Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи

Наталия Алексеевна Алексашина

Огромную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, т.е. инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, но и внимание, воображение, творческие способности. Игры всегда сопровождаются стишками, считалочками или песенками, что развивает речь, дикцию, активизирует логическое мышление и мозговую деятельность. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Всё это создаёт благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек и стихотворений, учит улавливать ритм речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alexashina_n.a._konferentsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

АЛЕКСАШИНА Н.А.

г. Балашов,

МДОУ «Детский сад «Лучик»

 г. Балашова Саратовской области»

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫЕХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать информацию. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, у него развиваются все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая.

Известно, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если мелкая моторика плохо развита, то это может привести к нарушениям в речи ребенка. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.

Огромную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, т.е. инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, но и внимание, воображение, творческие способности. Игры всегда сопровождаются стишками, считалочками или песенками, что развивает речь, дикцию, активизирует логическое мышление и мозговую деятельность. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Всё это создаёт благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек и стихотворений, учит улавливать ритм речи. Кроме того, на пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

При использовании пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность и регулярность – занятия необходимо проводить постоянно и по определенной системе.  
  2. Последовательность – материал к занятиям нужно подбирать в определенном порядке.
  3. Доступность – характер и объем знаний должны соответствовать уровню развития.
  4. Уважение к личности каждого ребенка – ребенок является самостоятельной личность, поэтому во время игр нужно учитывать его психологические особенности.
  5. Наглядность – при проведении пальчиковых игр необходимо опираться на непосредственные наблюдения ребенка.
  6. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей – во время проведения игр атмосфера в группе должна быть комфортной для каждого ребенка.

В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, тучка и солнышко, пчелка и комарик с восторгом воспринимаются детьми. Они их раскрепощают, и дети с удовольствием произносят то, что позволяет их речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игры и введении новых игр, которые заинтересуют детей, они будут пытаться произносить за взрослым речитатив.

При проведении пальчиковых игр очень важно соблюдать определенные правила.

  1. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Можно попросить ребенка самому придумать движения на предложенный вами вариант игры. Это поможет ребенку развивать свое воображение.
  2. В начале игры необходимо разогреть пальчики: несколько раз согнуть и разогнуть их. А затем уже можно приступать к пальчиковым играм.
  3. Выполнять упражнения нужно вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети часто начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  4. Выбрав два или три упражнения, необходимо постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить.
  5. Важно следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  6. Нельзя ставить перед ребёнком сразу несколько сложных задач. Это может ослабить интерес к игре.
  7. Необходимо поощрять успехи детей.

Таким образом, пальчиковые игры дают возможность воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление  и коррекция различных нарушений в ра...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника.

Пальчиковые упражнения и игры, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника....

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. История развития человечества доказывает, что движения руки тесно...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Движения руки всегда тесно связаныс речью и способствуют ее развитиюВ.М.Бехтеров...

Проект по теме: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников»

Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует речевому развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициатив...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Разъяснить родителям необходимость проведения пальчиковых игр, с целью речевого развития детей дошколльного возраста....