Авторская программа по развитию речи детей 4-7 лет с нарушениями зрения "Говорушечка"
рабочая программа по развитию речи на тему

Особенностью данной программы является реализация в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:

для детей 4-5 лет; для детей 5-6 лет; для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_asaydullinaam.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского дошкольного района РТ

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

«ГОВОРУШЕЧКА»

Подготовила:

Асайдуллина Альбина Маратовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Нижнекамск

Пояснительная записка.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Именно в дошкольном возрасте у детей  проходит сенситивный период в речевом развитии. Происходит бурное формирование и становление основных компонентов речи.  Дети, с нарушениями зрения   в этом возрасте  чаще страдают  речевой патологией  и имеют  резко выраженное недоразвитие речи. У них  речь практически не развита, словесные средства нарушены,  некоторые  общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи.

Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи.

Развитие  речи  осуществляется  во  всех  видах  деятельности  детей  и  является  необходимой  частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.

          Как показывают исследования речевой деятельности детей с нарушениями зрения (Л.И. Плаксиной, В.А.Бельмер, Л.П.Григорьевой, В.З.Денискиной, В.А.Кручинина, И.В. Новичкова и др.), а также большой практический опыт работы, обучение детей по коррекционно – развивающим программам позволяет сформировать устно – речевую базу для овладения элементами письма и чтения ещё в дошкольном возрасте.  Раннее воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития.

        Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет формирование речи ребенка. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.                         Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.        Из-за недостаточности сенсорного опыта у них может наблюдаться некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними.

     Особенностью  данной  программы  является  реализация  в  учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:

для детей 4-5 лет: 

  • развивать понимание речи;
  • активизировать речевую деятельность,  развивать лексико – грамматические средства языка;
  • развивать фонематический слух и произносительную сторону речи;
  • развивать самостоятельную фразовую речь детей;

для детей 5-6 лет

  • развивать понимание речи и лексико – грамматические средства языка;
  • развивать произносительную сторону речи;
  • подготовить дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения;

для детей 6-7 лет

  • обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
  • работать по трём единицам речи: звук, слово, предложение;
  • формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;
  • развивать фонематический слух; психические процессы: память, внимание, мышление;

Категория и возраст воспитанников

Данная программа рассчитана на детей с нарушением зрения дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Организационные условия проведения занятий

Программа  реализуется в течение  1 учебного года  в количестве 68 учебных часов для детей 4-5 и 5-6 лет и в количестве 34 учебных часов для детей 6-7 лет.

Занятия проводятся с  группой детей,  состоящей из 5-12 человек, во второй половине дня. Занятия для детей 4-5 и 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю, для детей  6-7 лет  1 раз в неделю. Продолжительность  одного занятия – для детей 4-5 лет 20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.  В середине занятия проводится физкультурная и афтольмологическая пауза.  Занятия проводятся в групповой комнате. Группа укомплектована всеми  необходимыми методическими материалами.

Направления реализации рабочей программы

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:

для детей 4-5 лет

  • развитие импрессивной речи (развитие импрессивного словаря; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематической системы речи; развитие понимания речи);
  • развитие экспрессивной речи (развитие экспрессивного словаря; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематической системы речи; развитие диалогической речи, речевого общения).
  • познавательное развитие (сенсорное развитие; развитие психических функций; ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой).
  • развитие общей и мелкой моторики (конструктивного праксиса).

для детей 5-6 лет

  • развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи;
  • развитие фонетико – фонематической стороны речи;
  • знакомство с буквами;

для детей 6-7 лет

  • совершенствование лексико – грамматических средств языка
  • совершенствование фонетико – фонематических средств языка;
  • обучение грамоте;

Основные приемы обучения

  • Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием индивидуальных зеркал и без них;
  • Работа  по соотношению цвета и качества звука;
  • Описание событий и предметов  с опорой на предметные и сюжетные картинки;
  • Использование кассы букв и слогов, слоговых таблиц, стихов, рассказов, скороговорок, чистоговорок;
  • Упражнения в тетради с использованием ручек, цветных и простых карандашей;
  • наборы цветного пластилина
  • включение в структуру занятий  компьютерных коррекционно – развивающих  игр
  • Упражнения, способствующие формированию и закреплению фундаментальных навыков пространственной ориентировки с использованием методики «Прозрачный мольберт».
  • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения для снятия напряжения глаз, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление речевых  понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.

