантазию, воображение и  рисуют свой космос. В завершении делятся своими мыслями, чувствами, используя монологическую речь.

Содержание второй страницы:

«По лабиринту пройдём, к цели нужной мы придём»

     Игра «Космический лабиринт» -   развивать внимание, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук.                                                                                                 

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать себе персонажа и найти ему пару, пройдя по лабиринту. Дети выбирают себе персонажа, проходят по лабиринту и находят нужную пару.

     Лабиринты могут быть различной сложности и конфигурации.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\космос\фото 3.jpg

Содержание третьей страницы:

«Логику мы развиваем и в судоку поиграем»

     Игра «Судоку» - развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям выложить на игровом поле предметы так, чтобы по горизонтали и вертикали они не повторялись. Дети выполняют задание. Если ребёнок не может справиться, можно предложить другому ребёнку помочь в выполнении задания.

     Игровое поле и количество предметов может увеличиваться. (Фото 4)

     Вариант 1 Игра «Выше-ниже»  -  упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами вверху – внизу, слева - справа.                                                                                                                                

     Ход игры: Дети под диктовку воспитателя выкладывают предметы на игровом поле. Например: «Положи ракету в центр, звезду справа, летающую тарелку над звездой и т.д.). А также дети могут самостоятельно играть в эту игру, где роль педагога берёт на себя ребёнок, давая инструкцию другим детямC:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\космос\фото 4.JPG

Содержание четвёртой страницы:

«Мы пойдём по космосу гулять и планеты новые искать»

     Игра «Звёздный  путь» - закреплять навыки счёта; умение играть сообща,

     Ход игры: Дети выбирают персонаж, по очереди кидают кубик и передвигаются вперёд по звёздам в соответствии с выпавшим количеством точек на кубике. Выигрывает тот, кто добирается первым.

     Количество игроков может увеличиваться. (Фото 5)

     Вариант 1 «Путешествие по космосу» - развивать слуховое внимание, воображение, связную речь; воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, придумывая общий сюжет.

     Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать себе персонажа. Придумать ему имя и отправиться с ним в путешествие по космосу. Продвигаясь вперёд по звёздам в соответствии с выпавшим количеством точек на кубике, дети придумывают истории про космос, дополняя каждый раз своим предложением. Ребёнок продолжает историю предыдущего до тех пор, пока не пройдут весь звёздный путь. Например; Мася и Вася прилетели в космос. Прилетели они на ракете. Им стало любопытно,  и они пошли гулять. По пути они встретили инопланетян и т.д.

C:\Users\Дом\Desktop\аттестация высшая категория\космос\фото 5.JPG

Содержание пятой страницы:

«Ракету собираем и в космос улетаем»

     Игра «Собери пазл» - развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

     Ход игры: Педагог предлагает детям собрать пазл. Ребята из предложенных деталей собирают пазл.

     Вариант 1 Возможно усложнить игру, установив таймер (песочные часы). Дети по очереди, на время собирают пазл. Картинки пазла могут меняться по теме и увеличиваться количество деталей пазла. (Фото 6)

Содержание шестой страницы:

«Созвездия мы соберем и на небе их найдём»

     Игра «Созвездия» -  учить детей плоскостному конструированию по образцу, по памяти, фантазируя.

     Ход игры: Воспитатель показывает созвездие, называет его. Ребёнок на выбор,  по образцу,  размещает брусочки, создавая созвездие на плоскости.

В дальнейшем ребёнок составляет созвездие по памяти, воспитатель только называет его. Или может придумать своё созвездие и дать ему название.                                              

     Вариант 1 Игра «Кто быстрее»

     Ход игры: Воспитатель вызывает двоих детей, дает задание собрать созвездие, или одно и то же, или разные. Дети должны справиться с заданием как можно быстрее.

Примечание 5

Дидактическое пособие  - лэпбук «Берёзка»

     Цель данного пособия – ознакомление с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, жанров детской литературы. Расширение представлений о дереве береза и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • Уточнить знания о структуре дерева;
  • Закрепить знания детей о последовательности развития березы;
  • Познакомить детей с полезными свойствами для человека, получаемых из березы;
  • Развивать познавательный интерес, познавательные процессы;
  • Развивать творческое воображение, художественное восприятие пейзажных картин;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Пособие разработано в программе Paint Tool SAI, заламинировано.

Детали вырезаны, разложены по пластиковым конвертам. Пособие оформлено и готово к использованию.
Пособие выполнено  в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования отвечает следующим требованиям:
- развивающее;
- трансформируемое;
- вариативное;
- доступное;
- безопасное;
- эстетически-привлекательное

Лэпбук можно использовать как в индивидуальной работе, так и в малых подгруппах детей.
Число игроков может быть от 1 до 4 человек. Дети могут играть как совместно с педагогом, так и самостоятельно.

Использование лэпбука

Игроки выбирают из игрового пособия, чем первоначально они будут играть, распределяют игры между собой.

Примечание: если дети играют совместно с педагогом, то взрослый обращает внимание на природный материал, рассматривает его совместно с детьми. Педагог загадывает загадки, читает приметы, стихи о березе, интересные факты, используемые в лэпбуке.

Заключительной игрой лэпбука будет настольная игра-лото «Берёза в жизни человека». Перед игрой, взрослый может провести предварительную беседу по карточкам «Это интересно!»

