Содержание работы по развитию речи дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Селезнева Елена Николаевна

Комплекс дидактических упражнений по развитию речи старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzh._rab._po_razv._rechi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по формированию

 грамматического строя речи.

  1. Окончание существительных множественного числа родительного падежа.

Трудные слова: апельсинов, мандаринов, баклажанов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рейтуз, рукавов, чулок, шаровар, шарфов; блюдец, оладий, тефтелей, тортов, обручей, ружей, рельсов, шоферов.

  1. Образование множественного числа существительных,   обозначающих животных ( волк - волков, медведь – медведей, собака – собак, кошка – кошек…), детенышей животных (щенок - щенков, ягненок - ягнят, жеребенок – жеребят, котенок – котят, теленок – телят…).

  1. Употребление несклоняемых существительных: пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе и. п.

  1. Род существительных особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.

Жираф (М), зал (М), занавес (М), калоша (Ж), клавиша (Ж), кофе (М), манжета (Ж), мышь (Ж), овощ (М), оладья (Ж), помидор (М), рельс (М), сандалия (Ж), туфля (Ж), тюль (М).

  1. Согласование слов в роде, числе, падеже ( прилагательные с существительными, числительные с существительными, местоимения с существительными)

Дидактические упражнения «Какой?» (подбор признака к предмету)

                                        «Что это или Кто это?» (предмет к признаку)

                                        «Чья вещь?» (мой, его, ее, наша, их ит. п.)

                                        «Сколько?» ( числительные к существительным)

  1. Употребление глаголов:

а) спряжение глаголов хотеть, бежать.

б) спряжение глаголов с особым окончанием в личных формах: есть, дать.

в)настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками: хотеть, лежать, ехать, бежать, вытереть, жечь, ездить, лежать, мазать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать.

г) сослагательное наклонение: дидактическое упражнение «Что было бы, если…»

  1. Образование и употребление в речи действительных причастий (листья, которые опали – опавшие листья и т.п.)
  2. Образование и употребление в речи страдательных причастий (картина, которую нарисовали – нарисованная картина).
  3. Образование степеней сравнения прилагательных:

а) сравнительная (при помощи суффиксов: –ее (-ей), -е; при помощи других корней: хороший – лучше, плохой хуже)

Апельсин большой, а арбуз еще…

Дыня сладкая, а арбуз еще…

куст низкий, а трава еще…

Олень высокий, а жираф еще…

Сумка тяжелая, а чемодан еще… и.т.п.

б) превосходная (при помощи суффикса: –ейш, слова «самая»)

10. Образование родственных слов

        - лес, лесной, лесок, лесник;

        -гриб, грибок, грибник, грибной;

        -еж, ежонок, ежиха, ежата, ежовый и т. п.

11. Образование слов по аналогии (существительные с суффиксами, глаголы с приставками …)

12.Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -ечк, -очк

 -ичк, -ишк. –чик; с увеличительными суффиксами: - ищ.

13. Обобщающие слова.

14. Образование сложных слов (сам варит – самовар, пыль сосет – пылесос,  везде ходит – вездеход и. т.п.)

15.Употребление притяжательных местоимений и прилагательных: дидактическое упражнение «Чья вещь?» (моя игрушка, Танино платье, лисичкин хвост, Сашина машинка…)

16.Употребление синонимов, антонимов.

17. Употребление предлогов.

18. Объяснение значения разных частей речи.

19.Анализ составных частей предмета.

Дидактические упражнения «Назови части» (книга – обложка, листочки, корешок…)

«Назови предмет» (узнать предмет по описанию частей: кузов, кабина, колесо, руль – грузовая машина и т.п.)

Синтаксис.

  1. Составление предложений с однородными членами, употребляя

- соединительные союзы (и, также, тоже);

- противительные союзы (а, но, зато, однако);

- разделительные союзы  (или, то ли)

2. Употребление сложноподчиненных предложений:

        Дидактические упражнения «Почему?» (Я люблю осень, потому, что…)

                                                «Когда?» (Я поеду к бабушке  когда…) и.т.п.

3. Оформление одной мысли по-разному: Зайчонок заболел. Болен наш Заинька. Зайчику нездоровится.

