Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «О дружбе и товариществе»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Формировать и расширить представления детей о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе.
Задачи:
Образовательные: - формировать представления детей о дружбе и товариществе, подчеркнуть черты характерные другу.
Развивающие: - развивать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Воспитательные: - формировать у детей качеств присущих друзьям, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_rasskaz.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «О дружбе и товариществе»
Цель: Формировать и расширить представления детей о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе.
Задачи:
Образовательные: - формировать представления детей о дружбе и товариществе, подчеркнуть черты характерные другу.
Развивающие: - развивать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Воспитательные: - формировать у детей качеств присущих друзьям, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: Доброжелательный, отзывчивый, заботливый, ответственный, внимательный, надёжный, искренний, смелый, честный, добрый, гостеприимный, весёлый, великодушный, щедрый, преданный, справедливый.
Оборудование: аудиозапись В. Шаинского «Дружба верная», рассказ И.Туричина «Дружба», сюжетные картинки, выставка книг о дружбе; карточки с пословицами о дружбе, магнитная доска, аудио-проигрыватель.
Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о дружбе и товариществе В.Осеевой «Синие листья», Н.Носова «Волшебное слова», Н.Носова «Огурцы», Л.Толстого «Два товарища», Г.Циферова «Когда не хватает игрушек», Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Н.Купина «Хорошо или плохо?», М.Пляцковского «Урок дружбы», М.Пляцковского «Настоящий друг», С.Михалкова «Друзья в беде познаются», народных сказок «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да ласковый». Прослушивание песен, просмотр мультфильмов, заучивание пословиц и стихов о дружбе.
Организационный момент
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить с вами о дружбе и товариществе.
Давайте поприветствуем друг друга.
(Дети становятся в круг и повторяют за воспитателем)
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад,
В нем полным-полно ребят,
Может сто, а может двести,
Хорошо, когда мы вместе.
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись,
И друг другу улыбнулись!
Воспитатель. Молодцы ребята. Ребята, вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях, взрослые вам говорили о том, что нужно дружить друг с другом.
Вопросы и задания:
- Что такое дружба? А вы как думаете, что значит дружить? ( Помогать, доверять друг другу, беречь, советоваться друг с другом…)
- Уверена, что у каждого из вас есть друзья. Подумайте и скажите, почему их можно так назвать? (С кем интересно играть в игры, кто всегда поможет и никогда не обидит, кто учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть)
- Какие рассказы, песни, пословицы и мультфильмы о дружбе вы знаете?
- Какими качествами должен обладать ваш друг? (Быть смелым, добрым, умным, честным, справедливым, надёжным, заботливым, вежливым, правдивым, гостеприимным, искренним, ответственным, храбрым, отважным, весёлым, щедрым, скромным, отзывчивым…)
- Есть ли у вас друзья? Были в вашей жизни моменты, когда друг пришёл вам на помощь? Расскажите, как это было, и как он вам помог? (Выслушиваются 3-4 рассказа детей).
- Откуда берутся друзья? Как вы познакомились со своим другом или подругой? Попробуйте объяснить пословицу: «Потерял друга – ищи, а нашёл – береги».
Обобщить ответы детей:
- Тот кто хорошо дружит, не ссорится, делится игрушками, вежливо разговаривает, помогает товарищу, заметив его ошибку, а не жалуется на него воспитателю, того и можно назвать настоящим другом.
- Настоящий друг обязательно заметит, кто заплакал или загрустил, придумает, как развеселить своего товарища, поиграет с ним.
- Хорошими друзьями можно называть таких детей, которые вместе дружно играют, помогают, заботятся, умеют уступать друг другу.
Физминутка « Игра на пальцах»
Дети рассаживаются на коврике.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать. | (Пальцы обеих рук соединяются в замок) (Ладони прижаты друг к другу) (Подушечки пальцев постукивают друг о друга) (Руки вниз, встряхивают кистями) |
Ребята, теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом.
