Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.
статья на тему

Бондаренко Людмила Николаевна

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. История развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе ,энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте, (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т.д. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка ,отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока - белобока» и т.д Наша речь находится на кончиках наших пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. История развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Отношение к рукам  у  человечества всегда было особым, даже  отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….По рукам судили о здоровье, о положении человека  (белоручка или трудяга), его силе ,энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте, (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т.д. О том, что движения  пальцев тесно связаны  с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка ,отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока - белобока» и т.д. Одним из показателей и условий хорошего физического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений или  как принято называть – мелкой пальцевой моторики руки. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры, сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр). Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Пальчиковые игры позволяют решать различные образовательные, воспитательные и развивающие задачи: знакомиться с окружающей действительностью, развивать речь и мелкую моторику, накапливать разнообразный сенсорный опыт, развивать внимательность и способность сосредотачиваться и т.д. Использование пальчиковых игр в воспитательно -образовательном процессе предполагает обязательное стихотворное сопровождение, которое является основой для формирования и совершенствования чувства ритма, выразительности и эмоциональности речи, развития слухового восприятия. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также способствуют установлению контакта и взаимопонимания между взрослыми и ребёнком.

В работе с пальчиковыми играми нужно учитывать ряд моментов:

- прежде чем показывать детям пальчиковую игру, нужно проиграть её сюжет самим, отметить сложные для восприятия части текста и движения;

- перед игрой нужно подготовить детей к восприятию содержания, провести небольшую вступительную беседу со сказочным сюжетом;

- необходимо создавать благоприятный эмоциональный настрой и демонстрировать собственную увлеченность игрой;

- при проговаривании стиха необходимо выделять важные моменты мимикой и усиленной эмоцией, чтобы дети лучше запоминали важное событие;

- при использовании предметов, нельзя одновременно ставить задачу по проговариванию, так как объем внимания у младших дошкольников ограничен;

- для предотвращения у детей переутомления необходимо соблюдать регламент: в 3-4 года занятии не должны превышать 15 минут;

- применять пальчиковые игры следует систематично, в течение дня несколько раз обращаясь к ним, но играя понемногу;

- нарастание сложности в играх должно происходить постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их развития;

- в игре нужно обращать внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук;

- если у детей не создается соответствующий настрой на игру, то лучше отложить её до следующего раза.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

-игры с пальчиками с речевым сопровождением;

-пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

-графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

-предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком , водой, рисование мелками, углём;

-игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

-кукольные театры: пальчиковый, варежковый , перчаточный, театр теней;

-игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

-игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый , природный, хозяйственно-бытовой.

Пальчиковые игры  максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Работы психологов и физиологов доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Список литературы:

  1. 1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
  2. 2.Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  3. 3.Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики.- М.: Изд-во Мир книги,2008.
  4. Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.
  5. Закревская О. В. Развивайся, малыш! . - М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
  6. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.
  7. 7.Урунтаева Г.А Дошкольная психология. - М, 1999.
  8. 8.Хвостовцев А. Детки- непоседки : Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Практическое пособие. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление  и коррекция различных нарушений в ра...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника.

Пальчиковые упражнения и игры, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника....

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Движения руки всегда тесно связаныс речью и способствуют ее развитиюВ.М.Бехтеров...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Огромную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, т.е. инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, ко...

Проект по теме: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников»

Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует речевому развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициатив...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Разъяснить родителям необходимость проведения пальчиковых игр, с целью речевого развития детей дошколльного возраста....