для детей 4-5 лет

Для детей 4-5лет проводятся два вида фронтальных занятий: занятия по формированию лексико–грамматической стороны речи; занятия по формированию фонетико  - фонематической стороны речи.

Структура занятий по формированию лексико – грамматической стороны речи включает в себя:

  1. Организационный момент (выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики)
  2. Введение в тему (отгадывание загадок, введение героя – помощника и др.)
  3. Офтальмологическая пауза, физминутка или подвижная игра по теме
  4. Работа по теме (проведение лексико – грамматических игр по теме)
  5. Работа в альбоме (тетради)
  6. Итог: что нового узнали на занятии?

Структура занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи состоит:

  1. Организационный момент (выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики)
  2. Знакомство со звуком, произнесение звука
  3. Офтальмологическая пауза, физминутка или подвижная игра по теме
  4. Работа по теме (игры и упражнения, направленные на развитие фонетико – фонематической стороны речи)
  5. Работа в альбоме (тетради)
  6. Итог: что нового узнали на занятии?

для детей 5-6 лет

Структура фронтальных занятий по обучению пересказу:

  1. Оргмомент (с включением вводных, подготовительных упражнений);
  2. Сообщение темы занятия
  3. Чтение произведения
  4. Офтальмологическая пауза,  физминутка
  5. Разбор текста («языковой», «содержательный», лексико - грамматические упражнения)
  6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ (рекомендуется приём завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений)
  7. Пересказ текста (цепочкой, по - частям, целиком)
  8. Анализ детских рассказов
  9. Итог

Структура занятий по составлению рассказа включает следующие элементы:

  1. Оргмомент (с включением вводных подготовительных упражнений, загадок)
  2. Сообщение темы, предварительная беседа (подготовка ребёнка к восприятию предмета, картины или серии картин, события, по которому будет составляться рассказ)
  3. Офтальмологическая пауза,  физминутка
  4. Разбор содержания (картины или серии картин,  элементов и признаков предмета, события)
  5. Обучение детей составлению рассказа
  6. Составление рассказа детьми
  7. Анализ детских рассказов
  8. Итог

для детей 6-7 лет

Структура групповых занятий по обучению грамоте включает обязательные элементы:

    1. Оргмомент

    2. Повторение пройденного на прошлом занятии

    3.  Сообщение темы занятия;

  1. Выделение и характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

     5. Офтальмологическая пауза,  физминутка

     6. Произношение звука в словах, слогах, предложениях

  1. Обучение элементам грамоты
  2. Итог занятия

Примечание:

  • Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;
  • Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны, Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.
  • Оборудование прописывается в каждом конспекте занятия.

Форма участия других лиц в реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации  по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий.

Материально-техническое обеспечение

реализации рабочей программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в группе. Группа оснащена  большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона группы укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется компьютер, современные здоровьесберегающие технологии.

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие  речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения будет способствовать усвоению конкретных знаний, умений, навыков, подготовке к обучению в школе.

Предполагается, что к концу обучения дети 4-5 лет  должны:

  • Владеть  обобщающими понятиями по изученным темам;
  • Использовать в своей речи словарь существительных и глаголов по изученной теме;
  • Уметь  образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
  • Уметь составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с
    одним действующим лицом.
    (Дети спят. Мама варит суп.);
  • Выполнять  упражнения артикуляционной гимнастики;
  • Выделять  начальный ударный гласный [а], [у], [о], [и] из слова;
  • Различать  на слух согласные [т], [п], [к], [м], [н].

:

         дети 5- 6 лет  должны:

  • Употреблять в речи существительные, глаголы, прилагательные по всем изученным лексическим темам.
  • Понимать  слова-названия предметов ближайшего окружения, части, названия природных явлений, названия действий, признаков предметов.
  • Понимать  обобщающие значения слов и уметь формировать обобщающие понятия.
  • Образовывать  и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Распространять  простые предложения однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.
  • Составлять  предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия дополнять предложения недостающими словами.
  • Владеть понятием слово.
  • Различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном винительном, родительном и дательном падежах без предлога.
  • Согласовывать  прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже.
  • Передавать ритмичности речи, модуляцию голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.
  • Произносить  гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре.
  • Различать  на слух длинные и короткие слова.
  • Передавать  ритмический рисунок слова.
  • Владеть понятием  слог как  часть слова.
  • Правильно  произносить и делить на слоги с двусложных и трехсложные слова, состоящие из открытых, закрытых слогов, двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце.
  • Уметь  оперировать понятиями  звук, гласный звук согласный звук. 
  • Выделять  согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.
  • Уметь проводить анализ и синтез обратных и прямых слогов с пройденными звуками.
  • Уметь  подбирать слова с заданным звуком.