Я прочитаю рассказ И.Туричина «Дружба», а вы внимательно послушайте и ответьте на мои вопросы. Чтение произведения.
Вопросы к детям:
- Правильно ли автор назвал свой рассказ « Дружба»? Как бы вы назвали его?
- Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
- Можно ли назвать Серёжу настоящим другом? Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
- А как бы вы отнеслись к Серёже, если бы вы были на месте Васи и Бори?
- Какие советы можно дать Серёже, чтобы дети стали с ним дружить?
- Может ли человек быть совсем без друзей? Почему?
Ребята, а какие пословицы вы знаете о дружбе?
«Без друга в жизни туго», «Друзья познаются в беде», «Дружбу помни, а зло забывай», «Крепкую дружбу водой не разольёшь», «Дружба - в делах помощница».
Выучить новую пословицу: « Птица сильна крыльями, а человек дружбой».
Ребята, давайте вспомним о муравье, попавшем в беду.
Физкультурная пауза «Друзья помогли».
От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ножку тонкую он поломал. Ай-ай-ай, ай-ай-ай! Травкой быстро её обмотал, В муравейник скорей побежал. Ну, а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох! Стало сразу так страшно, темно. Хорошо, что друзья помогли, Муравьишку домой принесли. МО – ЛОД – ЦЫ! | (Дети приставляют ладони к щекам) (Ритмично покачивают головой) (Ритмично сгибают и разгибают ноги) (Ритмично бегут на месте) (Делают ритмичную пружинку) (Ритмично закрывают глаза ладонями) (Соединяют ладошки) (Делают ритмичные хлопки) |
Давайте вместе с вами внимательно рассмотрим картинки и определим, где дети дружно играют, а на каких картинках изображены дети, которые ссорятся.
Рассматривание сюжетных картинок.
«Дети дружно играют с игрушками», «Дети ссорятся из-за игрушек», «Дети играют в песочнице», «Дети ссорятся из-за игрушек в песочнице».
После обсуждения изображений, воспитатель спрашивает, какие картинки им понравились больше всего и почему.
Итог занятия:
- О чём сегодня беседовали? Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? (Ответы детей)
В заключение занятия педагог предлагает детям прослушать музыкальную композицию (В.Шаинский «Дружба верная»).
Приложение 1
Рассказ И. Туричина «Дружба»
Однажды Вася принёс во двор пожарную машину. Подбежал к нему Серёжа и говорит:
- Мы ведь друзья! Давай вместе играть в пожарных.
- Давай, - согласился Вася. Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке пожарную машинку.
- Пожар! Пожар! – кричит Серёжа. Подбежали к ним другие ребята, и говорят:
- Мы тоже пожарные! Мы тоже хотим играть в пожарных! Серёжа заслонил машину от ребят, и отвечает:
- Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Ребята обиделись и ушли.
На следующее утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Серёжа.
- Я твой друг! Мы с тобой друзья! Поиграем вместе в машинистов?
-Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася…
А меня возьмёте?
-Нет, не возьмём, - сказал Серёжа.
- Почему? Удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил!
- То было вчера, - сказал Серёжа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз. Сегодня я с ним дружу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»
- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...
Перспективный план этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
Предназначен для воспитателей ДОУ...
Перспективный план этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
Предназначен для воспитателей ДОУ...
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях»
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста«О дружбе и друзьях»...
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «О правдивости»
Цель: закрепить и обобщить представления детей о том, почему нужно быть правдивыми, формировать умение понимать основную мысль художественного произведения (В, Осеева «Что легче?», А...
Картотека нравственно-этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
В картотеке собраны нравственно-этические беседы для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
В картотеки подобраны этические беседы для детей старшего дошкольного возраста о доброжелательности, жадности, вежливости, добре. В ккартотеки представлена тема беседы, цель и план - конспект беседы. ...