"Город, в котором я живу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лакова Татьяна Викторовна

конспект занятия в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия "Мой Оренбург"26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Город, в котором я живу»

Цель: – познакомить детей с достопримечательностями родного города, развить культурно нравственные познавательные качества личности дошкольника.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширять знания детей о достопримечательностях родного горда.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Закреплять умения детей устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Развивать у детей интерес к истории Отечества.

Развивать коммуникативные навыки.

Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотизм, уважение к культурно историческому наследию.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, любовь к родному городу.

воспитывать желание работать вместе; сообща.

Интеграция областей«Познание»«Социализация»,, «Коммуникация»«Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная, восприятие художественной литературы.

Оборудование:

слайд-презентация на тему «Моё Оренбуржье»;

Методы и приёмы: моделирование игровой ситуации с целью создания диалога; проблемная ситуация; использование технических средств.

В: Мы с вами много “путешествовали”, но всегда возвращались домой, к себе на Родину. Куда мы возвращались?

Д: В детский сад, в свой город, домой.

В: У каждого человека есть своя родина. А что такое Родина?

Д: Место, где мы живём, место, где мы родились.

В: Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить Родину?

Д(ответы детей)

В: Любить Родину – это значит стараться всё делать для неё, чтобы ей было хорошо; это значит защищать, жалеть её, когда ей трудно. Наша Родина – это страна, которая называется Россией. Кто поможет показать её на карте мира?

(дети показывают на карте мира, где расположена Россия)

Итак, в нашей большой стране Россия есть город… Оренбург.

В: Сегодня мы будем путешествовать и говорить о нашем замечательном городе Оренбурге.

Первой страничкой нашего занятия-путешествия будет«История возникновения города» (Презентация №1)

В: Как называют жителей города Оренбург?

Д: Оренбуржцы

В: Значит и вы и я Оренбуржцы.

Д: Я –оренбуржец, я –оренбурженка.

В: Покажите наш город на карте.

(дети показывают на карте России город Оренбург)

В: Вы уже знаете историю города. Давайте ласково произнесём это имя – Оренбург.

(дети произносят)

В: Следующая страничка нашего занятия-путешествия «Имя улице моей»

Как много, улиц в нашем городе. Многие улицы носят имя человека, который этого заслужил. Или названы в честь каких то событий.

В: Какая самая главная улица нашего города.

Д: Улица Советская. (показ)

В: А почему эта улица так называется?

Улица Советская. Своё нынешнее название центральная улица города приобрела в 1919 году. До этого носила названия: Большая (народное название) и Губернская (официальное название) с 1744 года. Во второй четверти XIX века была переименована в Николаевскую. В честь последнего российского императора Николая II.

В: А на какой улице живешь ты ?

Д: На улице Чкалова,

В: Почему улица носит такое название?

В честь знаменитого советского лётчика Валерия Чкалова, хотя он не только не родился и не жил в Оренбурге, но даже никогда не бывал в этом городе. Бронзовая скульптура В. П. Чкалова в шесть метров высотой на семиметровом пьедестале была установлена в честь 50-летия со дня его рождения в 1954 году на Бульваре (набережная реки Урал, так называемая «Беловка»).

В: Как называется ваша улица Андрей. ?

Д: Гагарина (показ)

В: Почему улица носит такое название?

Д: Названа в честь первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в городе Гжатске Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района. Они воспитали в Юре трудолюбивого и отзывчивого человека. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым из землян совершил космический полет на корабле "Восток". За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза,

В: Саша Л. расскажи ребятам о своей улице.

Д: Улица Родимцева.

Родимцев Александр Ильич 1905-1977

Уроженец Оренбургской области (с. Шарлык, окончил военную академию имени М. Ф. Фрунзе, ускоренные штурманские курсы при академии.

Первой Золотой Звезды Героя Советского Союза наш земляк был удостоен за подвиги в Испании, где он под именем капитана Паблито сражался на стороне республиканцев против фашистов.

В: А на какой улице живешь ты Максим М. ?

На улице Джангильдииа

Улица Джангильдииа (1982) — Джангильдин Алибий Токжанович (1884—1953). Активный участник борьбы за установление Советской власти в Оренбургской губернии и Казахстане, член Коммунистической партии с 1915 года, советский партийный и государственный деятель.

В: Даша на какой улице живешь?

Д: На улице Салмышской.

