Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Клевина Наталия Ионаса

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_sinkvey.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

                          План проведения мастер-класса

Теоретическая часть:                                                                                                      1.Что такое «Синквейн».                                                                                 2.Актуальность «Синквейна»;                                                                           3.Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

Практическая часть:                                                                                           1.Совместная работа с педагогами с показом  на экране.                            2.Обсуждение полученных результатов.

 Подведение итогов.

Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

1 слайд                                                                                                                                  Я хотела бы задать вам загадку:                                                                          Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.                                                                                                                   Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег. На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

– Кто?  С кем? Где? Когда? Что делали? Что им сказали? Чем все закончилось?  (зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры). Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.                                   2 слайд. Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:                                                               открываются новые творческие интеллектуальные  возможности; способствует обогащению и актуализации словаря;                                   является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;                                                  носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)                                                                                                 используется  для закрепления изученной темы;                                         является игровым приемом;                                                                           составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.                                                                           3 слайд При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.                                                                                               Самое главное: Синквейн – получается у всех!  Когда же начинать знакомство с этим приемом?   С детьми старшего возраста.

4 слайд    Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.                                                            
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи. Это нерифмованное маленькое стихотворение, которое читается очень медленно.                                 Дети
Любимые,ласковые
Играют,радуют,умиляют
Дети-цветы-жизни
Счастье
Эти строчки похожи на японские лирические стихи, но это не японская поэзия. Это — синквейн.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
5 слайд   Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.                                                               1строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);                                                                                  2строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);                                                                  3строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);                                                                                 4строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;                                                                                                            5строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
 Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому, необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут и незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Тема синквейна может быть любой: природа, картина, литературный герой, мама или  папа, настроение

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного  синквейна, и вы легко запомните это правило.  Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……(тему и ответы записываю на доске)        Зачитываю весь сиквейн.

Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.                                                (Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.  Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны. А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать. Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.                                                                                                                  Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.          Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы. Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн. Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс» ( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс                                                                                                    Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие.
Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод  поможет нам в дальнейшем добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте,  уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта. Спасибо за внимание!

 Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
1.Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой замечательный друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

4. Лиса
Хитрая, любопытная
Прыгнула, обманула, махнула хвостом
Лиса-плутовка всегда выкрутится
Обман.

5.Ежик
Серый, колючий
Фыркает, сворачивается,пыхтит
Ежик живет в лесу
Хищник

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Синквейн в работе по развитию речи"

Мастер – класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»...

Мастер – класс «Использование технологии СИНКВЕЙН в работе по развитию речи дошкольников»

Предложенный материал дает представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательны...

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)

laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...