Содержание, методы и средства работы по развитию речи дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Ленкова Алевтина Александровна

Главное в работе по развитию речи дошкольников – формирование правильной устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_rabota_po_razvitiyu_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Ленкова А.А., воспитатель ГКУЗ СПНДР № 13

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Содержание, методы и средства работы по развитию речи дошкольников

Главное в содержании работы по развитию речи дошкольников – формирование правильной устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

ФГОС дошкольного образования определяет задачи речевого развития следующим образом:

  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с художественной литературой, культурой, различными жанрами детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Предпосылки для овладения речью – врожденные. Но чтобы овладеть языком – понимать язык и общаться на нем – необходимо иметь возможность слышать окружающую речь, т.е. находиться в языковой среде, иметь возможность общаться.

Средства развития речи:

  • Общение, в младенчестве это эмоциональное общение «взрослый – ребенок»;
  • Культурная языковая среда;
  • Виды искусства: музыка, театр, произведения изобразительного искусства;
  • Занятия по всем разделам программы;
  • Детская и художественная литература;
  • Занятия по развитию речи; игровая деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Информационно-коммуникативные ресурсы: телевидение, аудиовидеооборудование, интернет и т.д.

Методы классифицируют по используемым средствам: слово, наглядность или практическое действие.

Наглядные методы

Словесные методы

Практические методы

Непосредственные:

  • наблюдения в природе,
  • экскурсии,
  • рассматривание натуральных предметов,
  • элементарные опыты.
  • чтение и рассказывание произведений,
  • заучивание наизусть,
  • пересказ,
  • беседа,
  • рассказы без опоры на наглядный материал,
  • «разговор по телефону»,
  • рассказ взрослого о своем опыте, о своем детстве,
  • творческий рассказ по заданной теме, например, по сказке или скороговорке.
  • дидактические игры,
  • игры – драматизации,
  • инсценировки,
  • дидактические упражнения,
  • хороводные игры,
  • сюжетные игры,
  • интеграция видов деятельности,
  • речевые игры,
  • моделирование.

Опосредованные:

  • рассматривание игрушек, фото, картин,
  • их описание,
  • рассказы по игрушкам и картинам.

Опосредованные методы на примере изобразительной наглядности используют для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи, а также при ознакомлении с объектами и явлениями, с которыми непосредственно познакомиться невозможно.

Любой метод не используется изолированно. Наглядность сопровождается словом, в словесных методах используется наглядность. Выбор методов и средств зависит от содержания занятия, от того, какие качества речи будут формировать в планируемой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

Содержание работы по развитию речи дошкольников.

Комплекс дидактических упражнений по развитию речи старших дошкольников....

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...

Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматиче...