Развитие речи у детей с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Обязательным условием для всестороннего развития ребенка является взаимодействие его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Речь - «важнейшее средство человеческого общения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravitie_rechi.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Обязательным условием для всестороннего развития ребенка является взаимодействие его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Речь - «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языкуразвитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речиразвития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

 В настоящее время имеется весьма незначительное количество литературы, в которой отражены современные представления о нарушениях речи и специфике их коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Вместе с тем, проблема развития, обучения и воспитания дошкольников  с ОНР становится особенно значимой. Наиболее раннее распознавание и методическая работа по устранению данной речевой патологии является залогом успешного обучения в школе.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому, для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально-близким для него взрослым (мамой). Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими людьми.

Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

И правильно говорят, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.  Пальчиковые игры представляют собой инсценировку рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Такой подход способствует развитию мелкой моторики, речи и творческой деятельности. Игра знакомит дошкольника с окружающим миром – животными, предметами, людьми и их деятельность. В ходе игры ребенок повторяет движения взрослого, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями.  Пальчиковые игры  учат концентрации внимания на одном виде деятельности и способствуют развитию речи. Игровой подход метода дает возможность ребенку в интересной для него форме научиться сосредотачиваться. Средствами пальчиковых игр можно в доступной и интересной форме корректировать проблемы ОНР у дошкольников. На сегодняшний день существует большинство педагогических средств в развитии связной диалогической речи у детей с ОНР: дидактические игры, театрализованная игра и др. Педагоги ДОУ в практической деятельности наиболее эффективным для данной проблемы используют  пальчиковые игры.

В практике ДОУ используется большое количество средств по развитию связной диалогической речи, но при всем многообразии педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой выбора наиболее эффективных и результативных средств развития связной диалогической речи, часто используют их бессмысленно и интуитивно.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи, прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.

Овладение речью как средством общения проходит в три основных этапа. Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным. Именно в этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, составу и высоте. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова – это этап возникновения речи. На следующем этапе речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения.

Проблема развития связной речи у дошкольников является актуальной и интересной, т. к. развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...