Конспект занятия по ЗКР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "В гости к Старичку-Лесовичку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_gr.no9_.docx | 137.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "В гости к Старичку-Лесовичку"
Программное содержание:
Учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’];
учить подбирать родственные (однокоренные) слова;
закрепить умение четко произносить звуки [c] и [с’] в чистоговорках, слогах и словах;
закрепить умение находить место звуков в заданных словах;
закрепить навыки артикуляционной гимнастики;
воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;
закрепить название зимующих птиц.
Оборудование:
Раздаточный материал: карточки, фломастеры, снежинки.
Демонстрационный материал: птицы – синица, снегирь, сорока, клест, белка. Старичок – Лесовичок, следы птиц, конверт с заданиями, корзина с заданием, красивая коробочка с заданием, елка с карточками, мольберт с изображением Старичка-Лесовичка.
Ход занятия.
Логопед:
- Дети, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Мы будем продолжать работать со звуком, а вот с каким, вы должны догадаться сами. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней выделяется.
«ВЕЗЁТ СЕНЯ С САНЕЙ СОНЮ НА САНЯХ».
Дети:
– Звуки [c] и [с’];
Логопед:
– Повторите скороговорку (3 – 4 ребенка)
Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит письмо.
Логопед:
– Вот так да, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?
Дети: называют адрес.
Логопед: - Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес. Значит нам. От кого оно? От Старичка – Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано.
«Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес. Чтобы узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вы найдете по - зимним следам. Но пойти ко мне смогут только те дети, кто придумает слова, в названии которого есть звуки [c] и [с’]. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок – Лесовичок».
Дети придумывают слова с заданными звуками.
Логопед:
– Молодцы. Ну что, в путь? Смотрите, что это?
Дети:
– Это следы птицы – синицы. Они нам дорогу показывают.
Логопед:
– Хорошо, на какой звук начинается слово синица?
Дети: - на звук [с’].
Логопед: -
Подскажите песенку синицы.
Дети:
- Синь – синь – синь.
Логопед:
– Хорошо. А сейчас девочки, мальчики, вместе пойдемте по этим следам. Идти нужно осторожно на носочках.
Дети идут по следам синицы.
Логопед:
- Вот и закончились следы. А вот и синица сидит, корзину караулит. Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка – Лесовичка. – «Моя знакомая белочка спрятала осенью орешки, а сейчас ищет. Помогите белке».
Артикуляционная гимнастика.
1. Увидела орешек – удивилась: - «Какой большой» Губы вытянуть вперед, не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность;
2. А потом обрадовалась, - улыбнулась. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы, укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.
3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.
Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек.
Повторить 3 раза.
Логопед:
- Молодцы помогли белочке. Смотрите еще чьи – то следы.
Дети:
-Это следы снегиря, на звук [c].
Логопед:
- Пропойте песню снегиря.
Дети:
- Сью – сью – сью.
(тихо, громко, нормально).
Логопед:
– Пойдемте по следам снегиря.
Дети идут по следам снегиря слегка, покачиваясь.
Логопед:
- А вот и сам снегирь сидит. Крылья снегом припорошило, летать не может. Поможем снегирю.
Дыхательное упражнение «Снегирь»
Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.
Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.
На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.
Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.
Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.
Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.
Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.
(Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы).
Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.
(Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево). Повторите 3 раза.
Подышал снегирь расправил крылья и полетел, только крыльями воздух рассек. –С – С – С – С – С. Все вместе.
Логопед: -Конверт остался. Что же в нем? Задание от Старичка –Лесовичка. «На моей лесной красавице елке висят карточки со словами, в которых есть звук [c] и [с’]. Определите место этим звукам в словах.
Работа по карточкам.
Логопед:
- Молодцы. Хорошо справились с заданием. А вот еще следы. Как вы думаете, чьи они?
Дети:
- Это следы сороки. Звук [c] в начале слова.
Логопед: – Пойдемте по следам.
(легкими прыжками со следа на след)
А вот и сорока сидит, коробочку караулит. Посмотрим, что в ней.
«Повторите слоги правильно»
Са – со – су – сы
Ис – ус – ас – эс
«Назовите лишний слог»
Ас – ос – уз – ыс.
Ос – яс – ис – юш.
Ша – се – су – си.
Се – зе – сю – си.
