Консультация "Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии
Актуальность выбранной темы:
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
-недостаточный словарный запас;
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме:
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность выбранной темы:
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
-недостаточный словарный запас;
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.
Приёмы моделирования: мнемотехника, схемы по составлению описательного рассказа, синквейн. Они облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повышение своей профессиональной компетенции в вопросе развития речи детей с использованием сенсорно – графических схем; внедрять их в процесс работы
- изучить средства, методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
- изготовить и подобрать методический материал. Пособия для использования образовательных ситуациях.
- способствовать умению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; (по плану и образцам-схемам) заучивать стихотворения, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями.
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста использовать графическую аналогию (наглядное моделирование, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратится в активный.
Повысится интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.
Изучаемая научно-методическая литература:
- Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного
моделирования», - Москва, 1984 г.
- Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
- Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», - Москва, «Просвещение», 1989 г.
- Малетина Н, Пономарѐва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
- Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Участники:
- Дети
- Педагоги
- Родители
Форма отчета по проделанной работе:
- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете;
- Подготовка, показ презентации родителям, воспитателям «Чему мы научились за этот год»;
- Проектная деятельность
План работы
Период | Изучаемаятема | Выход темы |
сентябрь- октябрь |
| |
ноябрь |
Составление плана работы с детьми. | Картотека |
декабрь |
| Папка-передвижка |
январь | 1.Подборка сюжетных, пейзажных, предметных картин для речевого уголка. | Картотека |
февраль | 1.Подборка пиктограмм, мнемотаблиц и дорожек. | Картотека |
март | 1.Консультация для педагогов «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»; | Консультация |
Апрель | 1.Провести диагностику по развитию связной речи на конец года. 2. Составление отчёта о проделанной работе. | Отчет |
Май | Итоговая презентация о проделанной работе | Отчет |
План работы с детьми
сентябрь | Диагностика детей. Подборка научно-методической литературы | Программные задачи: Выявить уровень развития связной речи у детей. |
октябрь | Знакомство с техникой моделирования | Программные задачи: Познакомить детей с графическими схемами, отображающими последовательность событий (мнемотаблицами) |
ноябрь | Пересказ рассказов по опорным схемам. - «Осень под водой» Н.Сладкова; Составление описательного рассказа по картине «Осень» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи:
запаса детей. |
декабрь | Работа по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи:
4. Пополнять и активизировать словарный запас детей. |
январь | Заучивание стихотворения «Вечером» (Г. Зайцев) | Программные задачи: 1. Продолжать обучать детей запоминать текст стихотворения с опорой на схему. Развивать выразительность речи детей. |
февраль | Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал».(Н. Сладков) | Программные задачи: 1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы. 2. Развивать умение зрительно и на слух контролировать правильность составления рассказа. 3. Активизировать и обогащать словарный запас детей. |
март | Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (Г. Снегирѐв) | Программные задачи: 1. Продолжать обучать навыкам связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы, отражающих последовательность событий. 2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. |
апрель | Составление описательного рассказа по картине «Весна» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: 1. Продолжать обучать навыкам последовательного составления рассказа по картине с опорой на схемы. 2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. |
май | Диагностика детей | Программные задачи: Выявление достигнутого результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Отчет по самообразованию «Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...
Техники и приёмы метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Статья. Наглядное моделирование...