дети 6- 7 лет  должны:

  • Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • Свободно и сознательно читать трёхбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
  • Делать анализ слов различной слоговой структуры и составлять схемы слов;
  • Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).

Способы определения результативности программы

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в идее тестовых заданий. Формой  позитивной  оценки при реализации  программы является своеобразная  выставка  личных достижений ребенка. Собираются  все детские работы в течение учебного года, в том числе и рабочие тетради  и оформляются в виде выставки достижений.

Формы и методы текущего контроля,  промежуточной

и итоговой аттестации обучающихся

В процессе реализации программы используются  формы контроля (индивидуальная и групповая) и  методы  (беседа, тестовые задания, практическая работа).

В ходе реализации программы используется 3 вида диагностики: входящая, текущая и итоговая. Входящая диагностика проводится при комплектовании групп в виде различных заданий по основным разделам программы (количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, логические задачи).

Текущая диагностика осуществляется при освоении    разделов программы.

Итоговая диагностика  проводится  по результатам освоения  программы с использование  тестовых заданий.

По результатам  тестовых заданий выявляется степень  усвоения данной программы. Выбор форм и методов  диагностики определяется  возрастом детей и уровнем  интеллектуального развития.

Форма подведения итогов реализации программы

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение итогового занятия с последующим вручением дипломов и грамот каждому ребенку. Своеобразным  показателем эффективности проводимых занятий  могут быть  отзывы  родителей о повышении интереса к обучению, об  уменьшении проблем в усвоении программы детского сада (если ребенок организованный).

Учебно-тематический план

Данная программа представлена в виде  разделов.  Их содержание определяется необходимыми задачами в зависимости от возраста детей и результатов диагностики.

для детей 4-5 лет

Раздел

Темы занятий

Часы

теория

практика

всего

1.

Развитие  лексико-грамматической и фонетико-фонематической  стороны речи

1-4. Диагностико – адаптационное занятие.

2

2

4

5-9. Накопление и активизация словаря словаря по теме игрушки.

2,5

2,5

5

10-11. Формирование словаря по теме «Части тела»

1

1

2

12-13. Звук А.

1

1

2

14. Формирование словаря по теме «Туалетные принадлежности»

0,5

0,5

1

15. Множественное число существительных (по теме «Туалетные принадлежности»).

0,5

0,5

1

16-17. Звук У.

1

1

2

18. Звуки А - У.

0,5

0,5

1

19. Активизация словаря по теме «Одежда».

0,5

0,5

1

20. Обучение ориентировке в названиях действий. Расширение пассивного глагольного словаря: надевать.

0,5

0,5

1

21-22.Звук И.

1

1

2

23. Звуки  А-У-И.

0,5

0,5

1

24-26. Расширение пассивного словаря детей по лексической теме «Обувь».         Расширение пассивного словаря детей за счет существительных, обозначающих детали обуви: задник, помпон.

1,5

1,5

3

27-28. Звук  О.

1

1

2

29. Звуки А-У-И-О.

0,5

0,5

1

30-32.Новый год.  Ёлка

1,5

1,5

3

33. Новогоднее путешествие в сказку

-

1

1

34-35.Расширение и активизация словаря по теме «Мебель»

1

1

2

36-37.Звук  П.

1

1

2

38-39. Расширение и активизация словаря по теме «Продукты питания»

1

1

2

40-42. Расширение предметного словаря по теме «Посуда». Формирование обобщающего понятия посуда.

1,5

1,5

3

43-44. Звук  Т.

1

1

2

45-46. Звуки П-Т. Различение на слух и в произношении.

1

1

2

47-49. Расширение словаря прилагательными.Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи.

1

2

3

50-51. Звук К.

1

1

2

52.Звуки П-Т-К.