4. Составление предложений с обобщающими словами: Дедушка привез разные фрукты: яблоки, груши, персики.

5.Использование прямой и косвенной речи.

Дидактические игры для расширения лексики.

  1. Развитие ассоциаций

Педагог называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, которое вспомнит.

Примерные слова:

- Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

- Стоит, говорит, освещает, расти, петь, смеяться, падать.

- Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, лисий, деревянный.

- Быстро, высоко, весело, два, летящий.

2. Разложи картинки по сходству:

овца – свитер, шарф, варежки;

корова – молоко, масло, сыр, мороженое;

дерево – стол, забор, стул;

колос – хлеб, батон, рогалик, бублик.

  1. Дидактическая игра «Пара к паре»

Огурец – овощ, ромашка - … (цветок)

Помидор – огород, яблоко…(сад)

Часы – время, градусник -  … (температура)

Стол - скатерть, пол -… (ковер)

Телефон – ухо, телевизор -… (глаза)

Гвоздь –молоток, шуруп - …(отвертка)

Чтение – буква, счет -…(число)

Машина – шофер, самолет - …(летчик)

Костюм – ткань, дом -…(кирпич)

Стол – дерево, булка -…(колос)

Окно – дом, глаз-… (лицо)

Шапка – голова, сапог -…(нога)

Шерсть – овца, молоко -…(корова)

Кошка – котенок, курица-…(цыпленок)

  1. Дидактическая игра «Где и для чего можно применять предмет?» (кнопка – прикрепить бумагу, бросить в окно, чтобы подать сигнал, сдать в металлолом, обвести кружок и т. п.)

  1. Дидактическое упражнение «Выбери правильный ответ»

В году (7, 12, 16, 24) месяца.

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль)

Всегда горячий (утюг, грелка, пар) и т. п.

  1. Дидактическое упражнение «Что общего?»

огурец, помидор (овощи)

слон, муравей (животные)

лист, трава, крокодил (зеленые) и т.п.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай обобщающие слова  по функции,   признакам»

- Растет на грядке в огороде. Используют в пищу (овощи)

- Надевают на тело голову (одежда)

Движется по дорогам, воде, воздуху. перевозит людей, грузы (транспорт)и.т.п.

   7. Дидактическое упражнение «Отгадай предмет по описанию»

   8. Дидактическое упражнение «Выбрать из трех слов два слова-неприятеля»

        Друг, печаль, враг.

                Высокий, большой, низкий.

                Ночь, сутки, день.

                Длинный, большой, короткий.

                Радость, радостный, печаль.

                Большой, низкий, маленький.

                Поднимать, опускать, брать.

                Белый, длинный, черный.

                Давать, продавать, брать.

                Тяжелый. длинный, легкий.

                Покупать, продавать, отдавать.

                Короткий, маленький, длинный.

                Говорить, идти, молчать.

                Хороший, светлый, плохой.

        9. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

                Слон большой, а комар…

                Камень тяжелый, а пушинка…

                Золушка добрая, а мачеха…

                Зимой погода холодная, а летом…

                Сахар сладкий, а горчица…

                Дерево высокое, а куст…

                Дедушка старый, а внук…

                Суп горячий, а компот…

                Сажа черная, а снег…

                Лев смелый, а заяц…

                Молоко жидкое, а сметана…

                Река широкая, а ручеек…

                Работать трудно, а отдыхать…

                Днем светло, а ночью…

                Сегодня мне весело, а вчера было…

                Заяц скачет быстро, а черепаха ползет …

                Кричат громко, а шепчут …

                Я больна, но скоро буду…

                Я живу близко от реки, а мой друг…

                Продавец продает, а покупатель…

                Друзья часто ссорятся, но быстро…

                Сначала гостей встречают, а потом…

                При встрече здороваются, а при расставании …

        10. Дидактическое упражнение на подбор антонимов.

11. Объяснить значение слов в словосочетаниях:

- прозрачный ключ – железный ключ;

- острая коса – длинная – коса;

- меткий лук – зеленый лук;

- вкусная овсянка – спящая овсянка;

- глубокая норка – пушистая норка;

- белая ножка – деревянная ножка;

- пухленькая ручка – дверная ручка.

12. Дидактическое упражнение на употребление омонимов.

13. Дидактическое упражнение «У кого? У чего?»

        Ручка – у ребенка, у двери, у чемодана, у сумки.

        Язычок – у человека, у ботинка.

        Глазок – у ребенка, у двери.

        Горлышко – у ребенка, у бутылки.

        Ножка – у стула, у ребенка, у гриба. и.т.п.

14.Найди в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение:

        а) В чужой стране, в чудной стране,

        Где не бывать тебе и мне,

        Ботинок черным язычком,

        С утра лакает молочко.

        И целый день в окошко

        Глядит глазком картошка,

        Бутылка горлышком поет,

        Концерты вечером дает.

        И стул на гнутых ножках 

        Танцует под гармошку.

        (И. Токмакова)

        б) Много есть ключей:

        Ключ – родник среди камней

        Ключ - скрипичный завитой,

        И обычный ключ дверной.

        (Д. Лукич)

        в). Шел я с сумкой за плечом,

        Вижу: бьет в овраге  ключ.

        Наклонившись над ключом,

        Уронил я в воду ключ.

        (В.Лившиц)

        

15. . Дидактическое упражнение «Добавь одно общее слово к двум словам»

        Дерево, цветы – что делают?

        Сидит, стоит – кто?

        Кошка, собака – что делают?

        Льется, журчит – что?

        Тарелка, кружка - что делают?

        Шумит, дует – что?

        Дождь, снег – что делает?

        Растет. – зеленеет – что?

        Фрукты, овощи – что делают?

        Круглое, сочное – что?

        Мяч, яблоко – какие?

        Желтый, кислый – что?

        Сахар, мед – какие?

        Высокое, зеленое – что?

        Снег лед – какие?

        Длинный, деревянный – что?

        Вода, молоко – какие?

        Яркое, теплое – что? и. т.п.

16. Дидактическое упражнение «Выбрать из слов одно противоположное по смыслу»

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом)

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом)

Клей (ножницы. кисточка, бумага, карандаш)

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник)

Молоток (клещи, топор, рубанок, гвоздь)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита) и.т.п.

17.Дидактическое упражнение «Сравни!»

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: ребенка и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

18.Объясни, чем отличаются слова:

Шить – вязать;

класть – ставить,

строить – чинить,

мыть – стирать,

чистить – подметать,

нести – везти,

лежать – спать,

рисовать – раскрашивать.

19.Дидактическая игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать сравнения

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

(вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро…)

        20 Дидактическая игра «Закончи предложение»

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит у берега, как…

Туман стелется над озером, как…

Дождинки текут по лицу, как… и.т.п.

21.Дидактическое упражнение «Уточни название существительных»

(лопата – это предмет, чтобы копать, состоит из ручки и железного наконечника и.п.)

        22.Дидактическое упражнение «Объясни значение глагола»

(шить -  взять иглу, продеть в нее нитку, завязать узелок, воткнуть в ткань, …)

23. . Дидактическое упражнение на подбор предметов к названию действия:

                - Идет кто? (девочка, кошка…), что? (дождь, снег, часы, время…)

                - Бежит кто? 9человек, собака…), что? (речей, река, время, молоко…)

                - Растет кто? (ребенок, щенок…), Что? (дерево, цветок…) и.т.п.

        24. . Дидактическое упражнение          «Кто и как?»

        - «Кто как передвигается?» (лошадь скачет, змея ползет, птица летает, рыба, плавает, лягушка прыгает…)

        -«Кто как ест?» ( кошка лакает, собака грызет, корова жует, курица клюет)

        -«Кто как подает голос?» (голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает).

        25. Дидактическое упражнение  «Какие знаешь профессии?»

                (учитель, воспитатель, библиотекарь, продавец, сапожник, портной, повар, врач (разные специальности), медсестра, художник, милиционер, военный (рода войск), пожарник, столяр, плотник, дворник, парикмахер, строитель (маляр, стекольщик, кровельщик, крановщик, каменщик, сварщик ),  сельскохозяйственные  профессии ( доярка,  пастух, телятница, птичница, комбайнер, тракторист, овощевод, агроном, ветеринар), поэт, писатель, артист, ученый, космонавт шофер).