«Спойте сорочью песенку»
Дети: – Стрек – стрек – стрек.
Логопед:
- Молодцы. Вот ведь сорока – белобока совсем нас заговорила – застрекотала. А нам надо к Старичку – Лесовичку идти. Давайте посмотрим, чьи следы поведут нас дальше?
Смотрите. Что это за птица, как она называется?
Дети:
– Эти следы оставил клест. Звук [c] в середине слова.
Логопед:
– Пойдемте по следам.
(хождение по следам на полусогнутых в коленях ногах)
А вот и клест сидит.
Он в конверте принес задание. Что же там написано?
Подобрать однокоренные слова к слову снег. (снежинка, снеговик,
Снегурочка, снегопад, снегирь, снежок, снежки).
-Молодцы.
«Добавьте слова в стихотворение».
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю ……(снег).
С неба все скользят пушинки
Серебристые ……(снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо сыплется…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее …(снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка …(Снегурка)
На снегу–то, посмотри,
С красной грудкой ...(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Падают на землю…(снег).
Логопед: - Какие слова вы добавили?
Дети: – Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.
Логопед: – На какое слово все они похожи?
Дети: - На слово «снег».
Логопед: – На какой звук начинается эти слова?
Дети: - На звук [c].
Логопед: - Правильно, и однокоренные слова назвали, и слова правильно добавили. Вот еще следы. И еще одно задание.
«Проговорите чистоговорку»
СА – СА – СА хлопки
Синее небеса колечки
Се – се – се хлопки
Солнце в высоте лучики
Сты – сты – сты хлопки
Прилетели к нам клесты гребешок
Повторить 2 – 3 раза
Логопед:
–Молодцы, хорошо справились с заданием. Только вот следы птиц закончились. Куда же нам дальше идти?
(за мольбертом раздается звон колокольчика)
Логопед: -Слышите? Что же это такое?
Дети: -Это колокольчик звенит.
Логопед: -А в какой стороне. И, как, по-вашему, зачем он там звенит.
Дети: -Это, наверное, Старичок – Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.
Логопед: - Пойдемте на звук колокольчика.
Дети подходят к мольберту. На мольберте портрет Старичка – Лесовичка, рядом лежит снежинки и записка.
«Мой знакомый художник нарисовал мой портрет. Но мне он не очень нравится. Мне бы хотелось, чтобы вы украсили его снежинками. Пожалуйста, украсьте мой портрет»
Дети выполняют задание.
Логопед: -Красиво украсили портрет Старичка – Лесовичка. Очень хорошо получилась. А здесь еще одно задание.
«Спасибо за мой портрет. У меня к вам еще одна просьба. Тот же художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки, то получиться рисунок. А вот какой вы уже узнаете сами. Помогите мне, пожалуйста. Рисовать можно только теми цветами фломастера, в названии которых есть звуки [с] и [с’]»
Дети садятся за стол и обводят точки фломастером
Логопед: - Что у вас получилось?
Дети: - Снеговики, но здесь не все нарисовано.
Логопед: - Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук [с].
Дети выполняют задание и рассказывают. Что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.
Логопед: - Вот сколько снеговиков получилось.
Здесь еще одно послание от Старичка – Лесовичка. (корзина с письмом)
«Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось. Что вы такие добрые. Сообразительные и умные. Я убедился, что сорока – белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. За это я посылаю вам в подарок свои сладкие снежки. Ешьте. Поправляйтесь. Да ума набирайтесь. До скорого свидания в моем сказочном лесу.
«Старичок – Лесовичок»
Логопед: - Вот и закончилась наша прогулка в волшебном лесу Старичка – Лесовичка. Скажите, что мы делали на нашей прогулке?
Дети:
- Добавляем родственные слова, в стихотворении начинающиеся на звук «С»
- Помогали белки искать орешки.
- Помогли снегирю стряхнуть снег с крыльев.
- Находим звук «С» в словах.
- Повторяли слоги со звуком «С»
-Искали лишний слог.
-Украсили портрет Старичка – Лесовичка.
-Дорисовали рисунок со снеговиком.
Логопед:
- Вот как хорошо и интересно мы погуляли по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский сад. До свидания, лес. До свидания, Старичок – Лесовичок. До скорой встречи.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...