Конспект по развитию речи "Разучивание слов песни с использованием мнемотехники" для старших групп
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мнемотехника используется в дошкольном образовании в различных видах детской деятельности во время специально организованных образовательных ситуациях и во время режимных моментов. Суть использования данной техники в том, чтобы облегчить детям восприятие излагаемого материала, т. к. используются яркие и в то же время простые изображения, что в свою очередь обеспечивает развитие визуальной памяти.  Важно соблюдать последовательность этапов методики работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_mnemotablitsey.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Скоро Новый год!» (Разучивание новогодней хороводной песни для утренника «Новый год» с использованием инновационных технологий – мнемотаблиц.)

Цель: заучивание песни и рассказывание её наизусть по схеме-модели.

Задачи:

  1. продолжать активизировать словарь детей;
  2. продолжать развивать слуховую и зрительную память;
  3. продолжать формировать логическое мышление;
  4. воспитывать любовь к традициям;
  5. сформировать позитивный настрой к будущей подготовке к утреннику.

Оборудование: компьютер, монитор, демонстрационная доска, звуковые компьютерные колонки для трансляции музыки.

Демонстрационный материал: презентация «живая мнемотаблица», аудиозапись хоровода «Шёл по лесу Дед Мороз».

Раздаточный материал: мнемотаблицы «речевики», карточки для «речевиков» с готовыми чёрно-белыми картинками.

Ход занятия.

1 часть. Вводная беседа.

- Ребята, совсем скоро вся страна будет готовится ко всеми любимому зимнему празднику. Может кто-то из вас уже догадался о каком празднике идёт речь? (Дети хором: о Новом годе!).

- Правильно, ребята. В ночь с 31 декабря на 1 января начинается год новый, следующий за предыдущим.

- А вы любите праздник Новый год?

- Чего вы ждёте от праздника?

- Какое настроение у вас, когда вы говорите о Новом годе? (Весёлое, радостное.)

- Мы не будем грустить, а повеселим себя новогодней игрой: вспомним с чем связана эта чудесная пора.

 - Скажите: какое время года сейчас? Как это можно узнать (по признакам погоды за окном, по календарю, по плакату на стене).

- Правильно, тогда с этого слова и начнём игру.

2 часть. Игра «Новогодние ассоциации».

Инструкция к игре: Все дети становятся полукругом. Воспитатель с мячом напротив детей.

Воспитатель: - Катя, я назову твоё имя и произнесу слово. После этого брошу мяч.  А ты быстренько подбери связное с ним слово, подходящее по смыслу и брось мне мячик обратно. Катя, тебя понятно правило? (Да.)

- Теперь я буду бросать мять всем по порядку и произносить последнее названное слово, а вы к нему придумывайте подходящие слово. Хорошо? (Да.)

3 часть. Письмо от Деда Мороза.

- Ребята, пока мы с вами играли Снеговик – почтовик принёс нам письмо от Деда Мороза. Давайте его прочтём? (Давайте.)

Все усаживаются на стульчики.

Письмо. «Уважаемые ребята! Вот и приближается долгожданная новогодняя пора. Я с моими помощниками уже давно готовлю для всех вас подарки и буду очень рад прийти к вам на праздник. С нетерпение жду встречи с вами. Надеюсь, что вы порадуете меня и подарите мне шутки, смех, веселье, а главное новогодние стихи и песни. С любовью ваш Дедушка Мороз!»

- Ну что, ребята, порадуем Дедушку Мороза! (Да.)

4 часть. Разучивание первого куплета из песни «Шёл по лесу Дед Мороз».

- Хотите выучить стихотворение к празднику? (Да.)

- А где бы нам его найти? (В книге.)

- В этой книжке есть интересное стихотворении З. Александровой «Дед Мороз».

Текст стихотворения:

Шел по лесу Дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

    Он по бору проходил –

    Елки в бусы нарядил.

    В эту ночь под Новый год

    Их ребятам принесет.

На полянах тишина,

Светит желтая луна.

Все деревья в серебре,

Зайцы пляшут на горе.

На пруду сверкает лед,

Наступает Новый год.

- Ребята, эти замечательные стихи превращены в новогоднюю песню.

- Может мы с вами сегодня начнём учить эту песню? (Да.)

- И в этом нам помогут наши волшебные «Речевики».

- Занимаем все свои места.