        26. . Дидактическое упражнение «Кто, что делает?»

                - учитель учит;

                - врач лечит;

                - повар варит (готовит);

                - уборщица убирает;

                -дворник подметает;

                -маляр красит;

                -парикмахер стрижет;

                - художник рисует и. т.п.

        27. . Дидактическое упражнение «Что,  какие звуки издает?»

                - дверь скрипит;

                -ветер свистит;

                - машина гудит;

                - дождь шумит;

                -ручеек журчит;

                -гром грохочет;

                -бумага шуршит и.т.п.

        28. . Дидактическое упражнение «Что делает животное?»

                (подобрать как можно больше слов, обозначающих действие животных)

                -кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает;

                - собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается,  грызет и т. п.

        29. Дидактическая игра «Какой?» (подбор определений к . Дидактическое упражнение на придумывание слов, отвечающих на вопрос «Кто?»   к названию действий    по теме «Овощи, фрукты, ягоды »

существительным)

        30. Дидактическое упражнение «Добавь слово в предложение»

                 (Взошло (какое?) солнце. (яркое, блестящее, красное, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее)  и.т.п.)

        31. Дидактическое упражнение «Добавь слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?» (Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко. Птицы поют (как?) весело. Кошка мурлычет (как?) ласково. и т.п.)

        32.Активизация разных частей речи по теме  «Весна» (Осень, Лето, Зима)

        - назови весенние слова;

        - подбор определений к словам: солнце, небо, облака, земля, дождь, ветер, листья, деревья, цветы, день, ночь, птицы, дети, снег, снежинка,  иней,  мороз, узоры, сосульки, ручьи, почки, сады, яблони и.т.п.;

        - подбор слов, обозначающих действия: дует, моросит, плывут, улетают, опадают, желтеют,  мокнут, вянут, валит, свищет, бушует, кружатся, замерзает, блестит, лежит, лепят катаются, бегут, распускаются, появляются, зеленеет, прилетают, цветут и.т.п.

 

    33.Дидактические упражнения на активизации в речи:

        - названия овощей и фруктов;

        - транспорта;

        - названия диких и домашних животных;

        - названия предметов мебели;

         -названия одежды;

        -названия посуды;

        -названия деревьев, кустов, цветов.

      34. Дидактическое упражнение на придумывание слов, отвечающих на вопрос «Что?»       по теме «Овощи, фрукты, ягоды»

        - Большой (что?) арбуз.

        Маленькая, крупный, круглый, мелкий, твердый, мягкая, сладкая, вкусное, горький, желтая, синяя, красная, зеленый, черная, длинный, спелая, сочный, свежий, хрустящий.

35. Дидактическое упражнение на придумывание слов, отвечающих на вопрос «Кто?»       по теме «Дикие животные»

        - Большой (кто?) слон.

        Маленькая, пушистая, колючий, могучий, пятнистый, полосатая, длинноногий, серый, неуклюжий, сильный, слабый, трусливый, добрый, злой, быстрый, горбатый, хитрая, ловкая, хищный.

        36. . Дидактическое упражнение на придумывание слов, отвечающих на вопрос «Что?»       по теме «Транспорт»

        -Новый (что?)…

        Старый, большой, маленький, мощный, длинный, грузовой, трехколесный, быстроходный, летящий.

        37.        - Растет (что?)…

        Зеленеет, срезают, выкапывают, краснеет, созревает, дергают, маринуют, срывают, варят, жарят, солят.

        38. . Дидактическое упражнение на придумывание слов, отвечающих на вопрос «Кто?»   к названию действий    по теме «Животные»

        -Прыгает (кто?)…

        Кусается, пугается, прячется, нападает, крадется, переваливается, скачет, спит, охотится, хитрит, ползает, заметает, следы, бросается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание, методы и средства работы по развитию речи дошкольников.

Главное в работе по развитию речи дошкольников – формирование правильной устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...

Консультация для воспитателей по теме «Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду».

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...