0,5

0,5

1

53-56.Активизация речевого подражания. Дальнейшее развитие словаря: существительные по лексической теме «Домашние птицы». Закрепление обобщающего понятия домашние птицы в импрессивной речи.

2

2

4

57-59.Дальнейшее развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря: существительные по теме «Домашние животные». Обучение детей узнаванию предметов по их словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний.

1,5

1,5

3

60-61. Звук М.

1

1

2

62-64. Формирование обобщающего понятия «дикие животные» (в импрессивной речи). Пополнение активного словаря существительными — названиями животных.

1,5

1,5

3

65-66.Формирование обобщающего понятия дикие птицы (в импрессивной речи).

1

1

2

67-68.Итоговое занятие

1

1

2

Всего:

33

35

68

для детей 5-6 лет

Раздел

Темы занятий

Часы

теоретические

практические

всего

1.

Фонематическое восприятие.

Словарь.

Грамматика.

Ориентировка во времени.

1.Диагностическое  

0,5

0,5

1

2.Знакомство. Представление себя.

0,5

0,5

1

3-4. «Звуки»

0,5

1,5

2

5-6. «Игрушки»

1

1

2

7-8. « Части лица и тела».

1

1

2

9-10.  «Осень»

1

1

2

11-12. «Овощи»

1

1

2

13-14. «Фрукты»

1

1

2

15. «Овощи - фрукты»

0,5

0,5

1

16. «Туалетные принадлежности».

0,5

0,5

1

17-18. «Одежда».  .

1

1

2

19-20. «Обувь»

1

1

2

21. «Одежда и обувь»

0,5

0,5

1

22-23. «Мебель»

1

1

2

24-25. «Посуда».

1

1

2

26-27. «Продукты питания»

1

1

2

28. Зима

0,5

0,5

1

29-30. «Зимние забавы»

1

1

2

31-32. «Новый год. Ёлка».

1

1

2

33. Новогоднее путешествие

0,5

0,5

1

34-35. «В лесу»

1

1

2

36-37.  «Деревья»

1

1

2

38. «Хвойные и лиственные деревья»

0,5

0,5

1

39-40. «Домашние животные»

1

1

2

41. «Домашние животные и их детеныши»

0,5

0,5

1

42-43. «Дикие животные»

1

1

2

44. «Дикие животные и их детеныши»

0,5

0,5

1

45. «Домашние и дикие животные»

0,5

0,5

1

46-47. «Дикие птицы»

1

1

2

48-49. «Домашние птицы»

1

1

2

50-51. Весна

1

1

2

52-53. «Наш дом»

1

1

2

54-55. «Наша семья»

1

1

2

56-58. «Транспорт»

1

2

3

59-60. «Растения»

1

1

2

61-62. «Лето»

1

1

2

63-67. Повторение

2,5

2,5

5

68. «Заключительное занятие»

0,5

0,5

1

ВСЕГО:

32,5

35,5

68

для детей 6-7 лет

Раздел

Темы занятий

часы

теоретические

практические

всего

1.

Обучение грамоте

1.Знакомство.

0,5

0,5

1

2. Формирование  представлений  о звуках. Знакомство  с органами  артикуляции

0,5

0,5

1

3.Звук А. Буква А-У

0,5

0,5

1

4-5.Звук и буква И.

Звуки и буквы А – У – И.

1

1

2

6-7.Звуки П – Пь Буква П.

1

1

2

8-9.Звуки Т – Ть. Буква Т.

1

1

2

10-11.Звуки К – Кь. Буква К.

1

1

2

13.Звуки М – Мь. Буква М.

1

1

2

14. Звук и буква О.

0,5

0,5

1

15-16.Звук и буква Ы.

Дифференциация звуков Ы-И.

1

1

2

17.Новогоднее путешествие в сказку

-

1

1

18-19. Звуки С – Сь. Буква С.

1

1

2

20-21. Звуки Н – НЬ. Буква Н

1

1

2

22-23. Буква Я показатель мягкости впереди  стоящего согласного. Буква Я в начале слова

1

1

2

24-25.Звуки З – Зь. Буква З.

Дифференциация звуков С-З

1

1

2

26-27.Звуки Б – Бь. Буква Б.

1

1

2

28-29.Звуки Д – Дь. Буква Д.