Салмышская улица (1976) — Название дано в память о Салмышском бое, имевшем важное стратегическое значение в разгроме белогвардейских войск под Оренбургом.

В: Молодцы ребята!

Физминутка. «Можно – нельзя»

В. Ребята, а давайте с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города и что нельзя.

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и называет какое не будь действие, а ребёнок, у которого мяч, говорит можно так поступать или нельзя.

-переходить улицу на красный свет светофора?

-рвать цветы на клумбах для подружки?

-любоваться цветущей клумбой?

-сажать деревья и цветы во дворе?

-бросать обвертки от мороженного и конфет на тротуар?

-переходить дорогу на зелёный свет светофора?

В: Следующей страничкой нашего занятия-путешествия будет: Экскурсия по современному городу(Презентация №2)

Воспитатель: Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Д/ игра “Продолжи предложение”.

(Воспитатель начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.

Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.

Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.

Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.

Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке

В завершении занятия-путешествия: Хочу предложить вам нарисовать ту достопримечательность нашего городакоторая вам больше всего нравится.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Город, в котором я живу»

Цель: знакомство с историей оренбургского пухового платка.

Задачи: формирование представлений у детей о народном промысле края – Оренбургском пуховом платке и паутинке, в рамках знакомства с трудом взрослых – Оренбургских пуховязальщиц.

Оборудование: шали, платки, паутинки.

Ход Занятия

В группу приходит кукла Катя, она приехала из Москвы и ничего не знает об Оренбурге. И просит ребят рассказать о нем.

1. беседа

- В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина.

- В какой области мы живем? Что вы знаете о нашей области?

- Край, где вы родились и живете – это Оренбургская областьОренбуржье – наша малая Родина.

- Много песен и стихов сложено о нашем крае. Послушайте стихотворение Веры Шишкиной «Мой край»

Родное Оренбуржье! Зимой моро

зной вьюга ночью злится,

Богатая и вольная земля. К утру сугробы стынут у дверей

Березы белые, пшеница … Здесь чудо –шали вяжут мастерицы,

Здесь я живу, здесь родина моя! Что греют плечи наших матерей.

Шумит в полях высокая пшеница, Мой край!

На всю страну известен каравай. Ты величав и в праздники и в будни,

Ну как, скажи тобою не гордиться, Земли богаче в мире не найду.

Мой Оренбургский, милый сердцу край! Ты все сберег и щедро отдал людям:

И нефть, и газ, и медную руду.

- Что же является богатством нашей области?

- Вот об одном из богатств нашей области – об Оренбургском пуховом платке и поговорим сегодня.

Третье столетие женщины Оренбуржья вяжут теплые платки, легкие паутинки, палантины и другие замечательные пуховые изделия.

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке.

1. Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.

2. Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки не используются для повседневной носки, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Используется в торжественных, праздничных случаях

3. Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шушма Саракташского района. Такая паутинкаукрасит любое платье вне зависимости от фасона.

- Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Физминутка.

Весна пришла, весна пришла (шагают,

Мы рады встрече с ней (улыбаются)

Рукой помашем ей сперва, попрыгаем дружней

Подснежник первый соберём, поднимем высоко

Присядем, встанем, а потом, подпрыгнем все легко.

Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Это признак класса. Более 70 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Их изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Фабричные изделия покупают и знаменитости, и администрация Оренбурга для подарков высоким гостям.

Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную)нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго. Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло.

Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Итог занятия.

-О чем же шла речь?

- Что вы запомнили?

- Что вам понравилось?

Конспект занятия

«Белая, как снежиночка, Оренбургская паутиночка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

Презентация детского проета "Город в котором я живу"

Данная презентация познакомит педагогов с последовательность работы по детскому проекту. Фотографии представят наработанный материал, раскроют практическую деятельность детей....

Город в котором я живу

Цель: дать первые представление о названии родного города, побуждать рассказывать детей о том, где они живут. Учитьт различать город и село....

Праздник посвященный юбилею города. « Нефтекамск - город, в котором мы живем »

Данное занятие провацирует детей проявлять интерес к информации, которую получают, во время общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и позн...

Книга - путеводитель по городу Нефтекамск «Город, в котором мы живем»

Практический результат проектной деятельности - Сборник семейных проектов....

«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»

Цель: Воспитание  у  детей  патриотических чувств, гордость за город, в котором  они   живут, за  свою  малую  Родину.  Задачи:1)уточнить и систе...