Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Доклад по теме "Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
(Л. С. Выготский)
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование,театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной
деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления,взросления, а так же индивидуальных особенностей. На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой. Понимание речи неполно, фрагментарно. У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Развивается умение передавать
содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью воспитателя. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД. Формируется умение
различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.
Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение и мнение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злая; петух – храбрый, голосистый, удалой), отдельных предметов (избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная,
не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, весной растает.
Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает
о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответственную игрушку: медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек – персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок – в печи, на окне, в домике.
Таким образом,театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль театрализованных игр в развитии речи младших дошкольников»
Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей с использованием театрализованных игр. Задачи: 1.Раскрыть родителям важные стороны психического развития ребёнка....
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют н...
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети, наконец забывают про роботов и знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осо...
МАСТЕР – КЛАСС «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»
Представление опыта работы по развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речь младших дошкольников.»
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы ...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка-дошкольника"
В материалах консультации отмечается место театрализованной деятельности в речевом развитии детей, особенности подбираемого речевого материала...