1

1

2

30-31. Звуки Г – ГЬ. Буква Г.

Дифференциация звуков К – Г.

1

1

2

32. Звук и буква Э.

0,5

0,5

1

33.  Буква Е.

0,5

0,5

1

34.Итоговое занятие

-

1

1

Всего:

16

18

34

                                       Содержание рабочей программы.

для детей 4 -5  лет

Программа по развитию речи  для детей 4-5 лет с нарушениями зрения состоит из раздела: «Развитие  лексико-грамматической и фонетико-фонематической  стороны речи» и включает в себя два вида занятий:

1 вид: занятия направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи. В сентябре (первый период) основная задача — вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания, блокирующие отрицательные эмоции. Переход к речевым контактам, к формированию речи как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Педагог не побуждает детей говорить, но поощряет их, когда желание говорить появилось; работает над вызыванием подражательной речевой деятельности, расширением объема понимания речи. На первом этапе работы на занятиях больше используются игрушки и реальные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруднено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно. Используются  картинки созданные специально для детей четвертого года жизни с проблемами в речевом развитии из пособия Н. В. Нищевой. Они достаточно крупные, яркие и к тому же лишены отвлекающих детей деталей. В течение начального периода работа строится на материале следующих лексических тем: «Семья». «Игрушки». «Части тела и лица». «Туалетные принадлежности». «Одежда». «Обувь». «Новый год.  Ёлка»

С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание уделяется ритмической основе и слоговой структуре слова; начинает применяться в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений: Катя, иди. Брось мяч. Заучиваются отдельные обиходные словосочетания. Изучаются следующие лексические темы: «Новый год.  Ёлка» «Мебель», «Продукты питания», «Посуда».

С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректируется фонетическая сторона речи. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, пересказываются с помощью логопеда сказки. Работа проводится на материале следующих лексических тем: март: «Мамин праздник», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Дикие птицы».

2 вид: занятия направленные на развитие фонетико-фонематической  стороны речи. На занятиях данного вида проводится:

1. Ознакомление детей с понятием звук. На базе неречевых и речевых звуков.

2. Развитие фонематического слуха на основе неречевых, а затем речевых звуков.

3. Знакомство детей со звуками, уточнение артикуляции, выделение из ряда других  на базе звуков: [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [к], [т], [н].

4. Знакомство детей с буквой. Лепка, раскрашивание, конструирование буквы.

5. Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях.

6. Активизация движений речевого аппарата (артикуляционная гимнастика).

7. Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением).

для детей 5-6  лет

Содержание деятельности по разделу «Фонематическое восприятие. Словарь. Грамматика. Ориентировка во времени»  способствует:

  • расширению у детей понимания значения слова, его смысла применительно к определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем.  Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный), притяжательных прилагательных (грачиный) и прилагательными с ласкательными суффиксами (новенький, сухонький). Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами (старый - новый, широкий - узкий) и словами-синонимами (идет — плетется; бежит, мчится; красный алый; веселый — озорной.  Формирование представления о многозначности слов.
  • формированию у детей умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа;        Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные; закрепление навыков образования и употребления глагольных форм; закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами -ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой,), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький).
  • совершенствованию практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже   и  числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже;        совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними; совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6—7 слов. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.

На занятиях дети обучаются составлению сложносочиненных предложений  с противительным союзом а и сложноподчиненных предложений (Мы не пошли гулять, потому что шел сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы).

 Развитие фонематического восприятия направлено на совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками, развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности, совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.

Коррекция произносительной стороны речи направлена на закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков [р] и [р'] в игровой и свободной речевой деятельности; активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции звуков [л] и [л']; формирование правильных укладов звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [л] и [л'], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной речевой деятельности.

        Работа над слоговой структурой слова обеспечивает  усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и коротких рассказах; закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

        Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза  направлено  на закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук; закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков; формирование умения отличать звук [э] от других гласных звуков в ряду звуков, слогов, слов; совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости: [с]—[ш], [з]—[ж], [с]—[ш]—[з]—[ж], [р]—[р'], |л] - [л'], [р] - [л], [р'] -[л'], [р] - [л],[р'] - [л']- в ряду звуков, слогов, слов; совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец); совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова); совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось); ознакомление с буквами Ш, Ж, Ы, Э; ознакомление с некоторыми правилами правописания (написание жи—ши с буквой «и»).

