Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию
В.М.Бехтеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 13.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности , способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи , которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так ,как они этого хотят.
Игры с пальчиками малыша подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.
Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы взрослый видел их лица и наблюдал за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно : то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова , а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Для начала нужно разогреть пальчики : несколько раз согнуть и разогнуть их. Можно поиграть в жмурки и место хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками , можно сделать самомассаж.
Если вы разучиваете новую игру, то начните с того , что прочтите потешку вслух. Пусть ребенок внимательно послушает и уловит смысл сказанного. Задайте ему несколько вопросов: о чем рассказывается ? Какие герои? Как они говорят? Может ли он их изобразить? Может ли он порычать как медведь? Или пройтись как лисичка? И так далее.
Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные ребенку, взрослый в доступной форме должен объяснить их значение.
Вместе попробуйте разучить потешку, строчку за строчкой. А затем проговаривайте строчку, сопровождая ее движениями. Так вы постепенно разучите и синхронизируете текст и движения.
Проговаривая потешки и одновременно двигая пальчиками, ребенок невольно ритмизирует свою речь движениями : она становится более четкой и выразительной, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет и на его слуховое восприятие.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его руку в свою и выполнить движение вместе с ним. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей . При проведении игр с пальчиками необходимо следить , чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.
Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнерам по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в ра...
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Описание пальчиковых игр...
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника.
Пальчиковые упражнения и игры, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника....
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. История развития человечества доказывает, что движения руки тесно...
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Огромную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, т.е. инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, ко...
Проект по теме: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников»
Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует речевому развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициатив...
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.
Разъяснить родителям необходимость проведения пальчиковых игр, с целью речевого развития детей дошколльного возраста....