Что делать летом для профилактики речевых нарушений
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Летом профилактика речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delat_letom_po_profilaktike_rechevyh_narusheniy.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать летом для профилактики речевых нарушений детей
Для родителей
Многие нарушения речи намного легче предупредить, чем потом их исправить. Достаточно в период формирования речи выполнять простые и интересные логопедические советы и игровые задания, которые по силам любому родителю и не требуют специальной подготовки.
Во-первых: с ребёнком с самого его рождения необходимо разговаривать, даже когда кажется, что он ещё ничего не понимает. Говорить с ребёнком нужно обо всём, что его окружает. Например: на прогулке обращать внимание на красивый листочек, шуршание листьев под ногами, если время года осень, на хруст снега, если это зима, на красивый цветок, яркую бабочку, если это лето, на лужи под ногами, капли дождя весной и т.п. Первое время пусть ребёнок просто слушает, наблюдает, в этот момент у него тоже накапливается словарный запас. Говорить с ребёнком лучше о том, на что в данный момент направлено его внимание, так как в раннем возрасте у детей сформировано лишь наглядное мышление. Разговаривать с детьми необходимо всегда находясь на одном уровне с ними, для этого можно присесть, наклониться, чтобы ребёнок всегда видел артикуляцию взрослого и чётко слышал каждый звук. Обращённая к ребёнку речь не должна быть сюсюкающая, ведь ласково с ребёнком можно разговаривать и, не искажая слова.
Во-вторых: главным фундаментом для успешного формирования правильной речи является фонематический слух. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи. При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Для начала нужно развивать слуховое внимание ребёнка, используя такие игры:
«Какие звуки нарушают тишину?» - помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь).
«Кто услышит больше звуков?» - назвать как можно больше звуков, которые ребёнок слышит сейчас (Например, тиканье часов, пение птиц за окном и т.п.).
«Угадай что звучало?» - взрослый перед ребёнком выкладывает несколько предметов и показывает, каким предметом как можно позвучать. Например, покатать карандаш по столу и обратить внимание ребёнка на этот звук, пошуршать смятым листом бумаги, постучать молоточком, позвенеть колокольчиком, погреметь погремушкой и т.п. Затем попросить ребёнка отвернуться, позвучать каким-то предметом и ребёнок должен угадать, что звучало.
Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребёнком в следующие игры:
«Хлопни на заданный звук» - взрослый предлагает ребёнку поиграть со звуками, объясняя условия игры: «Сейчас я буду произносить разные звуки, а как только я произнесу звук [С], хлопни в ладоши». Затем можно договориться о другом звуке.
«Хлопни и топни» - данная игра является аналогией предыдущей игры, но здесь участвуют два звука. Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок должен хлопнуть на звук [С], а когда услышит звук [Ш] должен топнуть. Можно перед игрой с ребёнком выбрать и другие звуки, на которые нужно хлопнуть и топнуть.
«Эхо» - сначала ребёнку необходимо объяснить, что такое «эхо» и где мы можем с ним встретиться, затем взрослый говорит ребёнку сначала простые слоги, затем простые слова, а потом постепенно переходят к более сложным слогам и словам. Ребёнок должен в точности воспроизвести всё, что сказал взрослый, как эхо.
«Живая азбука» - перед ребёнком выкладывается несколько букв и несколько картинок, названия которых начинаются на эти буквы, далее взрослый просит ребёнка разложить картинки под соответствующие буквы.
«Цепочка» - взрослый называет слово, а ребёнок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.
«Назови лишнее слово» - взрослый договаривается с ребёнком, что будет говорить одинаковые слова, но одно слово будет отличаться, а ребёнок должен услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит: «Гора, гора, гора, гора, кора, гора, гора». Можно подобрать следующие ряды слов:
Голос, голос, колос, голос, голос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса, коса, коса, коса, коса.
Рама, рама, рама, рама, мама, рама, рама, рама.
Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок.
И, в-третьих, артикуляционный аппарат ребёнка должен быть готов произносить звуки родного языка. Для нормального развития мышц языка, губ, щёк, челюстей в дошкольном возрасте необходимо следить за питанием ребёнка не ограничивать его лишь перетёртой на блендере пищей, а давать возможность погрызть целое яблоко, морковь и т.п. Дыхание неотъемлемая часть нашего звукопроизношения. Для отработки силы выдоха, которая необходима при многих звуках, ребёнку можно предлагать следующие игры: подуть на бумажный кораблик, плывущий по воде, например в ванной, выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, сдувать ватку с носа. Также детям на дыхание очень нравится игра в футбол с шариком из пенопласта – ребёнку предлагается подуть на шарик и забить гол в ворота (в качестве ворот могут выступать кубики или ворота можно сделать из картона).
Перечисленные игры и игровые задания лишь малая часть существующих приёмов, помогающих в успешном формировании речи. Каждый неравнодушный родитель может использовать их в повседневной жизни, общаясь со своим ребёнком. Ведь никто другой не знает ребёнка лучше, чем его близкие родные люди. Использование данных игровых заданий поможет ребёнку не только в овладении речью, но и в дальнейшем грамотностью письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....