для детей 6-7  лет

Программа по развитию речи  для детей 6-7 лет с нарушениями зрения состоит из раздела «Обучение грамоте».

Занятия включают в себя:

1. Ознакомление детей с понятием звук. Развитие фонематического слуха на основе неречевых  и речевых звуков

2. Знакомство с понятием слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Слово как часть предложения.

3. Знакомство с понятием «предложении». Распространение и грамматическое оформление предложения.

4. Знакомство детей со звуком, уточнение артикуляции, выделение из ряда других звуков. (на базе звуков: [а], [у], [о], [и], [ы], [э], [п], [п,], [т], [т,], [к], [к,], [м], [м,], [с], [с,], [н], [н,], [з], [з,], [б], [б,], [в], [в,], [д], [д,], [г], [г,], [ш], [ж], [х], [х,], [j], [р], [р'], [л], [л']).

5. Знакомство детей с буквой. Печатание буквы. Сравнение с неправильно написанными буквами. Изучаются буквы: А, У, И, О, Ы, Я, Э, Е, Ю, П, Т, К, М, С, З, Н, Б, В, Д, Г, Л, Ш, Ж, Р, Й, Х, Ь.

6. Анализ звукового ряда типа: А-У-И, И-У-А. Чтение, печатание. Знакомство с понятием гласные звуки и буквы.

7. Знакомство с понятием согласный звук. Анализ обратного слога типа: АП. Знакомство с согласными буквами. Чтение. Выкладывание, печатание слогов типа: АП – ПА, слов различной слоговой структуры, коротких предложений.

8. Совершенствование навыка чтения, выкладывания слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Методическое обеспечение программы.    

В рамках реализации программы по развитию речи  используются различные виды методической продукции:

для детей 4-5 лет

  • Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и  домашних занятий);
  • Игры с элементами моделирования и замещения.
  • Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
  • Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, посуда.
  • Предметные картинки на все изучаемые звуки; альбомы на автоматизацию поставленных звуков; игры на автоматизацию поставленных звуков; пособия для формирования слоговой структуры слова; тексты на автоматизацию поставленных звуков;
  • Фланелеграф и материалы для него.
  • Тетради (альбомы) и кисти, баночки с водой и гуашью, салфетки для вытирания кисти по числу детей.
  • Мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);
  • Зрительные образы звуковичков в цветных рубашках для формирования фонематического слуха;
  • Артикуляционные гимнастики в сказках и картинках;
  • Целые и разрезные картинки (по количеству детей) по лексическим темам.
  • Индивидуальные и демонстрационные комплекты символов звуков.
  • Касса букв, азбука в картинках;
  • Демонстрационные материалы по логопедии «Первые шаги в страну звуков и слов»,  «Весёлый ветерок».

                    для детей 5-6 лет

  • Мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые

      игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых

      резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

  • специальные тетради  для закрепления произношения звуков;
  • артикуляционные гимнастики в сказках и картинках;
  • сборники загадок, стихов, детских песен, фольклорные сборники

      (пословицы, поговорки, потешки, заклички, чистоговорки);

  • предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель,

      одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и

      птицы, цветы,  деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт,

      водный мир, части суток  и время;

  • предметные картинки на подбор антонимов, синонимов, расширение

      глагольного словаря;

  • символы звуков, сигнальные кружки на дифференциацию звуков,

      схемы на звуко-слоговой анализ слов, предметные картинки на

      дифференциацию    звуков, пособия для определения позиции звука в

     слова, тексты на  дифференциацию звуков;

  • предметные картинки на все изучаемые звуки; альбомы на

      автоматизацию поставленных звуков; игры на автоматизацию  

      поставленных звуков; пособия  для формирования слоговой

     структуры слова; тексты на автоматизацию   поставленных звуков;

  • серии сюжетных картинок,  наборы предметных картинок для

      составления сравнительных и описательных рассказов для

      совершенствование навыков  связной речи;

  • касса букв, магнитная азбука,
  • пособия на классификацию предметов их группировку по ведущему

     признаку;

  • пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного

       внимания, для развития речевого внимания, для развития логического

      мышления;

  • развивающие программы для ПК («Баба яга учится читать», «Игры

     для   тигры», «Музыка с мамой», «Веселые уроки Баниласки»).