- Послушайте как звучат слова в песне. [Работаем только над первым куплетом и припевом.]

Текст из песни:

Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез.
Мимо просек, мимо пней
Шел по лесу восемь дней.
Шел по лесу восемь дней.
Мимо просек, мимо пней
Шел по лесу восемь дней.
Шел по лесу восемь дней.

Беседа по содержанию 1-го куплета:

- Кто шел по лесу?

- Мимо каких деревьев?

- Мимо чего ещё проходил Дед Мороз?

- сколько дней шёл Дед Мороз в песне?

- Я прочитаю слова из первого куплета еще раз. А вы закройте глаза и представьте то, о чем слышите.

(Во время чтения выводит на монитор картинки.)

- Такие картинки вы представили? Они помогут нам быстро запомнить стихотворение. Мы расставим картинки в наших «Речевиках» по порядку.

Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель читает каждую строчку.

Дети подбирают картинки, вставляют в карточки.

Воспитатель читает ещё раз с опорой на картинки, дети договаривают последние слова.

Дети читают стихотворение по цепочке, затем целиком.

- Вот и выучили слова к праздничному хороводу. Если кто-то хочет, может попробовать рассказать выученный только что стих. Можно немножечко подглядывать в «Речевик».

(1 ребёнок рассказывает.)

5 часть. Разминка.

- Ребята, вы помните, что обычно после куплета есть припев, который может повторяться в песне несколько раз.

- Хотите и его выучить? (Да.)

- Хорошо. Но сначала, нам нужно немного отдохнуть. Идите все на ковёр и повторяйте за мной.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

        - Налетела вдруг пурга,

        Закружила, унесла

        Всех девочек вправо,

        А мальчиков влево.

Дети кружатся вокруг себя: девочки – вправо, мальчики – влево.

        Кругом голова идёт?

        Покружись наоборот!

Кружатся в противоположную сторону.

        Прыгать будем, как пружинки.

Прыгают на месте.

        Ловим мы теперь снежинки.

Поднимают руки вверх то одну, то другую руку, будто хватают снежинки.

        Снежный шарик мы скатаем

        И друг другу покидаем.

Кидают «снежки».

6 часть. Разучивание припева из песни «Шёл по лесу Дед Мороз».

- Мы повеселились. Теперь можно учить припев. Что нам в этом поможет? Правильно, «Речевики».

Проводится работа аналогичная работе в 4 части конспекта.

Текст припева:

На пруду сверкает лед,
Наступает Новый Год.
В гости Дед Мороз идет,
Детям радость принесет.

Вопросы к беседе:

- Что сверкает?

- Где сверкает лёд?

- Какой праздник «наступает»?

- Без кого не бывает Нового года? Кто идёт в гости к детям?

- Какое настроение принесёт Дед Мороз детям?

7 часть. Закрепление.

- Ребята, я уже сказала, что мы выучили слова из песни. Сейчас я предлагаю вам послушать как она звучит. А что бы нам было весело, давайте станем в хоровод и дружно споём её.

Методическое обеспечение:

  1. Книга стихов. Стихотворение Александровой.
  2. Ноты и песня (копия).

Приложение 1. (текст песни полностью)

Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез.
Мимо просек, мимо пней
Шел по лесу восемь дней.
Шел по лесу восемь дней.
Мимо просек, мимо пней
Шел по лесу восемь дней.
Шел по лесу восемь дней.

Припев:
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый Год.
В гости Дед Мороз идет,
Детям радость принесет.

(Он по бору проходил -
Елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый год
Он ребятам их снесет,
Он ребятам их снесет.
В эту ночь под Новый год
Он ребятам их снесет,
Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,
Светит желтая луна.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе.
Зайцы пляшут на горе.
Все деревья в серебре,
Зайцы пляшут на горе.
Зайцы пляшут на горе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Станция Театральная»

Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Станция Театральная"...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...

Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе

конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе....

Конспект по развитию речи "Хлеб от поля до стола" старшая группа

Конспект "Хлеб от поля до стола" старшая группа...

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Театралия»

Цель: Создание   благоприятных   условий творческой   активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Р...

Конспект по развитию речи «Прогулка в зимний сказочный лес» (старшая группа)

Конспект по развитию речи «Прогулка в зимний сказочный лес» (старшая группа)Задачи:Учить подбирать определения к заданным словам.Расширить представления детей о характерных признаках зимы,...