Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
консультация по коррекционной педагогике
Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.
Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во время режимных моментов, в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании), а также на специальных занятиях сурдопедагога по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. В общеразвивающем детском саду это могут быть и коррекционные занятия логопеда.
Дается описание особенностей и этапов овладение речью, условий создания слухоречевой среды, игр для работы по развитию речи с глухими/слабослышащими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_pri_nsluha.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач в дошкольный период.
Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих:
- развитие коммуникативных навыков — способности использовать любые доступные средства общения (смысловые жесты, мимика, интонация, контактные взгляды, имитационные способности);
- развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи, формирование слуховых образов этих сигналов в памяти;
- развитие понимания речи окружающих через овладение значением конкретных слов и простых фраз;
- развитие произносительной стороны устной речи ребенка;
- развитие когнитивных навыков.
Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во время режимных моментов, в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании), а также на специальных занятиях сурдопедагога по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. В общеразвивающем детском саду это могут быть и коррекционные занятия логопеда.
Важным в формировании речи является закрепление и активизация полученных ребенком навыков в семье, в процессе общения и специальных занятий с родителями под руководством сурдопедагога.
Таким образом, педагоги общеразвивающего дошкольного учреждения могут заниматься с глухим/слабослышащим ребенком развитием речи по следующим направлениям:
- организовывать и активизировать речевое общение ребенка с нарушенным слухом и слышащих сверстников;
- способствовать пониманию речи окружающих на слухозрительной основе; пополнять лексический запас ребенка во время режимных моментов и на занятиях;
- отрабатывать грамматические и коммуникативные конструкции;
- развивать связную речь;
- контролировать произносительные навыки детей;
- привлекать внимание дошкольника с нарушенным слухом к различным неречевым и речевым звукам.
Чтобы правильно организовать работу по развитию речи с ребенком, имеющим нарушение слуха, необходимо учитывать его особенности и этапы овладения речью:
- Ребенок не знает слово на слух и при восприятии слухозрительно не узнает предмет при назывании.
- Ребенок не всегда правильно узнает слово, но может его приблизительно повторить за взрослым. Повторив слово, он может при этом показать другой предмет.
- Ребенок правильно узнает слово на слух/слухозрительно, пытается сам назвать предмет, но не может вспомнить артикуляцию.
- Ребенок узнает слово на слух/слухозрительно (правильно показывает предмет) и может назвать его по просьбе взрослого («Что это?») с нарушениями звукослоговой структуры.
- Ребенок самостоятельно использует слово при общении (просит сок— «Сок», «Дай сок»). Произносит слово с искажениями.
- Ребенок самостоятельно использует слово в речи и правильно его произносит.
Развитие лексической стороны речи — одна из важнейших составляющих в работе над речью в детском саду.
Словарь — основа для освоения грамматического строя языка, развития связной монологической речи, формирования звуковой культуры речи и овладения коммуникативными умениями. Накопление словарного запаса глухого/слабослышащего ребенка происходит постепенно в процессе ознакомления с окружающим миром: дети соотносят предметы/объекты с названиями (что это? Кто это?), видят характерные признаки и качества и называют их (какой (ая), (ое), (ие)?), обозначают словом действия (что делает?).
Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды.
Условия создания слухоречевой среды:
- формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень, и побуждение к активному применению речи;
- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
- контроль речи детей со стороны взрослых;
- соблюдение единых требований к речи взрослых.
Одним из важных требований при создании слухоречевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Речь взрослого должна быть достаточно естественной, эмоциональной, литературной, с соблюдением всех правил орфоэпии и грамматики. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе. На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.
Специальные занятия по развитию речи в общеобразовательном детском саду может проводить логопед. Специалист должен учитывать следующее:
- занятия по развитию речи носят комплексный характер;
- тематический принцип — основа занятий;
- методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т.д.;
- речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.
Содержание занятий по развитию речи может включать:
- Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
- Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения.
- Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской деятельности.
- Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладения звукобуквенным составом слова, грамматической формой слов в составе целых предложений.
- Формирование связной речи.
Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированы.
Рекомендуется использование следующих игр для работы по развитию речи с глухими/слабослышащими детьми:
- овладение номинативной функцией языка: «Что это?», «Кто это?», «Скажи, какой?», «Кто что умеет делать?», «Что делает?», «Что с ним можно делать?» и т.п.;
- перечисление свойств, внутренних качеств предмета, его характеристик: «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?», «Подбери слово» — определения и действия к предметам (снег... дерево... собака... коза... и т.д.), предметы к действиям и определениям (поливать... строить... лепить... синий... узкая... и т.д.);
- овладение обобщающими понятиями:
- «классификации предметов» (невербальные/безречевые с учетом их общих признаков: назначения, места хранения, использования; вербальные/речевые с введением обобщающих слов, обозначающих родовые понятия: машина, мяч, кукла — это игрушки и т.д.);
- формирование понимания целого и его части (дерево – ствол, ветка, листья; платье – рукав, воротник, карман);
- овладение значением и отношением слов разных частей речи: идет мальчик, собака, дождь и т.д.; бабочка летит – корабль плывет – машина едет; суп варит и т.д.; мяч сделан из резины (резиновый мяч) и т.д.; - овладение словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы и антонимы): дети/ребята — мальчики и девочки; день пасмурный (хмурый, серый); старый – новый, веселый – грустный и т.д., игры «Кто (что) может быть легким (добрым, новым и т.д.)?»; «Как сказать по-другому?»; «Продолжи цепочку слов» и т.п.; - овладение многозначностью слова: ручка у сумки – ручка чашки – ручка для письма – ручка (уменьшительное название от слова рука); иголка для шитья – иголка у ежа – иголка у елки. – овладение составлением словосочетаний, предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа с использованием аналитического чтения, слухозрительного восприятия и устного произнесения.
Литература:
- Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования. Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование», Москва , 2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...
Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.
Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....
Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".
Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....
Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога
Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...
Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий
Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...
Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.
Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...
Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»
Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....