                     для детей 6-7 лет

  • Кассы букв индивидуальные и демонстрационные.
  • Книги для чтения на каждого ребёнка.
  • Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники

       чтения.

  • Демонстрационные материалы по логопедии «Первые шаги в страну звуков и слов»,  «Весёлый ветерок».
  • Предметные картинки на изучаемые звуки.
  • Фланелеграф, ширма.
  • Тетради, карандаши на каждого ребёнка.
  • Раздаточный материал для моделирования звукового состава слова на

      каждого ребёнка.

  • Предметные картинки на все изучаемые звуки; альбомы на

      автоматизацию

  • поставленных звуков; игры на автоматизацию поставленных звуков;

      пособия  для формирования слоговой структуры слова; тексты на

      автоматизацию поставленных звуков;

Список литературы.

для детей 4-5лет

1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.  — М., 1981.

2. Громова О. В. Методика формирования начального детского лексикона – М., Творческий центр «Сфера», 2003 г. Ванюхина Г. «Речецветик»

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселова. — М., 1985.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., ФиличеваТ. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., Вако, 2005

6. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. — СПб., 1997.

7. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., Аквариум, 1995 г.

8. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
9. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Дошкольная тетрадь. — СПб., 2003.

10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – С.-П., Детство – пресс, 2003 г.

11. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. — СПб., 2003.

12. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» - М., 2001г.

13. Селивёрстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми». – М., Просвещение, 1979 год

14. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду – М., Мозаика – синтез 2005 г.

15. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — М., 1977.

16. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1986.

17. ТихееваЕ. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1981.

18. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М., Просвещение, 1989 год.

19. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. «Комплекс занятий по формированию у детей пяти лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». М., Аркти, 2001 г.

для детей 5-6лет

1.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., ФиличеваТ. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., Вако, 2005

3. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. — СПб., 1997.

4. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., Аквариум, 1995 г.

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – С.-П., Детство – пресс, 2003 г.

7. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. — СПб., 2003.

8. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» - М., 2001г.

9. Селивёрстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми». – М., Просвещение, 1979 год

10. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду – М., Мозаика – синтез 2005 г.

11. ТихееваЕ. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1981.

12. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М., Просвещение, 1989 год.

13. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. «Комплекс занятий по формированию у детей пяти лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». М., Аркти, 2001 г.

для детей 6-7лет

  1. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе

    для детей с общим недоразвитием речи». С.-П. «Детство-Пресс» 2003 г.

  1. Л.Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова «Исправление и предупреждение

    дисграфии  у детей», М., Просвещение, 1972 г.

  1. «Игры в логопедической работе с детьми» п/р В. И. Селисёрстова, М.,

    Просвещение. 1979 г.

  1. В. И. Ковалько «Азбука физминуток для дошкольников», «Вако» М.,

   2005г.

  1. Ёлкина Н. В., Тарабарина Н. И. «1000 загадок», Ярославль «Академия

    развития», 1997 г.

  1. Морозова И. А., Пушкарёва М. А.  «Подготовка к обучению грамоте», И

     во:  Мозаика-Синтез, М., 2008 г.

Содержание

Пояснительная записка

2

Организационные условия проведения занятий

3

Направления реализации рабочей программы

3

Структура занятия

4

Форма участия других лиц в реализации программы

7

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

7

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

7

Способы определения результативности программы

9

Формы и методы текущего контроля,  промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

9

Форма подведения итогов реализации программы

9

Учебно-тематический план

10

Содержание рабочей программы

14

Методическое обеспечение программы

18

Список литературы

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Книга "ЭСМУСИ" - авторское пособие для развития речи детей

Книга "ЭСМУСИ" - авторское пособие, разработанное учителем - логопедом Миршниковой А. В. , воспитателями Мотиной О. Н. и Фроловой Е. В.  Оно позволяет развивать все компоненты речи дете...

КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...

Проблемные ситуации для развития речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов, так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием ...

Авторская игра для развития речи детей старшего дошкольного возраста "Волшебная карусель"

Игра «Волшебная карусель» обеспечивает эффективное восприятие нового материала, поскольку создает условия для активизации внимания детей, снимает психологическое и физическое напряжение. В...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...