Когда все дети хорошо знакомы с пособием и каждой игрой в пособие, дети могут играть самостоятельно, можно включить соревновательный момент.  Участникам игры, вручается смайлик «Супер!», за верно выполненные задания. По окончанию игры, подсчитываются смайлики и определяются победители игры. Детям вручаются медали «Я все знаю о чудо дереве!», которую ребята, по желанию,  почетно носят весь день.

В лэпбуке собраны развивающие игры и задания по данной теме.

Комплектация лэпбука «Березка»:

Игра «Разрезные картинки» и игра «Ночные березки «Найди тень»

( парки и березовые рощи города Тюмени)

Цель:  составление целого из частей, описательнго рсскз, развитие концентрации зрительного внимания


Игра «Парные березки» 

     Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности

     Карточки перемешиваются и выкладываются рубашками вверх, игроки по очереди поднимают две карточки, если картинки попались одинаковые, игрок забирает их себе и делает еще один ход, если разные , кладет на те же места. Выигрывает тот, кто соберет больше пар.

Энциклопедия интересных фактов «Береза»

  • Иллюстрации «Береза в разные времена года»
  • Стихи о березе
  • Приметы о березе

         

Игра «Вырасти березку» 

     Цель: познакомить детей с частями дерева

Загадки на березовых палочках

     Задаем вопрос  - зеленая сторона, услышав правильный ответ, палочка переворачивается

Природный материал:

кора березы, березовый уголь, веточка березы, береста

Цель: Формировать интерес к познанию через исследование природного материала

  • Карточки «А это, интересно!»
  • Альбом «Образ березы в живописи»
  • Конверт «Творчество»
  • Раскраски

Цель данных заданий: расширить представления детей об образе березы в искусстве, детском изобразительном творчестве

Настольная игра «Береза в жизни человека» 

     Цель:  уточнение представлений детей о полезных свойствах, для человека, получаемых из березы

Дети выбирают  себе по одной большой карточке, по желаемому цвету.  Маленькие карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает карточку и называет ее, остальные игроки, ориентируясь на большой карточке на центральный блок,  раскладывают  маленькие карточки, объясняя свой выбор. ( например: большая карточка с центральный блоком «Береста»,  подходит маленькая карточка «Лапти», потому что лапти плетут из бересты)  Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости. Если дети играют самостоятельно, то могут проверить себя в конце игры, перевернув маленькие карточки и посмотреть цвет, он должен соответствовать цвету большой карточки.

Примечание: Играя в настольную игру-лото «Берёза в жизни человека», взрослый может провести предварительную беседу  или по ходу игры, по карточкам «Это интересно!»

Подведение итогов. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Смайлики «Супер!»

Медали «Я все знаю о чудо дереве!»

Приложение 6

идактическое пособие «Чудо-круг»

     Цель: обогащение активного словаря, формирование здорового образа жизни у детей через игровую деятельность.

Задачи:

  • Расширять  представления детей о правилах здорового образа жизни;
  • Закрепить названия олимпийских видов спорта, соответствующих действий спортсменов;
  • Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений,  внимание, воображение;
  • Стимулировать детей к сдаче норм ГТО;
  • Воспитывать чувство товарищества, умение побеждать и проигрывать

Игра проводится совместно с педагогом, число игроков 12 человек.

Пособие изготовлено из ткани, которую можно легко обработать. Оно эстетично и безопасно в использовании.

Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей. Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста. Пособие может использоваться как при организации образовательной деятельности, так и в игровой, свободной деятельности. Его можно дополнять и другим дидактическим материалом по темам недели в соответствии с возрастом детей. Оно мобильно, дети могут его взять с собой на прогулку, а могут и поиграть в группе. Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

Описание пособия:

Игровое пособие изготовлено в виде круга, с разноцветными секторами (красный, синий, жёлтый, зелёный).

Задания сгруппированы по цвето- блокам

4 цвета – 4 блока заданий

Первый блок –Здоровячок (жёлтый)

Второй блок – Олимпийцы (розовый)

Третий блок –  Неболейка (Зелёный)

Четвёртый блок – ГТОшка (синий)

Все цветные сектора пронумерованы от 1 до 12. Каждый сектор обозначен картинкой для детей.

Для каждого номера у педагога имеется карточка с заданием.

Задания крепятся на каждый сектор круга с помощью липучек, то есть задания съёмные, в зависимости от возраста детей и темы, карточки можно менять.

Ход игры:

12 игроков выбирают себе сектор (цвет) на чудо круге, встают рядом с ним. Педагог кладет мячик на круг, и начинает игру со стихотворения:

В руки круг скорей возьмем

Дружно приготовимся,

Пока музыка звучит,

Мячик весело бежит

От меня и до друзей

Назови ответ скорей!

Под музыку дети перекатывают мячик по чудо кругу. Как только музыка останавливается, дети прекращают движения. Мячик останавливается, остается на одном из секторов.

Ребенок называет номер, а педагог предлагает выполнить задание соответствующее номеру.

За каждый правильный ответ и выполненное задание, педагог поощряет детей наклейкой-смайликом. По итогу игры, подсчитывается количество смайликов и вручаются значки ГТО.

Способы смены секторов:

  1. Чудо – круг расположен на полу, дети двигаются по кругу, по сигналу останавливаются у цветного сектора.
  2. Дети держат чудо – круг, педагог называет цвета (номера) секторов, ребята пробегая под кругом меняются местами




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, к...

Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...

Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....

Педагогический опыт на тему : «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования».

Презентация Педагогический опыт на тему :  «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования»....