Презентация " Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"
презентация по развитию речи на тему

Кудинова Елена Константиновна

Тезисы представления опыта работы «Мнемотехника  в развитии связной речи  дошкольников».

 

                                                    Прекрасна речь, когда она как ручеек,

                                                   Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

                                                  И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

                                                 «О, как же ты красива!»

Проблемы в речи дошкольников: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь .

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказ (сказки) четкими, связными и последовательными.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам и коллажам. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Когда начинать заниматься мнемотехникой? Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ - наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

С помощью мнемотехнологии удаётся достичь значительных результатов в следующем:

*У детей появилось желание пересказывать сказки

*Активизируется словарный запас;

*Расширяется круг знаний об окружающем мире;

*Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников Автор: Кудинова Елена Константиновна

Слайд 2

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 282» городского округа Самара

Слайд 3

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету ». К. Д. Ушинский Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текст.

Слайд 4

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук

Слайд 5

Актуальность Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Недостаточный словарный запас. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность составить описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Мнемотехника облегчает овладение связной речи. Позволяет детям систематизировать свой опыт. Ребенок с опорой на образы устанавливает причинно- следственные связи.

Слайд 6

Методы и приёмы Обучение мнемотехнике строится от простого к сложному мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Слайд 7

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 8

Вывод расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень ; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

в презентации даны цели и задачи , решаемые с помощью мнемотехники, где её можно применять....

"Влияние мнемотехники на развитие связной речи дошкольников" - презентация

Материал может быть использован как консультация для воспитателей ДОУ. Представлен в форме презентации....

Презентация "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Материал будет интересен педагогам в работе по развитию связной речи старших дошкольников....

Презентация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в применении технологии мнемотехники в образовательном деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе активного общения. Задачи:- рас...

Презентация "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

Использование мнемотехники  для развития связной речи дошкольников...

Презентация "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и вос...